Продакт-менеджмент в Казахстане: итоги года и перспективы развития
Шамиль Ахмедов о маркетплейсной гонке, Edutech и нюансах профессииДля пока еще немногочисленных представителей новой профессии наступает решающее время — казахстанская продуктология доказала свою жизнеспособность и готова встретить во всеоружии год 2022-й.
В сегодняшней статье хотелось бы подвести некоторые итоги развития продакт-менеджмента в Казахстане за прошлый год, «чекнуть боксы» исполненных IT-бизнесом задач. Но для начала определимся с самим понятием «продуктология», чтобы очертить круг проблем, которыми занимается современный менеджер продуктов.
Дело в том, что многие предприниматели до сих пор воспринимают продуктовый менеджмент как модное поветрие, полагая, что оно пройдет так же быстро, как появилось в нашем обиходе. Встречаются и обратные случаи, когда «продактам» приписывают некие сверхвозможности, что явно не способствует правильному пониманию их функциональной роли в организационной структуре компании.
Давайте все же попробуем сформулировать определение этой профессии, избегая крайних точек зрения. Так кто же он в итоге, менеджер продукта?
Вдохновитель команды
На самом деле любой «продакт» — это в первую очередь знаток продукта. Он знает свое детище от и до и способен концентрировать вокруг него людей и процессы. Можно сказать, что это стартапер внутри корпорации, ответственный за судьбу конкретного товара или сервиса.
Именно отношение к продукту и отличает профессию продакта от проджект-менеджера (при всей внешней схожести функциональных обязанностей). Если продакт контролирует и мотивирует всю команду, то проджект управляет конкретными задачами и проектами на пути к общей цели.
Традиционно считается, что кузницей «продуктовых» кадров являются высокотехнологичные компании, деятельность которых завязана на IT. Это действительно так, но продакт-менеджмент, как самодостаточная методология, давно не ограничивается выпуском цифровых продуктов.
Единственная проблема состоит в том, что в Казахстане пока нет мало-мальски зрелой кадровой школы. Если только не брать в расчет менторов и энтузиастов, добившихся успеха в корпоративной среде. Поэтому и вопрос подготовки менеджеров продукта стоит в Казахстане как никогда остро.
Как выучиться на продакта?
Большинство знакомых мне людей пришли в эту профессию из проектного менеджмента. На новом поприще их привлекает не только более высокий потенциал для карьерного роста, но и задачи совершенно иного уровня. Это и возможность формулировать продуктовое видение, и управлять этапами разработки продукта, вырабатывать гипотезы, тестировать их на пользовательском опыте.
И вновь добавлю, что продуктологией занимаются не только айтишники. В этой сфере можно встретить бывших «сейлзов», маркетологов, аналитиков разного плана. Многих предпринимателей в продуктовом подходе прельщает идея развивать сам бизнес как отдельный самостоятельный продукт.
Некоторая часть начинающих казахстанских продакт-менеджеров обучается в российских онлайн-школах. Собственно, автор этой статьи и сам преподает продуктовый менеджмент на курсах SkillFactory.
Заметна и такая тенденция: IT-компании, подыскивающие будущих сотрудников в стенах технических вузов, отбирают студентов и проводят с ними обучающие сессии по продуктологии. Затем их ждет стажировка с последующим трудоустройством. По сути, это и есть казахстанская школа продакт-менеджмента в ее практическом выражении.
Но в бизнес-среде давно царит понимание, что для массового производства квалифицированных кадров требуется комплексный подход. И лучшим образовательным форматом мне здесь видится открытие отечественных продакт-хабов. Надеюсь, в скором будущем наша студия тоже внесет свой вклад в это движение, запустив продуктовую школу, причем не только для нужд компании, но и рынка в целом.
Сколько должен получать казахстанский «продакт»
Опираясь на собственный опыт найма продуктологов, могу сказать, что сотрудник на уровне интерна, то есть обладающий пока лишь теоретическими знаниями, может рассчитывать на зарплату от 150 до 250 тыс. тенге. Если молодой специалист добьется хороших результатов за первый год работы, то наверняка перейдет в категорию «джун» (сокр. от junior), что может приподнять планку его притязаний до 350 тыс. тенге.
Профессиональная зрелость в продуктологии наступает после 3-5 лет активной занятости, когда специалист достигает уровня «мидл» (middle), и сможет рассчитывать на зарплату от 400 до 700 тыс. тенге.
Профессионалы, за плечами которых свыше 5 лет стажа, могут с большой долей уверенности требовать за свой труд от 1,5 млн тенге ежемесячно. Здесь я, конечно, больше опираюсь на информацию о рынке в целом, ведь история нашей компании еще слишком коротка, чтобы располагать такими данными.
Уровень вознаграждения свидетельствует о том, что отрасль энергично набирает обороты. Работодатели с каждым годом увеличивают ставки на 20-30%, в основном за счет роста занятости специалистов на многочисленных онлайн-сервисах. В этом плане особенно привлекательной для будущих продактов становится бонусная часть доходов.
На примере нашей студии могу пояснить структуру вознаграждения и роли бонусной части. Фиксированная часть зарплаты рассчитывается исходя из почасовой ставки, которая назначается компанией на основе собственной таблицы компетенций. Учитывается и так называемое «древо компетенций», то есть совокупный набор разных видов квалификаций, которыми располагает кандидат на текущий момент.
Бонусная же часть относится к опционам и премиям, которые мы готовы платить, даже если они превышают сумму «фикса». Ценность продуктового подхода как раз и заключается в том, что успех продукта обещает своим создателям неограниченную прибыль.
Теперь пора обратить взор на поле деятельности казахстанских продуктологов, а именно — какие отрасли стали знаковыми для этой профессии в прошедшем году и уже сейчас создают новую волну спроса на специалистов в ближайшем будущем.
Оцифрованный труд
В Казахстане перевод внутреннего управления «на цифру» охватил практически все этажи бизнеса. Для цифровизации своих бизнес-процессов в небольших предприятиях все чаще экспериментируют с CRM-системами, а в средних и крупных — трансформируют в онлайн уже целые сегменты. В ход идут проверенные методы: миграция баз данных, запуск корпоративных порталов, организация автоматизированных бизнес-пространств...
Вместо шаблонных SaaS-решений менеджеры и владельцы компаний все чаще стремятся к кастомизации и поиску оптимальных решений под свои нужды. Например, крупнейшая в мире облачная платформа Amazon Web Services предоставляет гранты стартапам, использующим облачные технологии AWS. И я наблюдаю активный спрос на эти услуги со стороны казахстанских инноваторов. Во всяком случае, компетенции нашей студии по интеграции с AWS полностью используются местными заказчиками.
То же самое подтверждает и растущий интерес МСБ к такому продвинутому инструменту разработки, как Flutter. Программисты нашей студии фактически избрали этот фреймворк в качестве основы для создания мобильных приложений, потому что спрос на него велик как никогда.
Одним словом, цифровизация, охватившая все страты нашего общества, служит настоящим драйвером продуктологии. Все большее количество разработчиков и стартаперов берут на вооружение эту методологию, переводя свои бизнес-процессы на новую парадигму управления.
Маркетплейсная гонка
Прошедший 2021 год можно без всякой натяжки назвать годом маркетплейсов. Не ошибусь, если предположу, что практически каждый крупный игрок на рынке онлайн-услуг либо всерьез задумался о собственном маркетплейсе, либо уже развернул его.
Особенно хотелось бы отметить банковский сектор, в котором полным ходом идет выстраивание единой экосистемы, призванной как можно дольше удерживать потребителя под зонтиком бренда. На сегодняшний день целых четыре банка Казахстана предоставляют своим клиентам возможность совершать покупки и платежи прямо из собственного мобильного приложения. То есть в банковской сфере цифровизация превратилась в решающий инструмент по удержанию клиента (customer retention).
Да и сам клиент не стоит на месте: в последние годы наметился явный перенос фокуса внимания казахстанского покупателя с крупных международных площадок типа Alibaba, Ebay или Taobao на отечественные маркетплейсы. Примечательно, что рост количества локальных онлайн-маркетов привел к тому, что 65% всех товарных покупок казахстанцы совершают через интернет-сервисы.
Нет сомнений, что дальнейшая экспансия онлайн-торговли потребует большего количества продуктовых менеджеров, способных осилить темпы создания новых цифровых проектов.
Edutech научит всех
Многие считают, что катализатором роста различных онлайн-курсов и образовательных порталов послужили пандемия коронавируса и последовавший за ней карантин. Но в реальности бум дистанционного образования длится уже как минимум десятилетие. А коронавирус лишь подстегнул эту тенденцию.
В итоге сотни и тысячи программ, от школьного курса и семинаров до академических лекций, фактически создали альтернативное образовательное поле, способное конкурировать с традиционными вузами.
Могу вспомнить как минимум два частных казахстанских образовательных проекта, которые произвели на меня впечатление своим точным попаданием в эпицентр потребительских ожиданий. Это Daryn.online, запущенный в 2019 году и буквально за два «карантинных» года приобретший аудиторию в 3,5 млн человек; и стартап Courstore, помогающий педагогам продвигать свои услуги по обучению. Не отстают от предпринимателей и крупные бизнес-структуры, нуждающиеся в современных системах обучения сотрудников. В отличие от B2C, в корпоративной сфере важны не прибыль и охват аудитории, а способность непрерывно «подтягивать» уровень квалификации целых подразделений. И это не считая традиционных тренингов по обучению правилам безопасности, повышению культуры труда и пр.
Не нужно быть провидцем, чтобы увидеть в этой сфере потенциал спроса на разработчиков и продуктовых менеджеров. Чем больше предприятий будут переводить сотрудников на электронный формат обучения, тем выше будет спрос на менеджеров, способных искусно встраивать образовательные продукты в бизнес заказчика.
Работая над статьей, мне было интересно узнать мнение коллег из других отраслей бизнеса. Поэтому я обратился к экспертам, которые хорошо осведомлены о ситуации с развитием продуктологии в Казахстане.
Вот что они говорят по поводу перспектив этой профессии:
«Продакт — это человек, которому больше всех надо»
Абдугани Сафи, директор по продуктам Mycar.kz
Я не зря сделал акцент на этой фразе — продакту до всего есть дело, он всегда думает о продукте. Он неутомимо тестирует различные решения, пока не обнаружит лучший способ доставки ценности до конечного пользователя, причем с использованием передовых инструментов аналитики рынка и поведения потребителей.
Когда ресурсы ограничены, менеджер должен уметь оптимизировать их для достижения наилучшего результата. И руководствоваться при этом ясными, здравыми соображениями: «Какова наша цель?», «А не ерундой ли я занимаюсь?», «Зачем мы это делаем?»
Продуктовый подход замечательно сочетается с традиционными формами бизнеса. Менеджеры с различной парадигмой управления, безусловно, могут работать вместе; главное, принять и попробовать новые подходы в своем бизнесе.
Добавлю, что если человек хорошо изучил теоретическую базу и активно применял ее в казахстанских компаниях, его опыт будет релевантен и в других странах. Например, хороший казахстанский специалист будет вполне успешен на аналогичной позиции в российской компании.
В общем, есть все признаки развития казахстанской школы продакт-менеджмента. В стране ощущается высокий спрос на подобного рода специалистов, а это значит, что продакты стали получать достойную компенсацию, сопоставимую с зарплатами разработчиков высокого уровня.
«В продакт-менеджменте ценятся не сертификаты, а конкретные достижения»
Магзум Толеш, CEO и сооснователь сервиса EasyTap
В интернете можно встретить много академических статей о подходах к развитию и становлению продакт-менеджера, но я поделюсь личным опытом. По образованию я – учитель английского и французского языков. На пути к профессии продуктового менеджера и IT-предпринимателя лично мне в первую очередь пригодились жизненный опыт и умение извлекать пользу из собственных ошибок.
В числе прочих качеств отмечу и коммуникабельность – продуктовый менеджер просто обязан находить «win-win» решения как для партнеров, так и для собственников бизнеса и членов команды.
Правда, есть определенная специфика в развитии нашей казахстанской школы продуктологии. Продакты международных компаний сфокусированы на совершенствовании, скажем так, одной «кнопки», то есть стремятся к специализации. В Казахстане же, помимо прямых обязанностей, продакты вынуждены совмещать управление бизнеса с «операционкой».
Хорошая новость в том, что такая мультифункциональность помогает глубже понимать бизнес-процессы, а плохая – это явно не способствует продуктивности.
Скажу пару слов об образовании продактов и всяческих регалиях. В наших условиях сертификаты не имеют большого значения. Ценятся в первую очередь конкретные достижения человека и его личный опыт. Даже если опыт был негативным, но осмысленным и обращенным в свою пользу – это будет большим плюсом для кандидата.
В целом я довольно оптимистично смотрю на будущее продуктового подхода в Казахстане. Начинающие продакты могут рассчитывать на зарплату от $1000 в месяц, и этого достаточно для начальной мотивации. Кстати, заметил, что многие ребята идут в профессию из гуманитарной сферы, что тоже не может не радовать.
«Продакт-менеджер – это предприниматель внутри команды»
Бахытжан Жакажанов, продакт-менеджер в ORBI Inc.
На мой взгляд, самые важные soft-скиллы в этой профессии – инициативность, коммуникабельность и насмотренность. Что касается hard-скиллов, то всего понемногу: финансы, маркетинг, продуктовая аналитика, знание специфики в своей сфере, методологий, инструментов управления продуктами и командой.
Что касается области применения продакт-менеджмента в Казахстане: в IT-компаниях хорошо работает система Agile, но в квази- или госсекторе испытывают колоссальную проблему при запуске продуктов. Все дело в строгом соблюдении документации и самого процесса введения продукта на рынок.
В больших продуктовых командах продакты и проджекты априори работают вместе, чтобы покрыть «эпики» и «фичи», так как функций у продукта может быть много. Поэтому проектные менеджеры берут их на себя, а продакты, как правило, управляют пайплайнами (потоками) продукта в целом.
К вышесказанному стоит добавить такую деталь: продакты западных стран зачастую имеют глубокую специализацию в определенной области, например, занимаются только продуктовой аналитикой машинного обучения и алгоритмов. Обильность собранных данных помогает им быть более data driven (информированными в принятии решений), изучать паттерны и делать инсайты с исследований. В СНГ, в силу малого количества данных, продакты зачастую работают с сырой информацией, либо вынуждены добывать их самостоятельно.
Но это вовсе не означает, что для наших продактов пути успешного развития заказаны. Наоборот, объективная статистика говорит о стабильном росте доходов продактов. Медианный ежемесячный доход специалистов с опытом составляет 450 000 тенге; реальная зарплата варьируется в зависимости от грейда и вклада продактов.
Так что, желающие освоить новую специальность всегда найдут для себя какие-то источники знаний. Неплохие стартовые возможности дают курсы типа GoPractice и Yandex Practicum. В тренде будут и интенсивные 6-9-месячные курсы с геймификацией.
В странах СНГ профессия продакт-менеджера только начинает завоевывать позиции, поэтому в данной сфере можно встретить людей из самых разных областей бизнеса: проектного менеджмента, аналитики, дизайна, IT-разработки и т.д. И количество специалистов будет только расти.
Шамиль Ахмедов, сооснователь Akhter Studios
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.