Как «Казахтелеком» создает инфраструктуру для оцифровки экономики страны
Прототипом будущего взаимодействия казахстанских компаний является портал ISMET.kzВ Казахстане много говорят о необходимости цифровизации бизнес-процессов как крупного бизнеса, так и субъектов МСБ, при этом иногда упускается из виду то обстоятельство, что для применения многих цифровых инструментов необходима внешняя площадка дистанционного взаимодействия субъектов бизнеса между собой, а также с государством и с потребителями их продукции.
Без возможности применения цифровых инструментов, внедренных в той или иной компании, во всех внешних ее взаимодействиях эти инновации быстро становятся «вещью в себе» и теряют свою значимость. Замечательно, когда бухгалтерский учет компании ведется в автоматическом режиме, экономя время и силы персонала, но если при этом нет возможности передать отчеты в налоговые органы в режиме онлайн, то сэкономленное на их подготовку время «съест» поход в налоговую инспекцию. Отлично, когда учет продукции на складах предприятия ведут роботы, но если у контрагента предприятия нет доступа к этой информации через какой-то общий ресурс, то ему все равно придется звонить в офис поставщика и уточнять наличие интересующего его товара. Великолепно, когда компания разрабатывает мощную рекламную кампанию своей продукции, которая действительно востребована на казахстанском рынке, но если нет специализированной информационной площадки для заинтересованных в этой информации лиц, то отдача от пиар-кампании будет ниже ожидаемой.
Таким образом, вопрос цифровизации экономики не сводится к проблеме внедрения цифровых инструментов на каждом предприятии в отдельности, гораздо важнее вопрос организации площадок, на которых эти предприятия смогут взаимодействовать дистанционно. Скажем больше – те компании, которые выстроят такие площадки, становятся ключевыми игроками развития цифровой экономики в стране, потому что именно они предложат остальным участникам рынка возможности по полноценному использованию цифровых инструментов. Очевидно, что реальные возможности для построения таких площадок существуют у телеком-операторов, а если говорить о Казахстане – то у самого крупного телеком-оператора – АО «Казахтелеком». И не только потому, что он охватывает большую часть телекоммуникационного рынка и занимает значительную его долю, но и за счет беспрерывного его стремления предоставлять передовые цифровые решения для всех сфер бизнеса.
Прототипу казахстанского цифрового взаимодействия – три года
В «Казахтелекоме» вопросами создания такой внешней площадки, с помощью которой бизнес мог бы получать дополнительные выгоды от цифровизации, озаботились несколько лет назад: в ноябре этого года порталу ISMET.kz, который является единственной в своем роде цифровой площадкой для компаний МСБ, где бизнес может не только реализовать внутреннюю операционную деятельность, но и расширять свои партнерские возможности, исполняется три года. За небольшой период своего существования ISMET.kz стал полномасштабной экосистемой для бизнеса, объединившей более 60 тыс. представителей таких сфер казахстанского предпринимательства, как торговля, транспорт, HoReCa, недвижимость, строительство, логистика, производство и промышленность.
При этом более 30% всех зарегистрированных пользователей портала составляют компании, осуществляющие деятельность в сфере оптово-розничной торговли – это самая активная часть предпринимательской среды, обеспечивающая наибольшее количество рабочих мест и самую большую выплату налогов государству. И наиболее активно контактирующая с партнерами и потребителями часть бизнеса страны. С недавнего времени ежемесячный прирост пользователей ISMET.kz составляет более 7 тыс. в месяц - такой показатель обеспечен за счет постоянного развития возможностей портала и расширения его цифрового функционала.
Какие возможности предоставляет ISMET.kz для предпринимателей Казахстана
На самом деле к цифровому ведению бизнеса все же сегодня прибегают с некой осторожностью, не полностью понимая все возможности, которые предоставляют новейшие технологии. «Казахтелеком», ориентируясь на лучшие бенчмарки мира, смело реализует на портале различные решения, не ограничиваясь только ведением документооборота – самой востребованной малым и средним бизнесом услуги. На ISMET.kz есть возможность ведения облачного учета для бухгалтерии, установки виртуальной кассы с автоматической передачей данных в налоговые органы для бутиков и магазинов у дома, система проверки добросовестности контрагентов, а также системы учета для автоматизации любого бизнеса. Данные технологичные сервисы позволяют значительно сократить время и расходы пользователей на все бизнес-операции. Помимо этого, портал предлагает аренду серверов для хранения данных, которые в перспективе можно рассматривать как ценный актив компаний, особенно после интеграции с инструментами Big data для выявления определенных закономерностей, позволяющих повысить доходы бизнеса.
Кроме того, платформа «Казахтелекома» предлагает возможность коммуникаций между компаниями, организации различных форумов для обмена мнениями, проведения обучения штата в дистанционном формате. Кстати, на портале регулярно публикуются различные обучающие материалы не только для представителей рынка информационных технологий, но и для всех заинтересованных лиц в сфере ведения бизнеса. По словам главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком» Батыра Маханбетажиева, развитие цифровых сервисов для малого и среднего бизнеса является как стратегической целью компании, так и глобальным приоритетом в рамках программы развития «Цифровой Казахстан».
«Платформа ISMET.kz уже стала неотъемлемой частью комплексной программы «Цифровой Казахстан» и нацелена на повышение уровня жизни каждого жителя страны за счет использования цифровых технологий. Кроме того, портал является полномасштабным инструментом развития МСБ в рамках инициативы программы «Переход на цифровое государство». Поэтому мы рассматриваем его не только как коммерческий проект, но и как драйвер цифрового развития государственного уровня», - говорит Батыр Маханбетажиев.
Он подчеркнул, что ISMET.kz необходимо рассматривать как маркетплейс, рынок в котором представлено более 80 тыс. наименований товаров и услуг различной направленности. Кроме того, веб-площадка является прекрасной возможностью для таргетированного размещения рекламных продуктов, реализации пиар-кампаний с фокусом на конкретные целевые аудитории.
Почему работать на ISMET.kz просто
Механика работы с порталом выстроена через авторизацию и использование личного кабинета на портале, где можно не только управлять услугами «Казахтелекома», но и вести делопроизводство в онлайн-режиме, искать партнеров, клиентов и подрядчиков, размещать информацию о своем товаре или услуге, продвигать бизнес посредством таргетированных e-mail и/или смс-рассылок, рекламных публикаций в социальных сетях. За последние полгода пользователи в этих целях заходили в свои личные кабинеты более 70 тыс. раз, и интенсивность использования этих инструментов продвижения своей продукции постоянно растет.
К своему трехлетию портал ISMET.kz сделал большой подарок клиентам, выпустив мобильное приложение с одноименным названием, которое уже можно скачать во всех магазинах мобильных приложений. Здесь реализован весь функционал, который на сегодня доступен в веб-версии портала: теперь ведение бизнеса стало еще удобнее, а «Казахтелеком» получил с точки зрения монетизации сервиса возможность прироста корпоративных клиентов, которые ценят мобильность и комфорт. При этом развитие цифровизации и возможностей площадок, подобных ISMET.kz, напрямую влияет на оживление рынка мобильных устройств: чем больше продуктов цифровизации доступно на смартфонах, тем активнее ведутся продажи и модернизация гаджетов.
Специалисты аналитической компании Gartner подготовили отчет, в котором сведены данные о продажах смартфонов в первом квартале 2021 года: как утверждается в анализе, рынок смартфонов вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 26%. Если в первом квартале прошлого года было отгружено 300 млн аппаратов, то в минувшем — почти 378 млн устройств. Крупнейшим поставщиком смартфонов остается компания Samsung: южнокорейский производитель нарастил поставки с 56 до 77 млн штук, увеличив свою долю на мировом рынке с 18,4% до 20,3%. На втором месте находится компания Apple, выпустившая за год в продажу 60 млн мобильных устройств. Это привело к увеличению доли Apple с 13,6% до 15,5%. Далее следует компания Xiaomi с долей рынка 12,9%.
Для компаний, выпускающих мобильные приложения собственных сервисов, в том числе и для «Казахтелекома», эти данные очень важны для понимания, на какую аудиторию они должны рассчитывать свою платформу. Ведь производители гаджетов ориентируются на определенный портрет пользователя, отражающий его психотип, социальный статус, возраст и тем более покупательскую способность. Это дает возможность подстраивать нужным образом мобильное приложение под те или иные запросы клиентов, создавать точечно ориентированный функционал. И, со слов управляющего директора по модернизации АО «Казахтелеком» Даурена Керейбаева, цифровизация сервиса в компании ориентируется на полное понимание предпочтений клиента.
«Мы должны не только знать, что хочет получать от нас клиент сегодня, но и прогнозировать дальнейший спрос с учетом развития смежных рынков, развития технологий, предвидеть, что завтра будет интересно клиенту и как мы сможем покрыть те или иные потребности», - говорит Даурен Керейбаев.
Почему будет нарастать потребность в аналогах ISMET.kz
Эксперты телекоммуникационной отрасли прогнозируют дальнейший среднегодовой рост проникновения интернета в мировом масштабе до 2028 года в пределах 6,2%. Это значит, что цифровизация всех сфер глобальной экономики, несмотря на существование некоторых переменных обстоятельств, будет оставаться в стадии стабильного подъема, и компаниям необходимо подстраивать бизнес под этот тренд. В данной связи АО «Казахтелеком» все глубже уводит клиентов в веб-среду с возможностью самостоятельного обслуживания через различные предлагаемые онлайн-каналы коммуникаций. Тем самым решая основную задачу цифровизации по минимизированию участия человеческих ресурсов в рекламе продукции, заключении сделок по ней и в дальнейшем сервисном ее обслуживании. И эта тенденция наблюдается не только в розничном потреблении, она постепенно выстраивается и в корпоративном сегменте. Поэтому разработчики портала для бизнеса ISMET.kz намерены оснастить его возможностями максимально покрывать все услуги, которые востребованы предприятиями страны в условиях digital-эры. И способны не только облегчить ведение бизнеса, но и обеспечить его развитие.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.