Корпоративная культура может дать до 30% корпоративной эффективности
Эксперт о влиянии корпоративной культуры на бизнесСегодня, когда все мы немного отошли от шока, связанного с девальвацией тенге, и нынешнюю экономическую ситуацию в стране начали воспринимать как новые экономические условия, в которых необходимо продолжать работать, развиваться, отстаивать свои позиции на рынке и строить дальнейшие планы, каждый руководитель вынужден как никогда ранее задуматься об эффективности и конкурентоспособности своего бизнеса. Что же сегодня может помочь предпринимателю, помимо традиционных мер, таких как оптимизация бизнес-процессов, сокращение расходов, поиск новых ниш для бизнеса?
Ответ на этот вопрос, с одной стороны, может показаться достаточно очевидным и понятным каждому руководителю, с другой стороны, как показывает наша консалтинговая практика, очень малая часть казахстанских предпринимателей осознает значимость и силу этого инструмента управления и пользуется им.
Корпоративная культура компании - это тот инструмент управления, который может дать дополнительно 20-30% корпоративной эффективности!
Но перед тем как осветить, на какие именно экономические показатели корпоративная культура влияет и каким образом этим можно управлять, позволю себе, уважаемый читатель, напомнить, что такое корпоративная культура и из каких компонентов она состоит.
Культура - это совокупность коллективных базовых правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей по мере того, как она училась решать проблемы, связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграцией, и разработанных достаточно хорошо, для того чтобы считаться ценными (Э. Шеин).
Компоненты корпоративной культуры:
- миссия, цели, философия компании;
- базовые ценности, убеждения, мировоззрение;
- действующая система коммуникации;
- принятая система лидерства, управления;
- стандарты поведения;
- трудовая этика;
- система мотивации;
- традиции и ритуалы;
- принятая символика и корпоративный стиль.
В каждой компании есть своя уникальная корпоративная культура. Важно понимать, что даже если в компании никто специально этим никогда не занимался, это не отражено во внутренних документах, не декларируется на совещаниях и собраниях коллектива, не висит на стенах офиса, все равно есть определенная культура: дух, ценности, вера, убеждения. Независимо от того, заботится о них руководитель или нет, они определенным образом влияют на каждое решение, которое принимается и исполняется в компании, а также на поведение каждого сотрудника компании — от охранника до директора. Другое дело, если руководитель сознательно превращает корпоративную культуру в мощное побуждающее и объединяющее начало, то это может послужить одним из инструментов управления, поскольку анализ и развитие корпоративной культуры позволяют повысить управляемость компанией, а вместе с этим - эффективность деятельности, даже в условиях неопределенности внешней среды.
Беря за теоретический базис модель Д. Денисона и основываясь на практическом опыте консалтинговых проектах, в наших отечественных компаниях можно отметить следующее: корпоративная культура имеет влияние на экономические показатели - прибыльность, рост объема продаж, качество, инновации.
Культура воздействует на эффективность бизнеса четырьмя основными путями:
1. Миссия – задает направление.
Миссия - четкое представление о собственном предназначении, на основании которого ставится цель, разрабатывается стратегия и строится видение будущего. Понятная и разделенная всеми миссия придает целенаправленность и значимость действиям сотрудников компании.
2. . Способность к адаптации – придает гибкость.
Способность к адаптации - высокая степень гибкости и развитая способность реагирования на деловую среду.
3. Вовлеченность - повышает заинтересованность сотрудников.
Вовлеченность - люди в эффективных компаниях обладают полномочиями и заинтересованы в своей деятельности. Такие компании выстраиваются вокруг команд. Человеческий потенциал развивается на всех уровнях. На всех уровнях иерархии сотрудники чувствуют, что вносят вклад в принятие решений, и ощущают, что их деятельность напрямую связана с целями компании.
4. Согласованность – обеспечивает последовательность и стабильность.
Согласованность - особенно эффективны согласованные и интегрированные компании. Это компании, характеризующиеся высоким уровнем преданности сотрудников, наличием собственного метода ведения бизнеса, «выращиванием» руководителей внутри компании, четким набором правил, что нужно и что не нужно делать. Такая согласованность — мощный источник стабильности и внутренней интеграции.
Таким образом, определенные элементы корпоративной культуры влияют на некоторые экономические показатели и эффективность компании в целом:
- «миссия» и «согласованность» определяют рентабельность инвестиций, продаж и активов;
- «способность к адаптации» и «вовлеченность» влияют на новизну продукта;
- «вовлеченность» и «согласованность» — на качество, рентабельность инвестиций и степень удовлетворенности сотрудников компании;
- «способность к адаптации» и «миссия» оказывают влияние на долю компании на рынке и темп роста продаж.
Подводя итог, можно сказать, что при умелом использовании корпоративной культуры можно значительно повлиять на успех, стабильность и процветание компании, а при неумелом возможны прямо противоположные результаты. Следовательно, корпоративную культуру необходимо изучать, следить за ее формированием, регулировать ее изменения. Если говорить о конкретных практических подходах, то это можно свести к четырем ключевым действиям: Отбирать-Информировать-Стимулировать-Управлять.
То есть:
- отбирать на работу в компании сотрудников с такой мотивацией, ценностями, отношением, которые были бы близки той корпоративной культуре, которая является желаемой в компании;
- информировать сотрудников о том, что является ценным для компании, через программы ориентации и адаптации новых сотрудников, обучение и наставничество, через собственный пример поведения лидеров, через все доступные медиа;
- стимулировать то, что является ценным, благодарить и отмечать то поведение, которое должно быть нормальным для сотрудников, вознаграждать героев, которые должны быть образцом для подражания, праздновать то, что является выдающимся и должно цениться;
- управлять культурой, то есть держать руку на пульсе и корректировать то, что нужно.
Автор: Сауле Смадьярова, консультант по внедрению, Margo & Partners.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.