Казахстан нуждается в сокращении госсектора в экономике
Такое мнение высказал председатель правления BRB INVEST Галим ХусаиновВ кризис всегда есть возможность для роста. Экономика в Казахстане не очень сильно дифференцирована, и поэтому любые инициативы сегодня нужно развивать, несмотря на кризисную ситуацию или ее отсутствие. Об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz высказал председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов.
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на казахстанском и мировом рынке? По вашему мнению, это кризис или процесс, который сопровождает обновление состава лидеров рынка и правил игры в мировой и отечественной экономике?
- Начнем с того, что сегодня мы наблюдаем последствия кризиса 2008-2009 годов. Многие страны уже начали выходить из кризисного состояния, среди которых США и Китай. Отмечу, что КНР одной из первых преодолела этот кризис. Что касается еврозоны, то она еще буксует, но уже в принципе на правильном пути. Надо отметить, что в Европейском союзе присутствует бюрократия и решения там принимаются достаточно сложно и долго по сравнению с теми же Соединенными Штатами Америки. Поэтому в целом в мире как такового серьезного кризиса не наблюдается.
Сейчас страдают в первую очередь так называемые сырьевые страны, экономика которых построена на экспорте нефти, газа, золота и других ископаемых. Естественно, что эти страны находятся под давлением и ощущают кризис, поскольку основной производимый продукт подешевел на мировых рынках. Для развитых стран подобная ситуация является, напротив, стимулом для роста экономики на фоне удешевления энергоресурсов.
- Как вы думаете, имеет ли место так называемый саудовский заговор?
- Я не верю в заговоры. Есть экономически объективные предпосылки. Например, нефть подешевела в силу перепроизводства этого продукта. В итоге Саудовская Аравия отказалась сокращать нефтедобычу, чтобы не потерять свою нишу среди стран - потребителей нефти. Если бы эта страна сократила добычу нефти, то можно было бы предположить развитие двух сценариев. Первый сценарий: другое нефтедобывающее государство увеличило бы нефтедобычу и заняло нишу Саудовской Аравии, но при этом цена на сырье также снизилась бы. Второй сценарий: сокращение нефтедобычи саудитами и сохранение стоимости черного золота на высоком уровне. Однако Саудовская Аравия не стала рисковать и предпочла сохранить свои нишевые позиции. В этой ситуации ставка была сделана на то, что более слабые компании и страны - экспортеры нефти не выдержат конкуренции и уйдут с рынка. В первую очередь саудиты надеются на сокращение добычи сланцевой нефти в Америке.
- Как вы относитесь к мнению, что даже в кризис нужно продавать, развивать свой бизнес и именно подобные действия станут залогом успеха в посткризисный период?
- Отмечу, что в условиях любого кризиса есть возможность для некоего роста, которая позволяет предприятиям и компаниям двигаться дальше. Можно воспользоваться моментом и, к примеру, скупить дешевые объекты, пока на рынке недвижимости наблюдаются бросовые цены. Экономика в Казахстане не очень сильно дифференцирована, и поэтому любые инициативы сегодня нужно развивать, несмотря на кризисную ситуацию или ее отсутствие. У любого инвестиционного проекта есть жизненный цикл. И можно предположить, что низкие цены на нефть, из-за чего Казахстан испытывает временные трудности, не будут наблюдаться больше 2-3 лет. За это время можно достаточно дешево построить свой бизнес – именно инвестиционную фазу.
- Какие виды бизнеса сейчас выгодны или невыгодны?
- В любом виде бизнеса нужно изучить рынок. У Казахстана есть несколько недостатков как у страны для развития бизнеса. Первый недостаток – наша геопозиция. У нас очень большая территория и достаточно высокие транспортные расходы. И, соответственно, с этой точки зрения строить бизнес, в котором будут заложены высокие транспортные расходы, достаточно сложно, даже при наличии собственного сырья. Бытует мнение, что нужно в Казахстане построить нефтехимические предприятия и экспортировать продукты нефтехимии в Европу и в Китай. Это достаточно спорная инициатива, потому что мы добываем нефть, а транспортировка нефти, например, в Европу стоит 40 долларов за тонну, а транспортировка, например, тонны полиэтилена как нефтехимии будет стоить 300 долларов за тонну. Естественно, что та добавленная стоимость, которую мы создаем, экономя за счет того, что у нас дешевое сырье – 260 долларов, съедается транспортными расходами. Сама транспортировка нефти по трубе обходится дешевле, нежели транспортировать полиэтилен по железной дороге.
Второй недостаток Казахстана – отсутствие дешевой рабочей силы. У нас всего 17 млн человек, но реальных трудовых ресурсов - 9-10 млн. Кроме того, нужно исключить чиновников, учителей и врачей, которые ничего не производят. В итоге самой рабочей силы очень мало. А если она есть, то неквалифицированная, потому что у нас достаточно высока доля сельского населения. 44% жителей Казахстана проживают в сельской местности. Чтобы локализовать текущие кадры в стране, необходимо ввести программу по переселению сельских жителей в город. Нужно развивать города, строить дешевое жилье, чтобы народ туда ехал. Никто не будет строить завод в сельской местности, поскольку там нет инфраструктуры. Это вторая проблема Казахстана.
Третья проблема – условия ведения бизнеса. В этом плане Казахстан проигрывает многим странам. Должна вестись работа по облегчению ведения бизнеса в стране. Программ существует много, но основная проблема – бюрократические барьеры с разрешительными документами в том числе. Казахстан по индексу условий для ведения бизнеса не совершает серьезного прорыва. Чтобы подняться на 30 позиций вверх, стране нужно около 20 лет.
Что мешает ведению бизнеса в Казахстане? В первую очередь это отсутствие защиты интересов инвесторов. Нужно развивать независимую судебную систему, которая бы защищала интересы инвесторов. Возможно, необходимо создание арбитражных судов, независимых судов с привлечением иностранных юристов и специалистов. Пока не будет судебной защиты такого рода, инвесторы продолжат достаточно настороженно относиться к ведению дел в Казахстане.
Также нужно пересмотреть процедуру выдачи разрешительных документов. Особенно в части получения различных техусловий, введения в эксплуатацию жилья. Зачастую как согласовывается проект строительства определенного дома? Согласование пройдено на всех уровнях служб, но в итоге здание не вводится в эксплуатацию автоматически, как должно быть. В результате после возведения объекта начинается процесс ввода в эксплуатацию, который может затянуться на год. Те службы, которые изначально одобряли проект, начинают искать ошибки и высказывать претензии, при этом снимая с себя ответственность. Чиновник, который пропустил проект, начинает сам создавать проблемы.
Кроме того, в Казахстане очень забюрократизировано право недропользования. Конечно, недра, по сути, стратегический объект и их надо защищать. В нашей стране на данный момент единственная конкурентоспособная отрасль – сырьевая, то есть недропользование. И этого не надо стесняться. Но мы почему-то считаем, что нам нужно уходить от недропользования и переходить в сектор трансфера технологий и так далее. Нужно развивать сырьевой сектор, но для этого необходима его либерализация, а в Казахстане этот сегмент сильно зарегулирован. Кроме Кашагана я вообще не припомню крупных сделок, чтобы мировые компании были допущены к нефтяному сектору в нашей стране. В итоге развитие стагнирует на уровне 2006-2007 годов. Как результат – падение добычи в прошлом году, и эта тенденция сохраняется. А сырье приносит до 70-80% всего дохода Казахстану. Зачем ждать Кашаган? Можно осваивать другие месторождения, если предоставить к нему доступ крупным нефтедобывающим компаниям.
- По вашему мнению, может ли девальвация тенге стать решением финансовых проблем в РК и есть ли альтернатива?
- Девальвация тенге Казахстану ничего не даст из-за отсутствия локального производства. Нужно понимать, что девальвация – это краткосрочная мера, которая «разгоняет» инфляцию и имеет срок жизни не более двух лет. По истечении этого срока инфляция, которая наблюдается в стране, доходит до уровня государств-конкурентов, цены выравниваются, и мы снова становимся неконкурентоспособными. И вопрос возникает: есть ли смысл снова проводить девальвацию или же необходимо добиваться конкурентоспособности страны? В России, к примеру, уже сейчас двухзначная инфляция. Они нас уже через год по ценам догонят. В Казахстане, по сути, нет ни одного товара, который был бы полностью произведен в стране, исключая только продукты питания. Однако даже в пищевой отрасли также используются ингредиенты, определенные составляющие и добавки, которые закупаются на внешних рынках и импортируются в Казахстан.
Что составляет основу нашей экономики? Нефть, газ, цветные металлы – экспортные товары, которые не используются напрямую в употреблении на внутреннем рынке. И, соответственно, все, что потребляет местное население, не произведено нами самими. Даже продукты питания, которые производят в стране, в большей степени зависят от импорта. Допустим, соки в Казахстане производят из концентрата, завезенного из другой страны. И, по сути, в этом соке казахстанского содержания только вода и упаковка. Насчет упаковки также большие сомнения – произведена ли она в Казахстане?
В итоге при проведении девальвации все импортное сырье подорожает соответственно уровню девальвации, если только это не сырье, привезенное из России. Но нужно учитывать, что в России девальвация была проведена намного раньше и инфляционные процессы уже были запущены. В итоге российские цены приближаются к казахстанским. В итоге в случае проведения девальвации в Казахстане произойдет взрыв инфляции.
С этой точки зрения кто будет в выигрыше? В выигрыше будут те компании, которые имеют небольшую локализацию производства, – те, кто производят продукты питания из местного сырья, короткого срока хранения. К примеру, молочная продукция и другая. Выиграют в результате проведения девальвации сырьевые компании - металлургические, нефтяные, но не особо ощутимо.
Девальвация на руку металлургам, у которых большая доля затрат идет на содержание трудовых ресурсов. Например, когда вы экспортируете металлы - они котируются в долларах, а затраты идут в тенге, и из них часть поступает на оплату труда, то зарплата рабочих в долларовом выражении при проведении девальвации падает. Таким образом, идет перераспределение доходов между собственником и работником в пользу собственника. Однако это приведет к падению покупательской способности, от которой, в свою очередь, пострадает малый и средний бизнес – основной источник дохода государственного бюджета.
- Какие антикризисные меры вы считаете уместными в нынешних условиях? Что необходимо предпринять правительству, чтобы выйти на новый уровень развития экономики?
- Государству нужно сначала определить те секторы, которые страдают и по каким причинам. Просто лозунговых заявлений отдельных директоров предприятий мало. На сегодняшний момент в Казахстане есть отрасли, которые серьезно страдают – пищевая отрасль и сельское хозяйство. Они испытывают трудности, поскольку несут больше затрат на трудовые ресурсы по сравнению с российскими конкурентами. Есть и другие отрасли, которые нуждаются в поддержке. Такие страдающие отрасли нужно отдельно вывести и понять: насколько они потеряли свою конкурентоспособность из-за обесценения рубля? При этом нужно посмотреть тренд рубля, когда будет восстановление по инфляции с нашими текущими ценами, и выявить временной лаг поддержки этих отраслей. Далее нужно будет посмотреть структуру этих затрат, которые несут данные отрасли. К примеру, среди затрат есть расходы по процентам по кредиту. А у нас достаточно высокие проценты. И первой мерой поддержки этих отраслей может стать перераспределение текущих субсидий в пользу этих предприятий. Таким образом, банковский сектор будет поддержан и компании получат подмогу.
Кроме того, есть необходимость рефинансирования этих предприятий и их оборотные средства будут увеличены. При наличии дешевых оборотных средств в период кризиса можно работать на склад и ждать лучших времен. При наработке производства и при наличии продукции, которую можно хранить долго, можно работать на склад и ждать выравнивания цены для дальнейших прибыльных продаж. Пищевая отрасль страдает еще и потому, что в стране присутствует неофициальный приграничный импорт – из России в Казахстан. И с этим нужно серьезно бороться. Для этого нужно наводить порядок на рынках и базарах – там усиливать контроль, поскольку такая нелегально привезенная продукция сбывается именно здесь. В этом нет нарушений закона, поскольку у нас с Россией единое экономическое пространство и нет необходимости растаможивать товары, но есть много других ограничений и мер, как, например, сертификация продукции. Таким образом, для наших производителей такие действия станут ощутимой поддержкой.
Необходимо проанализировать: какие налоговые послабления можно предоставить отечественным компаниям, которые нуждаются в поддержке? Например, предоставить квоту по НДС для пищевых компаний. Другой вариант – введение двойной ставки по НДС, по примеру России. Можно снизить НДС именно для тех отраслей, которые надо поддержать, и можно успешно это использовать. Конечно, государство пострадает по налоговым поступлениям, но такие меры поддержат наших пищевиков. Таких мер поддержки можно продумать и прописать множество – отдельно по каждой отрасли. Но отмечу, что зачастую инициативы профильных департаментов, которые прописывают подобные антикризисные программы, продвигаются недостаточно успешно и оперативно. Я уверен, что таких эффективных идей поддержки экономики в Казахстане немало, но на уровне исполнителей они просто все теряются. Слишком большая иерархия согласований и разрешительных процедур, а также чересчур много госкомпаний, которые регулируют рынок и участвуют в бизнесе. Не каждый чиновник переориентируется в бизнесмена. Госслужащий никогда не предпримет решительных действий в бизнесе, пока не получит несколько видов разрешений на реализацию идеи. Ментальность разная в управлении. Поэтому в Казахстане напрашивается новая тенденция сокращения государственного сектора в экономике.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.