Готова ли авиационная отрасль к рискам?
Авиакомпании не ожидают значительного сокращения пассажиропотокаЦены на нефть марки Brent опустилась ниже 60 долларов за баррель, в связи с этим был пересмотрен госбюджет Казахстана. Глава государства Нурсултан Назарбаев заявил, что у Казахстана есть план даже на случай падения цен на нефть до 40 долларов за баррель, и говорил о возможности предстоящего кризиса. Учитывая такую обстановку, насколько готова авиационная отрасль к рискам? Об этом корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказала представитель авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» в Алматы Юлия Нечаева.
- Есть ли план действий на случай кризиса и как при необходимости будет производиться оптимизация расходов?
- Для нашей авиакомпании оптимизация скорее процесс постоянный. Мы всегда шли по пути оптимизации расходов и тем самым предлагали продукт, который по стоимости мог удовлетворить большую часть клиентов. Это в первую очередь правильный выбор воздушного судна. Сейчас из Алматы летает Вoeing 737-800 (180 кресел, компановка- эконом, бизнес). За счет большой вместительности борта себестоимость кресла уменьшается. Но всегда есть риск, т. к. рейс окупается при условии загрузки 80% и выше. Самое главное, не экономить на техническом состоянии и проверках бортов. Авиакомпания прошла аудит ИКАО на соответствие международным стандартам качества и безопасности полетов.
Еще одним серьезным шагом является расширение маршрутной сети. То есть открытие новых направлений. При этом очень важно, чтобы время прилета/вылета было удобным и «стыковалось» с другими рейсами. Например, в этом году был открыт рейс Ташкент - Киев, который стал популярным с первого дня полетов, при этом время прибытия в Киев настолько удобно, что пассажиры могут выбрать любое европейское направление МАУ, Израиль или США для дальнейшего путешествия.
Очень важным моментом является оптимизация расходов на обслуживающий персонал. Если уменьшается пассажиропоток и количество рейсов, высвобождается часть обслуживающего летного и технического персонала. Здесь есть несколько вариантов, самые часто применяемые – сокращение парка и персонала либо так называемый «мокрый лизинг», когда самолет передается во временную эксплуатацию другой авиакомпании с экипажами и техниками для обслуживания. Мы в 2014 году, чтобы сохранить и не сокращать персонал, передавали 4 борта в «мокрый» лизинг. Некоторые наши коллеги идут по более простому пути – сокращают парк и персонал.
Осень и зима для всех авиаторов достаточно сложный период, независимо от внешних экономических факторов. У каждой авиакомпании своя стратегия сохранения ресурсов и развития.
- Как вы считаете, сократится ли пассажиропоток? Если да, то по каким направлениям?
- Сокращение может быть, но не думаю, что очень значительное. Скорее всего, будет перераспределение пассажиропотока. То есть пассажиры, как и в других сферах услуг, будут выбирать более лояльные цены. Если в последние 3-5 лет многие не сравнивали цены перевозчиков, а просто выбирали ту авиакомпанию, которую они знают, уже летали и т. д., то в новом году пассажиры будут тщательнее считать, выбирать. Мы это видим по крупным корпоративным клиентам - многие компании уже пересматривают трэвел-политику, и основным моментом в ней становится сокращение расходов компании на служебные командировки. В бизнес-путешествиях это особенно заметно. Компании не могут меньше летать, бизнесу это нужно для развития, соответственно экономить нужно, выбирая более выгодные цены перевозок.
- Как надо действовать авиаторам в ситуации ожидаемого кризиса?
- Как я уже говорила, у всех есть своя стратегия и позиционирование. Больше и продуктивней работать - это главное правило во все сложные времена. Умение находить нестандартные решения и предлагать хороший продукт, который будет доступен по цене.
– Как отразится на стоимости билетов стоимость топлива, можно ли говорить о том, что билеты подешевеют из-за падения цен на нефть?
- Стоимость авиатоплива не уменьшается либо уменьшается очень незначительно, несмотря на падение цены на нефть. Поэтому резкого сокращения цен авиабилетов не будет. Есть сезонные акции, которые многие авиакомпании практикуют, делают хорошие скидки при условии приобретения билетов, к примеру, в течение определенного периода и с определенными датами путешествий. Я знаю пассажиров, которые мониторят подобные акции и покупают билеты по выгодным ценам.
В целом, я думаю, ценовая политика авиакомпаний сильно не поменяется.
- Сократили ли вы бюджеты в рамках вашей компании? Маркетинг, IT, обучение?
- Мы не сокращали и не будем сокращать расходы на обучение, особенно это касается летного состава. Не сокращаются расходы на техническое обслуживание флота. Безопасность в нашей отрасли - на первом месте. IT-департамент также не был сокращен, более того, мы сейчас готовим новый продукт для работы с нашими агентами, где агентства смогут получить всю информацию, проверить свой счет, получить контакты всех отделов. Очень удобный агентский сайт.
По маркетинговому бюджету предстоит оптимизация. В целом сокращаться он не будет, но будет также перераспределен и направлен на более эффективные инструменты.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.