Как пандемия меняет офис
Из абстрактной концепции работа будущего превратилась в реальностьСтолкнувшись с коронакризисом, миллионы организаций вынуждены были перевести своих сотрудников на удаленную работу. Для некоторых из них такой переход не составил труда, так как уже многие годы они инвестируют средства в организацию гибкого режима работы и поддерживают его технологии. Для других задача оказалась сложнее.
В любом случае кризис положил начало глобальному эксперименту по переходу на работу из дома. Теперь компании по всему миру думают о том, как обеспечить непрерывность бизнеса и поддержать своих сотрудников и клиентов в условиях кризиса. Однако при решении проблем сегодняшнего дня мы должны ориентироваться на «завтра», закладывая основу для успешного выхода из кризиса, а также на «послезавтра», то есть готовиться к новой нормальности, которая возникнет после пандемии.
Коронакризис бросает вызов нашим естественным когнитивным установкам. Наш мозг может говорить нам, что «все вернется к нормальному состоянию», но шок, который мы испытали, навсегда изменит наш взгляд на работу. Как владельцы недвижимости, так и ее арендаторы должны учитывать далеко идущие последствия этого кризиса и то, как он повлияет на их организации в долгосрочной перспективе.
Технологии и наше возвращение в офис
После многолетних дискуссий о «здоровых» зданиях мы только сейчас начинаем понимать, что эта концепция означает нечто большее, чем стильные, доведенные до совершенства пространства и занятия йогой в обеденный перерыв.
Можно с уверенностью предположить: чтобы быть «здоровым» в эпоху пандемии, зданию необходимы интенсивный режим уборки, доступ свежего воздуха и естественное освещение. При этом оно не сможет обойтись без разнообразных технологий, применения многих из них мы до сих пор старались избегать. Подобно тому, как нам пришлось смириться с тотальным наблюдением и усилением мер безопасности после террористической атаки 11 сентября 2001 года, приход коронавируса вынуждает нас частично отказаться от права на конфиденциальность в обмен на безопасность и гарантию занятости.
Руководители понимают, что в борьбе с коронавирусом участвуют не только эпидемиологи, но и специалисты в области интернета вещей, автоматизированной обработки информации и аналитики больших данных. Ниже приведены примеры шагов, которые некоторые организации могут предпринять (и уже предпринимают).
1. Биометрическое оборудование. Установка высокоточных температурных сканеров и цифровых термометров для проверки состояния сотрудников при входе в здание.
2. ИИ и аналитика. Внедрение правил социального дистанцирования в офисе с помощью ИИ и аналитики для управления использованием рабочих мест, распределением по сменам, скользящим началом рабочего дня, еженедельной ротацией и ограничениями пространства.
3. Интеллектуальная система безопасности. Блокирование доступа сотрудников на отдельные этажи либо в отдельные дни с использованием датчиков для контроля соблюдения ограничений.
4. Системы управления зданием. Мониторинг доступа свежего воздуха и уровня влажности в помещении.
Несомненно, сотрудники будут неохотно возвращаться в офис. Сделав безопасность краеугольным камнем вашей стратегии, с помощью технологий можно облегчить им этот процесс.
Возвращаться или не возвращаться в офис?
Сейчас еще слишком рано делать какие-либо определенные и скоропалительные прогнозы. Но, немного заглянув в будущее, можно предположить, что этот неожиданный эксперимент, вероятно, повлечет за собой радикальный пересмотр представления о том, как люди работают.
Наши клиенты уже сообщают об изменении своих подходов к плотности рассадки и совместному использованию рабочих мест, а также заново анализируют, как концепция работы будущего повлияет на их стратегию использования офиса.
«Переход на работу из дома был в основном успешным, – поделился недавно один из клиентов. - Мы не отметили снижения производительности или проблем с взаимодействием. Потребуется ли нам такой же объем офисного пространства, когда мы вернемся?»
Ведущая аналитическая компания Gartner выяснила, что непосредственно в результате пандемии около четверти компаний планируют перевести как минимум 20% своих сотрудников на постоянную работу в удаленном режиме.
Лидеры скептически настроенного бизнеса обнаружили, что их люди могут продуктивно работать за кухонным столом, что цифровые инструменты не так сложны в использовании и что прямые трансляции и онлайн-встречи могут сократить ненужные поездки, время, затраты и углеродные мили.
После многих лет игнорирования доказательств компании теперь позволяют людям экспериментировать с тем, что работает для них, а что нет. Люди обнаруживают, что они могут лучше писать отчеты из дома, но, например, лучше проводить оценку эффективности в офисе.
Обо всем этом было известно уже давно. Результаты одного метаанализа, опубликованные в научном журнале Journal of Applied Psychology еще в 2007 году, показали, что удаленная работа один или два дня в неделю, как правило, не сказывается на личных отношениях между коллегами. В то же время результаты другого метаанализа, cтатья о которых появилась недавно в журнале Journal of Business Psychology, говорят о том, что работники, задачи которых отличаются повышенной сложностью и требуют высокой концентрации, справляются лучше без отвлекающих факторов, присущих офису.
А что с самим офисом?
Работа из дома нравится далеко не всем, при этом есть явные доказательства того, что социальная изоляция может снизить производительность. Согласно опросу Гэллапа, в котором приняли участие более 1,8 млн работников из 73 стран, между изоляцией сотрудников и результатами бизнеса существует прямая взаимосвязь. Однако в текущей ситуации многие компании уже готовы к тому, что новые изменения останутся с нами навсегда.
Сразу можно сделать вывод, что нам уже никогда не понадобится так много офисных площадей. При этом после долгих лет целенаправленной оптимизации офисного пространства с целью уплотнения рассадки могут появиться новые, гибридные форматы организации работы.
Только вспомните, как менялись офис и офисная культура за последние несколько десятилетий, от статусных кабинетов руководства с тележками для алкогольных напитков в 60-е до рядов однотипных кабинок в 80-е и капсул для сна в 2000-е. А что нас ждет после многих недель или даже месяцев работы из дома, после того как мы вернемся в офисную жизнь с новыми правилами социального дистанцирования? Как все будет выглядеть потом?
В мире после COVID-19 работники могут быть более счастливыми, здоровыми и продуктивными.
Как гласит нейробиология, выживание индивида напрямую зависит от того, насколько сильно у него развиты социальные связи – именно поэтому нам сегодня так сложно переживать изменение наших привычных социальных структур.
Технологии помогают нам держать физическое расстояние и при этом могут сыграть ключевую роль в восстановлении наших связей. Но для этого необходимо собрать все данные с рабочих мест и понять, что действительно происходит в офисах. Данные укажут нам на закономерности и аномалии и помогут выявить новые возможности для создания связей.
Отношения закаляются в тяжелые времена. Если арендаторы и арендодатели будут тесно сотрудничать друг с другом, обмениваться данными и аналитикой и вместе нести расходы, то это поможет создать безопасные и «здоровые» здания, пройти пандемию и защититься от невидимых врагов в будущем. Такое сотрудничество также поможет создать рабочие коллективы, в которых люди будут чувствовать себя более счастливыми и здоровыми и при этом менее одинокими и лучше социализированными, чем раньше.
Те, кто готов к переменам, могут стать в авангарде новых тенденций. В секторе недвижимости уже давно ведутся разговоры о трансформации рабочей среды. Инициативы в этой сфере были приостановлены во время пандемии, но уже сейчас понятно, что пространства новых форматов будут лучше готовы к восстановлению, устойчивому развитию и новой нормальности.
EY Global
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.