Сентябрь не за горами: как решить проблему дефицита мест в школах Алматы
В городе разработана программа строительства школ на принципах ГЧППо данным сайта Countrymeters.info, отражающего динамику народонаселения, численность казахстанцев достигла 19 млн. Только в этом году в нашей стране родились более 158 тыс. детей. В скором времени им понадобятся места в детских садах, а затем и в школах. Но ни для кого не секрет, что серьезная проблема – дефицит школьных мест – актуальна для Казахстана как никогда.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неоднократно акцентировал на этом внимание: «Еще одна проблема – это дефицит ученических мест. В общеобразовательных школах Алматы составляет более 30 тысяч. В некоторых школах в начальных классах занимаются до 40 детей». При этом глава государства подчеркивал, что количество детей будет только увеличиваться, и поэтому готовить соответствующую инфраструктуру нужно уже сегодня.
Так, в 2019 году 1 сентября за парты сели 405 тыс. детей, что на 20 тыс. больше, чем в предыдущем году. Это привело к тому, что многие школы были вынуждены работать в три смены, чтобы ни один первоклассник не остался за бортом системы образования. При этом за последние 5 лет в Алматы, например, построено лишь 5 школ суммарной вместимостью 4200 мест.
По словам акима Алматы Бакытжана Сагинтаева, для решения этих проблем разработана программа строительства школ на принципах государственно-частного партнерства. Он, в частности, отметил, что до начала учебного года в 2021 году в рамках ГЧП планируется построить 8 школ на 12 900 мест. В эти 8 школ также входит 1 школа в районе Рахат. Уже в 2020 году к началу учебного года будут построены 2 школы на 1800 мест, 5 пристроек к существующим школам на 2017 мест. Кроме того, в период 2020-2022 годов за счет частных инвестиций планируется открытие четырех школ на 2240 мест. Эти меры, по словам акима, позволят сократить дефицит в школах почти на 30 тысяч мест при двухсменном обучении.
Из-за пандемии COVID-19 заключительную четверть казахстанские школьники провели в режиме дистанционного обучения, которое осуществлялось посредством телетрансляций и интернет-платформ. Детям, родителям и учителям пришлось оперативно адаптироваться к новым реалиям. Это было большим испытанием для всех, ведь, по сути, ни технически, ни организационно, ни методически система образования не была готова к такому вызову, и многие вопросы пришлось решать, как говорится, с колес. Но в последнее время все настойчивее звучат мнения о том, чтобы узаконить дистанционное обучение.
Это якобы поспособствует решению проблемы дефицита мест за партами. С этим вряд ли поспоришь, такой подход спасет от дефицита. Но как он отразится на качестве образования? Насколько эффективно такое обучение? Не скажется ли оно отрицательно на образовательном уровне наших детей? Пока на эти вопросы не будут даны четкие и однозначные ответы отказываться от преимуществ традиционного образования в школах вряд ли разумно. А поэтому будет неплохо, если дети пойдут в сентябре в новые светлые и просторные классы.
И в заключение нелишне отметить такой любопытный факт. На Западе после пандемии многие фирмы решили оставить своих сотрудников трудиться в режиме удаленного доступа. Но что-то не слышны голоса адептов, ратующих за перевод в такой режим общеобразовательных школ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.