Как интерактивная карта преступлений поможет покупателям недвижимости
Какие еще задачи призван решить этот сервис?«Интересное наблюдение: между кражами и стадионом есть связь. Почему? Люди приезжают, например, играть в футбол и оставляют свои вещи в машине. Не будет же человек бегать по полю с кошельком! Вот машины и вскрывают», — Николай Бабешкин, директор ТОО «Колеса», говорит о том, где часто происходят кражи. Разговор — к тому, где стоит или не стоит покупать квартиру. Беседуем после презентации интерактивной карты преступлений, запущенной Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и сайтом Krisha.kz.
Просматривая предложения о продаже или аренде недвижимости, потенциальный покупатель сможет увидеть на карте, какие преступления — от особо тяжких до небольшой тяжести — происходили в интересующем его районе, без приватных данных пострадавших. Информация дается онлайн за последние 30 дней, полгода и год. Точность — до 1 метра, карта действует во всех городах и населенных пунктах Казахстана.
Недвижимость в безопасности
Задача сервиса — способствовать тому, чтобы человек принимал качественные решения о покупке или аренде недвижимости.
«Мы как комитет по правовой статистике все больше идем к повышению ценности правовой информации. Дорога ложка к обеду — информация ценна только в то время, когда в ней есть необходимость. Мы поняли, что наша информация об уголовных правонарушениях будет наиболее актуальна в тот момент, когда человек принимает решение о покупке или продаже своего недвижимого имущества. Причем сервис будет полезен и в В2 В, и в В2С-взаимоотношениях на рынке недвижимости», — пояснил Багдат Мусин, председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.
Более того, по его мнению, через какое-то время, когда люди привыкнут видеть на карте соответствующую информацию, будет формироваться рынок недвижимости, то есть это определенным образом будет влиять на цену. Безусловно, подчеркивает спикер, говорить о том, что запуск сервиса вызовет резкие колебания на рынке недвижимости, нельзя. Как отметили представители Krisha.kz, сервис работает в тестовом режиме с начала июня, поэтому пока рано делать выводы о влиянии на стоимость квадратных метров.
Говоря о том, как сервис может отразиться на спросе, Николай Бабешкин приводит в пример Нью-Йорк: квартира в центре там стоит «миллиона три», и совершаемые преступления никак не влияют на спрос. «Правонарушения совершаются везде, и они будут совершаться всегда», — аргументирует спикер.
Контроль толпы в действии
Однако основная миссия такого сервиса все же не в том, чтобы человек «смотрел, как все плохо в районе, где он живет», а в том, чтобы жильцы на собраниях КСК задавались вопросом, как снизить уровень преступности.
Багдат Мусин пояснил: изначально карта уголовных правонарушений была предназначена для органов полиции, она должна помогать служителям правопорядка принимать решение о том, как правильно реагировать, выстраивать маршруты в случае того или иного правонарушения.
«Мы эту карту в течение первых шести месяцев после запуска популяризировали среди начальников ДВД, сотрудников полиции
Основной посыл — необходимо прийти к тому, чтобы предложения, которые обсуждаются в КСК с жильцами, выносились на какую-то площадку и в итоге принимались эффективные решения. И чтобы участковые тоже видели, какие идеи генерируют. «Иногда для того чтобы преступность снизилась, достаточно поставить в одном месте видеокамеру или просто назначить коменданта во дворе. Со мной в одном доме жила бабушка, которая работала лучше, чем видеокамера. Люди должны участвовать в формировании общественного правопорядка. И это нормально, во всем мире это так. Нельзя оставлять эту задачу только государству. Мы все строим правовое государство», — говорит председатель комитета по правовой статистике.
Еще одна задача — как дополнительная — заключается в следующем. Существует единый реестр досудебного расследования, к нему подключены 10 тыс. точек полиции и других органов досудебного расследования. «Когда человек подает заявление, ему должны выдать талон с уникальным идентификационным номером. Этот номер — подтверждение того, что заявление зарегистрировано в системе. На сайте недвижимости можно сделать дополнительную проверку — посмотреть, появилась или нет информация о преступлении на карте, это будет означать, зарегистрировали или нет заявление», — пояснил Багдат Мусин. По его словам, это своего рода crowd-control — контроль толпы над государственными органами.
Информация для личных целей
Вещи, подобные запущенной на сайте недвижимости карте преступлений, делаются во всем мире, продолжает Николай Бабешкин. Так, по его словам, за рубежом есть сервисы, которые, помимо информации о продающемся или сдающемся в аренду жилье, предоставляют сведения о том, какое количество одиноких и семейных людей проживает в районе. Такие данные вызывают большой интерес — видимо, люди, обзаводясь крышей над головой, хотят заодно устроить личную жизнь.
Интересна пользователям информация и о том, кого больше в желаемой местности — владельцев или тех, кто снимает жилье. Никто не хочет жить в квартире, на одной площадке с которой находится сдающаяся посуточно квартира.
«Со временем мы, надеюсь, сможем показывать подобную информацию», — отметил Николай Бабешкин.
В целом, как пояснил Багдат Мусин, предложение не эксклюзивно, и если появятся заинтересованные стороны, готовые к внедрению подобной карты, то Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК готов рассматривать эти предложения.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.