Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Недвижимость
  3. Сколько тратят казахстанские семьи на стройматериалы для ремонта жилья

Сколько тратят казахстанские семьи на стройматериалы для ремонта жилья

За пять лет цены выросли на 55%

Фото: Валерия Змейкова
Фото: Валерия Змейкова

За пять лет цены на строительные материалы для ремонта в Казахстане выросли на 55%, сообщает Finprom.kz.

Согласно официальным данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, за 2024 год расходы граждан на материалы для текущего содержания и ремонта жилья составили 24,7 тыс. тенге в среднем на одно домохозяйство в год. Цифра кажется катастрофически заниженной. Судя по ценам в крупных алматинских онлайн-магазинах строительных материалов, на 24,7 тыс. тенге можно купить только два рулона виниловых обоев на флизелине. И это еще без учета материалов для подготовки стен, без клеевых составов, без инструментов. И, конечно, в эту сумму не укладывается оплата услуг ремонтных бригад.

Согласно методологии БНС, данные по расходам домохозяйств собираются специалистами на основе выборочных обследований 11,7 тыс. семей с дальнейшим распространением результатов опроса на генеральную совокупность. То есть среди респондентов могут оказаться и те, кто делает ремонт раз в пять лет и поэтому тратится минимально, и семьи, купившие квартиры в «черновой» отделке и оставляющие всю свою зарплату в строительных магазинах. Исходя из этого, предлагаем рассматривать результаты обследования только в качестве относительных данных, необходимых для мониторинга ситуации в многолетней динамике.

Так, в сравнении с 2023 годом сумма расходов на товары для ремонта и содержания жилья изменилась всего на 1,1%. С учетом того, что инфляция превышала этот показатель, сохранение прежнего уровня расходов на самом деле может говорить о сокращении семейного бюджета на ремонт жилья. А вот при сравнении за пятилетний период размер трат казахстанцев на эту категорию непродовольственных товаров показывает рост в 2,5 раза. Увеличилась и доля затрат на товары для ремонта в общих потребительских расходах: с 0,5% в 2019-м до 0,7% в прошлом году.

При этом цены на материалы для обслуживания и ремонта помещений за несколько лет выросли на 55,3%. Такую динамику специалисты БНС указывают при сравнении марта текущего года с декабрем 2020 года. Впрочем, индекс потребительских цен на стройматериалы за такой большой период в целом сравним с непродовольственной инфляцией (плюс 56,8%). То есть материалы для ремонта дорожали так же, как и всё остальное.

За последний год цены на строительные материалы для ремонта жилых помещений росли умеренно, в пределах 5-6%. Наибольшие показатели индекса потребительских цен на эту категорию товаров наблюдались в «высокий» сезон — весной и в начале лета прошлого года: до 6,6%.

Предлагаем в целом посмотреть, как выглядит рынок стройматериалов в Казахстане. По данным АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry, рынок таких товаров в 2024 году достиг 3,9 млрд долларов. Из них 1,3 млрд долларов, или 33,6%, пришлось на поставки из-за границы. Динамика за последние три года показывает, что влияние импорта на казахстанский рынок стройматериалов снижается. В 2021 году доля заграничных товаров на рынке составляла 42%, за три года она сократилась более чем на 8 процентных пунктов.

Информация БНС по балансу ресурсов и использования позволяет определить, какие товары этой категории казахстанские производители выпускают в достаточном для внутреннего рынка объёме, а какие потребности закрывает импорт. Для анализа мы взяли десять крупных категорий. Оказалось, что наибольшая доля отечественного производства в ресурсах наблюдается в категории «Добавки для цементов, растворов строительных или бетонов»: 95,5%. В прошлом году на казахстанских предприятиях было произведено 452,3 тыс. тонн таких добавок, и они полностью были реализованы на внутреннем рынке. Большой удельный вес казахстанских товаров также отмечен в сегменте «Двери, окна, коробки для дверей и рамы оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и изделия аналогичные»: 94%. Местное производство неплохо обеспечивает внутренний рынок и по таким товарам, как цемент (82,7%), гипсокартон (74,9%), огнеупорные изделия (64,4%). Низкий уровень самообеспечения наблюдается в категориях «Составы неогнеупорные для подготовки поверхностей» (0,7%), «Линолеум и эластичные напольные покрытия» (6,2%).

Немного детальнее о собственном производстве. Стоимостный объем выпуска неметаллической минеральной продукции в Казахстане за прошлый год можно назвать рекордным за последние несколько лет. По данным БНС, показатель достиг 1,3 трлн тг. В сравнении с 2019 годом в номинальном выражении наблюдается рост в 2,3 раза.

За первый квартал 2025 года казахстанские предприятия произвели неметаллическую минеральную продукцию на 293,9 млрд тенге — на 31,6% больше в номинальном выражении, чем годом ранее. Индекс промышленного производства подтверждает количественный, а не инфляционный рост: плюс 17,1%.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в