Опубликован новый Генеральный план Астаны
Документ утвержден постановлением правительстваПостановлением правительства утвержден Генеральный план Астаны до 2035 года, передает центр деловой информации Kapital.kz.
Как указывается в документе, численность населения столицы к расчетному сроку (к 2035 году) превысит 2,2 млн человек.
Площадь селитебной территории в городе увеличится с 13600 га до 26000 га и будет составлять 33% от общей территории Астаны.
Объем нового жилищного строительства за период с 2021 по 2035 год составит 43253,8 тыс. м общей площади, в том числе в домах с приусадебными участками – 1044,3 тыс. кв. метров, многоквартирных многоэтажных домах – 42209,5 тыс. кв. метров.
Генеральным планом предусматривается отчуждение земель для сноса ветхого и аварийного жилья на площади:
- на 2025 год – 176,5 га;
- на 2035 год – 731,5 га;
- на 2050 год – 350,2 га.
Всего выбытие жилищного фонда составит 908 тыс. кв. метров, в том числе 806 тыс. кв. метров за счет домов с приусадебными участками. В целом в столице для градостроительного освоения требуется произвести снос ветхого и аварийного жилья, в том числе дач, гаражей и малоэтажной застройки.
Генеральным планом предусмотрено увеличение количества мест в общеобразовательных учреждениях на 257,4 тыс. ученических мест или 164 школы к уже существующим 94341 месту или 100 школам на исходный год.
Для развития сети дошкольных учреждений планируется увеличить количество мест в дошкольных учреждениях на 82,7 тыс. мест, из них 64,8 тыс. в отдельно стоящих детских садах государственного и частного типов.
Также намечено введение амбулаторных учреждений с общей мощностью 21,8 тыс. посещений в смену и увеличение с учетом прогнозной численности населения больничного фонда коек на 4265 единиц.
На первом этапе (2025 год) предусмотрено строительство 32 объектов учреждений здравоохранения, из них 9 больниц, 17 амбулаторных поликлиник, 3 реабилитационных центра (вместимостью 904 места) и 3 прочих объекта здравоохранения, на расчетный срок – 61 объект здравоохранения, из них 3 больницы, 52 поликлиники, 5 реабилитационных центров и Центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий с лабораториями.
В градостроительном аспекте в Генеральном плане города Астаны как крупнейшего административно-политического, научного и культурного центра страны учитывались следующие основные положения и решения:
- развитие территории города в направлении устойчивого развития с учетом экологических, социальных и экономических аспектов;
- разработка концепции развития общественных пространств и озеленения с учетом создания благоприятной экологической среды и пространств для жизни, работы, отдыха и развлечений;
- развитие экономического потенциала города путем создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций;
- повышение качества жизни горожан через улучшение жилищных условий, доступность социальных услуг и развитие культурной жизни;
- развитие современных технологий, таких как цифровые технологии, интеллектуальные системы управления и смарт-технологии;
- разделение города на функциональные зоны: жилые, промышленные, коммерческие, культурные и т.д. Каждая зона имеет свою конкретную цель и соответствующие инфраструктурные объекты;
- сохранение и защита исторических и культурных памятников города;
- развитие транспортной инфраструктуры: строительство новых магистралей, расширение дорожной сети, создание пешеходных зон, строительство новых мостов и развязок;
- создание экологически чистой городской среды;
- развитие жилой инфраструктуры: строительство жилья, создание новых микрорайонов, кварталов и жилых комплексов, которые должны удовлетворять потребности населения в комфортном жилье;
- создание инфраструктуры для бизнеса: развитие бизнеса и создание условий для привлечения инвестиций;
- развитие общественной инфраструктуры: создание новых объектов социальной инфраструктуры - школы, детские сады, дворцы школьников, больницы; создание новых культурных объектов - театры, выставочные залы, библиотеки, создание новых спортивных объектов;
- развитие туризма: Генеральный план предусматривает создание туристической инфраструктуры и привлечение туристов в город.
Важным фактором при проектировании города было создание комфортной городской среды для жителей и туристов, удобной для городского населения транспортной системы. Для этого использовались современные концепции градостроительства, такие как разделение транспорта и пешеходов, создание пешеходных зон и велодорожек, а также создание пространств для отдыха и культурных мероприятий.
Планировочная структура города представлена 5 планировочными районами, границы которых совпадают с границами административных районов. Это удобно для оперативного управления территориальным развитием столицы. Город разделен на 148 планировочных секторов, в каждом из которых планируется создание общественных центров.
В городе, делящемся на районы с расположенными в них районными центрами, возникают дополнительные магистральные улицы, связывающие районные центры с деловым центром, промышленными предприятиями, парками, стадионами, вокзалами.
Планировочная композиция комплексных общественных центров определяется градостроительным профилем и величиной города, местными природными условиями и уже сложившейся планировочной ситуацией.
Развитие планировочных центров будет сбалансировано с обеспечением горожан объектами первичного обслуживания, развитием транспортных пересадочных узлов, общественных пространств с парковыми зонами, торговыми центрами и спортивными объектами, созданием гармоничной, комфортной среды.
Для обеспечения населения объектами обслуживания и жизнедеятельности в 148 планировочных секторах предусмотрено население около 10 тысяч человек в каждом. Планировочный сектор - это крупная городская территория, состоящая из нескольких жилых кварталов.
Принципы планировочного сектора:
- пешеходная доступность общеобразовательных школ, детских садов, предотвращение пересечения детьми общегородских магистралей с интенсивным движением транспорта;
- обеспечение населения города (в том числе детей, пожилых людей и маломобильных групп населения) учреждениями обслуживания в радиусе безопасной пешеходной доступности. Это знакомые всем микрорайоны, но укрупненные и адаптированные к современным условиям жизни.
- Данные мероприятия позволят сделать город комфортным для проживания во всех планировочных секторах.
Генеральным планом предусматриваются следующие центры планировочных районов:
Восточный планировочный район - район «Алматы»: от слияния рек Есиль и Акбулак, в районе очистных сооружений ливневой канализации 1-5, на северо-восток по реке Акбулак до пересечения улиц Сауда и А184 (проектное наименование), далее на север по улице Сауда до проспекта Р. Кошкарбаев, по проспекту Р. Кошкарбаев до реки Акбулак, на северо-восток по реке Акбулак до существующей границы города, по восточной границе города до реки Есиль, по реке Есиль до ее слияния с рекой Акбулак;
Южный планировочный район - район «Есиль»: от проспекта Кабанбай батыр по реке Есиль до восточной границы города, далее на юго-восток по границе города до шоссе Каркаралы, далее по восточной стороне шоссе Каркаралы и вдоль по четной стороне проспекта Кабанбай батыр до реки Есиль. В границы района входит территория Национального пантеона. Национальный пантеон находится в 17 км от города Астаны, его возвели вокруг мавзолея Кабанбай батыр, недалеко от села Кабанбай батыр;
Западный планировочный район - район «Нұра»: по реке Есиль в западной части города на восток до проспекта Кабанбай батыр, далее вдоль по нечетной стороне проспекта Кабанбай батыр и западной стороне шоссе Каркаралы до южных границ города;
Северо-западный планировочный район - район «Сарыарқа»: от западной границы города вдоль железной дороги до шоссе Алаш, по нечетной стороне проспекта Богенбай батыр до проспекта Республики, далее на юг по нечетной стороне проспекта Республики до улицы А. Бараева, по улице А. Бараева до реки Есиль, по правому рукаву реки Есиль до западной границы города;
Северный планировочный район - район «Байкоңыр»: от железной дороги в направлении шоссе «Астана - Костанай» на север по существующей границе города до реки Акбулак, вдоль реки Акбулак до проспекта Р. Кошкарбаев, по четной стороне проспекта Р. Кошкарбаев до улицы Сауда, вдоль по улице Сауда до улицы А184 (проектное наименование), далее по реке Акбулак до слияния рек Есиль и Акбулак, по реке Есиль до моста Караоткел, по улице А. Бараева до проспекта Республики, по четной стороне проспекта Республики до проспекта Богенбай батыр, вдоль проспекта Богенбай батыр и шоссе Алаш до железной дороги, по железной дороге до западной границы города. В границы района входит территория городского кладбища.
В настоящее время водопотребление города составляет 330 тыс. куб.м/сутки, которые обеспечивают существующие насосно-фильтровальные станции 1, 2 (далее - НФС-1, НФС-2) - 305 тыс. куб.м/сутки и строящаяся насосно-фильтровальная станция 3 (далее - НФС-3) производительностью 105 тыс. куб.м/сутки с планируемым вводом в эксплуатацию в 2023 году.
Генеральным планом предусмотрено до 2025 года: завершение строительства 2-й нитки водовода диаметром 1200 мм от водохранилища до НФС-3, для технического водоснабжения необходимо расширение насосной станции «Тельмана» со 100 (существующая мощность) до 160 тысяч куб.м/сутки со строительством 2-й нитки диаметром 1000 мм до Индустриального парка.
К 2035 году численность населения города составит 2,3 млн жителей и расчетный максимально-суточный расход составит 613 тысячи куб.м/сутки, для чего предусмотрено строительство НФС-4 на 210 тыс. куб.м/сутки с водоводом от канала «Иртыш-Караганда».
Полностью ознакомиться с документом можно здесь.