Земли под школы и детсады могут закончиться в Астане и Алматы – сенатор
Причина - несбалансированная застройка городов жилыми комплексамиДепутаты предлагают правительству пересмотреть подходы к разработке генеральных планов городов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Города-миллионники могут столкнуться с проблемой исчерпания свободных от государственного фонда земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, инженерными и коммунальными услугами», - отметил сегодня в ходе правчаса депутат сената Серик Шайдаров.
Такая проблема уже характерна для Алматы, где в условиях жилищного бума темпы строительства школ, детских садов и поликлиник отстают в три раза. При этом согласно Генеральному плану развития города и проекту детальной планировки, в рамках комплексной реконструкции территории и сноса ветхих строений, предусмотрено 104 школы и 230 детских садов.
«Аналогичная ситуация складывается и в столице, где из-за нехватки социальных объектов в одной из школ в начале текущего учебного года за парты сели 18 первых классов», - привел пример депутат.
По его мнению, учитывая эти проблемы, правительству нужно пересмотреть подходы по разработке генеральных планов городов в части необходимости прогнозирования равномерного строительства жилья и социальных объектов с учетом государственного земельного фонда.
«Как известно, более 40% всего жилищного строительства приходится на индивидуальных застройщиков (2021 год - 7 150,4 тыс. кв. метров)», - подчеркнул Серик Шайдаров.
В условиях дефицита свободных земель строительство субъектами предпринимательства осуществляется на земельных участках, приобретаемых самостоятельно у третьих лиц, с последующим изменением их целевого назначения. При этом, по словам депутата, собственник обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
«К примеру, по информации Палаты предпринимателей Астаны, в случае строительства жилого комплекса на площади 1-2 га стоимость изменения целевого назначения земельного участка будет варьироваться от 33,4 до 267,3 млн тенге. Таким образом, стоимость изменения целевого назначения земельных участков для целей строительства является существенной финансовой нагрузкой на инвесторов», - отметил сенатор.
Как итог, в целях сокращения издержек предприниматели вынуждены искать «обходные» пути.
«Одним из таких путей является сложившаяся сегодня в столице практика, когда после выкупа земельных участков у третьих лиц в границах отвода инвестор отчуждает указанные земельные участки в пользу государства (путем добровольного нотариально заверенного отказа), а затем получает их в порядке статьи 71 Земельного кодекса», - отметил Серик Шайдаров.
По его словам, сегодня правительству нужно выработать оптимальный механизм решения данного вопроса с учетом интересов государства и необходимости создания условий для наращивания темпов жилищного строительства.