Рейтинг городов РК по стоимости проезда
Список городов по стоимости проезда в общественном транспорте составило исследовательское агентство «Рейтинг.kz» совместно с Общ...Список городов по стоимости проезда в общественном транспорте составило исследовательское агентство «Рейтинг.kz» совместно с Общественным объединением «Казпотребнадзор». Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в «Рейтинг.kz».
С июня 2011 года по сентябрь 2012 года стоимость проезда в общественном транспорте повысилась в 12 из 16 крупнейших городов Казахстана. Средняя стоимость проезда по стране возросла почти на четверть (23,3%) – с 41,56 до 51,25 тенге.
Лидером рейтинга по доступности цен на общественный транспорт стал Талдыкорган. На сумму среднемесячного расхода на потребление житель города может совершить 745 поездок. Это на 69% больше, чем средний житель Шымкента (последнее место).
Минимальная цена на проезд в общественном транспорте зафиксирована в городе Актау - 35 тенге (на 31% ниже, чем в среднем по стране). Местные власти достигли этого, главным образом, за счет использования газа в качестве топлива для автобусов.
Цены за год не поднялись только в 4 из рассматриваемых городов Казахстана: Караганде, Астане, Кустанае и Уральске. Скорее всего, это объясняется действующим ограничением на пересмотр тарифа на проезд в общественном транспорте в сторону повышения чаще одного раза в три года. То есть для жителей перечисленных городов повышение тарифа только предстоит.
При сопоставлении данных о стоимости проезда и численности населения города видно, что на стоимость проезда в общественном транспорте не влияет объем рынка пассажирских перевозок. К примеру, стоимость проезда в Атырау (60 тенге) на 20% выше, чем в Костанае и Петропавловске (50 тенге в обоих городах). При этом численность населения во всех трех городах примерно одинаковая.
Очевидно, что на ценообразование в сфере общественных перевозок влияет множество факторов. Все они учтены в формуле Министерства транспорта и коммуникаций, используемой для «расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам». Подробное описание формулы занимает 7 печатных страниц. Достаточно отметить, что при расчете учитывается все – от стоимости ГСМ до средней продолжительности проезда пассажиров на маршрутах города.
Приведенная формула дает общее представление о процедуре мотивировки очередного повышения цен на проезд. При этом в открытых источниках нет информации о фактических количественных показателях, использованных в формуле для расчета цены в том или ином городе. Таким образом, создаются искусственные барьеры для гражданского контроля над обоснованностью повышения цен, подчеркивается в исследовании.
В исследовании говорится, что стоимость проезда лишило экономической целесообразности практику использования общественного транспорта. В качестве примера привели Алматы, где траты на бензин АИ 92 на расстояние 5 км при расходе топлива 10 л на 100 км составляют 53 тенге, те есть на треть меньше, чем стоимость одной поездки в общественном транспорте. Если же автовладелец к примеру завозит утром на работу по пути супругу или ребенка в школу, он существенно экономит семейный бюджет.
Таким образом, даже с учетом затрат на топливо, амортизацию авто, налог и страховку ездить на собственной машине в Алматы значительно выгоднее, чем на общественном транспорте. С поправкой на масштаб приведенный вывод актуален и для других крупных городов Казахстана, подчеркивают составители рейтинга.