Серийный Lucid, планы Ford и Daimler
Новости автомобильного рынка за неделюLucid – в серию!
На новом заводе компании Lucid Motors в США запущено серийное производство электромобилей. Путь от основания фирмы до запуска конвейера занял 14 лет. Lucid была образована в 2007 году под названием Atieva, у нее китайские корни, но штаб-квартира зарегистрирована в Калифорнии, а должность гендиректора занимает Питер Роулинсон, бывший главный инженер Tesla.
Первой серийной моделью марки стал большой седан Air, призванный навязать конкуренцию Tesla Model S. Его представили еще в 2016 году, но после этого у Lucid начались проблемы с финансированием, и проект забуксовал. Помощь подоспела в 2018 году, когда контрольный пакет из 67% акций за 1 млрд долларов выкупил Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии. Именно это вливание позволило довести первую модель до серийного вида и построить завод.
Возведение предприятия возле города Каса Гранде, штат Аризона, началось в 2019 году. Оно включает сборочный завод и цех производства собственных электромоторов. Первая очередь рассчитана на выпуск 34 тысяч машин в год, а возведение второй очереди с увеличением ежегодной мощности до 90 тысяч электромобилей начнется до конца этого года. Конечный план предусматривает поэтапное наращивание мощности до 400 тыс. машин в год.
Серийный Lucid Air был рассекречен год назад и с тех пор почти не изменился. Пока с конвейера сходят только машины в «приветственных» топ-версиях Dream Edition с батареей емкостью 112 кВт/ч, которых будет сделано 520 экземпляров. В компании особенно гордятся, что вариант Dream Edition Range стал самым дальнобойным электромобилем по американскому стандарту EPA: 837 км на одной зарядке против 652 км у Tesla. Такой седан имеет два мотора суммарной отдачей 933 л.с., крутящий момент «более 1000 Нм» и разгоняется до 97 км/ч за 2,7 секунды. Второй вариант Dream Edition Performance больше заточен под динамику: пиковая мощность увеличена до 1111 л.с., а ускорение до 97 км/ч происходит за 2,5 секунды. Но пробег на одной зарядке сокращен до 758 км. Максимальная скорость обеих модификаций - 270 км/ч, а рабочее напряжение электросистемы - 924 вольта.
Цены на Dream Edition начинаются от 169 тыс. долларов, передача таких машин покупателям в США начнется в конце октября. Затем на конвейер встанут более простые версии Grand Touring, Touring и Pure с менее мощными моторами, уменьшенными аккумуляторами и более простым оснащением. Базовый Lucid Air Pure (480 л.с., заявленный пробегом 653 км) будет стоить 77 400 долларов.
Второй моделью нового бренда станет большой кроссовер Lucid Gravity, который ожидается в 2023 году. А затем, в 2024-2025 годах выйдет конкурент младшему седану Tesla Model 3.
Blue Oval City
Ford обнародовал план электромобилизации в США совместно с южнокорейской промышленной компанией SK Innovation. Партнеры сделают крупнейшую в Штатах единовременную инвестицию в развитие электрического транспорта: 11,4 млрд долларов, из которых Ford вложит около 7 млрд долларов. В итоге будет создано 11 тыс. рабочих мест.
В план входит создание двух огромных производственных комплексов на территории США. Первый комплекс Blue Oval City будет построен возле города Стэнтон, штат Теннесси, и займет около 1500 гектаров. На этой территории разместятся сборочный завод по производству электрических пикапов следующего поколения, предприятие по выпуску тяговых батарей BlueOvalSK мощностью 43 ГВт/ч в год, а также площадки основных поставщиков. Весь комплекс обойдется в 5,6 млрд долларов и создаст 6 тыс. рабочих мест.
Второй комплекс будет возведен рядом с городом Глендейл, штат Кентукки, и будет включать два одинаковых предприятия BlueOvalSK по производству литий-ионных аккумуляторов для будущих электромобилей Ford и Lincoln. Ежегодная мощность - по 43 ГВт/ч на каждой площадке. Комплекс займет 600 гектаров, создаст 5000 рабочих мест и потребует 5,8 млрд долларов инвестиций.
Новые производственные комплексы должны начать работу в 2025 году. Благодаря им Ford получит дополнительные мощности для выпуска батарей на 129 ГВт/ч в год. Параллельно будут организованы предприятия по утилизации аккумуляторов совместно с компанией Redwood Materials. Всего до 2025 года Ford с партнерами планирует инвестировать в электромобилизацию 30 млрд долларов. При этом о полном переходе на электрокары речи не идет. По расчетам компании, даже к 2030 году на батарейные машины будет приходиться только 40-50% глобальных продаж «голубого овала».
Daimler вкладывается в батареи
Daimler стал третьим членом в составе совместного предприятия ACC (Automotive Cells Company), которое образовано в 2020 году для разработки и производства электромобильных тяговых батарей. Изначально в ACC входили Stellantis и TotalEnergies, но теперь концерну Daimler перешла часть их акций, и все три участника проекта имеют одинаковую долю ценных бумаг.
ACC располагает центром разработок в Бордо, а первый завод по производству аккумуляторов должен заработать во французском Нерсаке уже в этом году. Планируется, что к концу десятилетия СП откроет восемь гигафабрик по всему миру (четыре из них в Европе) общей мощностью 120 ГВт/ч в год, на что потребуется 7 млрд евро. Это относительно скромные планы - один только Volkswagen намерен открыть шесть заводов на 240 ГВт/ч.
Daimler вложит в ACC менее 1 млрд евро, но вдобавок предоставит собственные технологии и ноу-хау. ACC начнет выпускать батареи для электромобилей Mercedes в 2025 году, но станет лишь одним из конвейерных поставщиков. У немецкого концерна есть собственное дочернее предприятие Accumotive, также он закупает батареи CATL и Farasis, а к концу десятилетия ежегодный объем производства аккумуляторов только для электрических Mercedes должен достичь 200 ГВт/ч.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.