Дело Ferrero
Микеле Ферреро завел традицию - собирать в штаб-квартире компании топ-менеджмент для дегустации старых и новых сладостейКогда речь заходит о компании Ferrero, чаще всего люди вспоминают Микеле Ферреро, возглавлявшего ее почти 50 лет. Однако все началось с легкой руки его отца, талантливого кондитера Пьетро Ферреро. Он родился в 1898 году в семье пекарей, о его детстве почти ничего неизвестно. Он жил в городке Альба, там же женился и у них с супругой Пьерой родились трое детей. Путь мастера сладостей начался в 1942 году, когда Пьетро открыл небольшую кондитерскую в этом же городке.
Во время Второй мировой войны семья Ферреро продавала орехово-шоколадную пасту на основе итальянского десерта джандуйя, рецепт которого задолго до этого изобрел туринский кондитер и назвал его в честь карнавального персонажа Джандуйя. Пьетро Ферреро решил поэкспериментировать с базовыми ингредиентами, добавил свои и вуаля - получил другой продукт, который был гораздо вкуснее. Он и помог семье выжить в военные годы, а после войны поправить финансовое положение. В 1946 году Ферреро-старший продал почти 3 центнера своей пасты в форме брекетов, небольшой цех уже не справлялся с объемом заказов, поэтому в том же году Ферреро построил свою первую фабрику и через год на ней уже выпускали 10 тонн пасты.
В 1947 году мэрия города сделала крупный заказ Пьетро – приготовить для городского праздника конфеты из его вкусной пасты. Весь день кондитеры вручную делали незмысловатые башенки, которые затем оставили на ночь на столах. Утром Пьетро увидел, что столешницы покрыты шоколадными кляксами – конфеты растаяли из-за жаркой весны.
Пьетро, посмотревшему на это, неожиданно пришла в голову идея. Он намазал на свежеиспеченный батон растекшийся шоколад, а когда попробовал, удивился тому, насколько вкусным получилось сочетание. Ферреро решился поставить на праздник именно эти шоколадные бутерброды, гости оказались в восторге. Массу решили разливать по стеклянным баночкам и назвали Gianduja, которую в 1951 году переименовали в Supercrema.
Кроме Пьетро семейным бизнесом занимались его брат Джованни, жена и сын Микеле. Джованни занимался коммерческими вопросами, Пьера обустройством сети кондитерских, а Микеле помогал отцу создавать новые сладости. Ферерро-старший умер в 1949 году, и управление делами перешло семье.
Микеле был талантливым кондитером и смог создать большую часть знаменитой продукции компании. Он полностью возглавил ее в 1957 году. В Италии она очень хорошо работала, но новый глава решил, что этого мало. Микеле решил выйти на зарубежный рынок, и первым продуктом, который он начал в 1964 году продавать за рубежом, стала Supercrema, которую для экспансии назвали Nutella. Название придумали, добавив к английскому слову nut или орех окончание ella. Вместе с пастой Ferrero продавала за границей наборы конфет Mon Chéri. Внутри их шоколадного корпуса пряталась пропитанная ликером вишня. Собственное зарубежное производство компания открыла в пригороде немецкого Франкфурта.
В 1960-х годах Ferrero продолжила европейскую экспансию: филиалы открылись в Бельгии, Австрии, Голландии, Швейцарии, Швеции и Дании. Микеле решил, что на каждом рынке ему нужен отдельный подход к продвижению продукции компании.
В конце 1960-х годов в ассортименте появился молочный шоколад Kinder – ответ компании на беспокойство родителей о здоровье деток - и мятные дражже Tic Tac, название было напоминало звук при открытии их коробочки.
В начале 1970-х годов Ferrero создала Kinder Surprise, который стал хитом продаж. В Италии есть обычай дарить шоколадные яйца с небольшой игрушкой внутри. Ferrero решила производить такие, но проблема была в том, что летом шоколад таял и растекался по сюрпризу внутри него. Один из кондитеров компании нашел решение – помещать игрушку в пластиковый контейнер и прятать его внутри шоколадного яйца. Первыми игрушками были железные ковбои и индейцы. Kinder Surprise вывели на рынок в 1974 году, первую партию раскупили за несколько часов.
В 1975 году у Ferrero появилась еще одна новинка. У мам было все меньше времени печь для детей, заметив это, Микеле начал производить пирожное Kinder Brioss, а затем Kinder Delice. Через год появились пирожные Kinder Fetta al Latte и Kinder Pingui. В них не было консервантов, поэтому требовалось хранение в холодильнике.
Микеле Ферреро построил в Италии еще 2 новых завода. За всю историю компании на ее производстве не было ни одной забастовки. Микеле с самого начала заботился о том, чтобы семьи его работников жили хорошо, поэтому платил им достойную зарплату и улучшал условия труда. Для заботы о работниках, непрерывно проработавших в компании 25 лет, в 1983 году Ferrero создала специальный фонд Pietro, Piera And Giovanni Foundation. Он предоставляет им медицинскую и социальную помощь, поддерживает их творческие, образовательные и рекреационные инициативы.
Микеле всегда уделял много времени развитию ассортимента компании. В 1982 году появились шоколадные конфеты Ferrero Rocher с цельным орехом внутри, а в 1990 году – конфеты Raffaello и вафельные палочки Kinder Bueno, покрытые молочным шоколадом и с ореховым кремом в качестве наполнителя.
Микеле Ферреро завел традицию в люксембургской штаб-квартире Ferrero собирать топ-менеджмент для дегустации старых и новых сладостей компании и обмениваться мнениями.
Ферреро контролировал все в компании, был открыт для любых предложений, но при этом хранил рецепты сладостей в секрете. Сам он не был публичным человеком и избегал журналистов. Первые фото Микеле на одной из фабрик компании сделали только в 2011 году, когда политика руководства немного изменилась.
В начале 1990-х годов Ferrero вышла на рынок Восточной Европы и достаточно быстро завоевала доверие потребителей, а в 1997 году Микеле передал управление компанией своим сыновьям Пьетро и Джованни.
Под их руководством компания начала поставлять продукцию в Польшу, Венгрию, Чехию и Россию, ставились амбициозные цели по наращиванию продаж в Северной и Южной Америке.
В конце 1990-х годов появились слухи о том, что Ferrero продадут концерну Unilever. До сделки дело не дошло, и компания продолжала развиваться как семейное дело. А братья Ферреро обвинили конкурентов в том, что они специально распускают лживые слухи. К концу десятилетия компании принадлежало 20 брендов.
Kinder Joy, специально созданный для жарких стран, появился в 2001 году. Это было не единственное обновление линейки в тот период. Главной особенностью появившегося в то же время чайного напитка Estathé были удобные пластиковые стаканчики с трубочкой. А лимонный десерт Gran Soleil продавался в жидком виде, покупателю надо было встряхнуть и заморозить его, в итоге получалось мороженое.
В кризис 2008−2009 годов совокупный оборот Ferrero составил 6,3 млрд евро. Сын Микеле, Пьетро захотел купить британского производителя сладостей Cadbury. Информация об этом появилась в 2009 году, но уже в январе 2010 года стало известно, что семья Ферреро отказалась от этого плана. Есть версия, что причина в том, что сумма сделки была слишком высокой.
Пьетро погиб в 2011 году в ЮАР во время одной из велосипедных прогулок, упав с велосипеда. Официальной причиной происшествия считается сердечный приступ. Так компания потеряла человека, с которым связывали ее будущее.
В 2013 году на территории США разрешили продажу Kinder Surprise. До того момента это было невозможно из-за целого ряда проблем. В 2014 году Ferrero сделала громкую покупку — за 500 млн евро приобрела одного из мировых лидеров на рынке лесных орехов, турецкую компанию Oltan. Это было вполне логично, учитывая то, что Ferrero является одним из крупнейших покупателей лесных орехов в мире.
В 2015 году произошло печальное событие для компании — умер Микеле Ферреро. В тот год выручка Ferrero составила 9,5 млн евро.
Компанию возглавил Джованни Ферреро, сохранив ее, как семейный бизнес, и он не собирается это менять. Группа Ferrero завершила 2020 год с консолидированным оборотом в 12,3 млрд евро, что на 7,8% больше по сравнению с предыдущим отчетным периодом (11,4 млрд евро).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.