Swatch родился во время кварцевой революции
Основатель бренда Николас Хайек стал кризис-менеджером для всей индустрииSwatch Group — это не просто большой холдинг, у него своя особенная философия, которую создал скромный в прошлом бизнес-консультант Николас Хайек. Помимо часовых брендов Swatch Group принадлежат крупные фабрики по производству механизмов в Швейцарии, корпусов и браслетов, стрелок, циферблатов, сапфировых стекол и заводных головок.
Родился Николас в 1928 году в Ливане, его отцом был Сэм Хайек, профессор Американского университета Бейрута, а мать - Линда Хайек, домохозяйка. Когда Нику было 12 лет семья переехала во Францию. В 20 лет Хайек-младший женился на Марианне Метцгер, дочери владельца швейцарской обувной фабрики. Через несколько лет после свадьбы тестя парализовало, и его дело мог продолжить только Николас. Сложность заключалась в том, что ему пришлось работать в Цюрихе, не понимая немецкого языка.
Однако в 1957 году Эдуард Метцгер вернулся к управлению фабрикой, и Хайек понял, что им двоим там делать нечего. Он обратился в банк за кредитом и получил 3 тыс. франков, на эти деньги запустил бюро инженерных исследований. Первый контракт на модификацию частей автомобиля стоимостью 10 тыс. марок он подписал с концерном Mercedes. Спустя 3 года Ник стал одним из лучших специалистов по инженерным работам в Европе, в 1960 году он зарегистрировал консалтинговую компанию Consult Hayek Engineering. Одним из его главных принципов была вера в силу человеческих ресурсов, он понимал, что самый редкий и ценный ресурс — грамотный топ-менеджмент компании. Спустя 3 года в Consult Hayek Engineering работало 250 человек, а к 1979 году у нее было больше 300 клиентов из 30 стран.
Швейцарские часы уже долгое время считались символом качества и стиля, но составить конкуренцию им взялись японские производители. Они начали «кварцевую революцию» в 1970-х годах. В частности, компания Seiko выпустила первые наручные кварцевые часы - Seiko 35 SQ Astron.
Кварцевые механизмы были в разы дешевле и доступнее для основной массы покупателей. Позднее к Seiko присоединились Citizen, Pulsar и другие компании. Швейцарские компании быстро ответили на вызов, уже через год представив свои кварцевые часы. Однако Seiko была неутомима и активно интегрировала в свое детище инновации, при этом ее швейцарские конкуренты по-прежнему придерживались классических механических часов. Когда огромное количество дешевых цифровых кварцевых часов из Азии заполонило мировой рынок, швейцарские бренды начали банкротиться один за другим, теряя клиентов. По данным Independent, к 1980 году Япония стала вторым в мире производителем часов после Гонконга.
Ситуация была трагической и главную роль в ее улучшении пришлось сыграть 51-летнему Николасу Хайеку, к тому времени он уже зарекомендовал себя как непревзойденный кризис-менеджер. В 1982 году к Хайеку обратилась Ассоциация швейцарских банков, она была кредитором SSIH и ASUAG. Банкиры хотели, чтобы предприниматель занялся оценкой активов этих компаний для последующей их продажи. Николас сделал то, что от него требовалось, но продавать компании не советовал, а предложил план по их возрождению. По его словам, на это требовалось 300 млн франков. Ассоциация швейцарских банков согласилась с предложением, но при условии, что автор идеи внесет 51% от необходимой суммы.
Хайек быстро объединил SSIH и ASUAG в одну компанию под названием SMH. Раньше каждая мануфактура производила большинство деталей в основном для самих себя. После слияния одни заводы сосредоточились на производстве запчастей, а другие фактически превратились в сборщиков часов из универсальных деталей. Себестоимость резко снизилась, а объемы производства стремительно выросли.
Разработкой занималась компания ETA, входившая в SMH. ETA в то время возглавлял специалист Эрнст Томке.
Отказавшись от вековых наработок в области часовой механики, он разработал простейшую модель с двумя стрелками в сверхтонком корпусе. Так появились часы Swatch, сокращенное название от Second Watch, то есть «вторые часы». Они были дешевыми, простыми и забавными и при всей своей дешевизне - 50 долларов - значительно элитарнее гонконгских и японских. В 1984 году Томке станет генеральным директором SMH и будет оставаться на этом посту до 1991 года.
Первая коллекция состояла из 12 моделей. Практически каждый человек мог позволить себе купить несколько часов Swatch с расчетом на разные ситуации. Меньше чем за 2 года было продано 2,5 млн Swatch, а к концу 1880-х - 10 млн экземпляров.
Подняв производство Tissot, Longines и Omega, Николас Хайек уговорил войти в его холдинг владельца часовой компании Blancpain Жан-Клода Бивера. А в 1998 году SMH сменила название на Swatch Group – более звучное и понятное международным партнерам.
В конце 1990-х годов одной из самых могущественных корпораций на швейцарском часовом рынке была Investcorp, владеющая пакетами акций многих элитных брендов, а также фабрик по производству механизмов. Среди брендов, принадлежавших в тот момент Investcorp, был Montres Breguet, Николас Хайек выбрал его для поглощения, сделав ставку на легендарную историю компании.
Так к концу ХХ века в Швейцарии появилась группа часовых брендов с самым мощным производством и развитой сетью дистрибуции. Однако Хайек не хотел, чтобы компании холдинга конкурировали между собой за покупателя, поэтому развел по разным ценовым нишам Omega, Longines, Tissot, Rado Breguet, Blancpain, Swatch и Flik Flak. Конечно, подобная жесткая схема требует постоянного контроля.
В отличие от других концернов, Swatch Group за все время своего существования не избавился ни от одной марки – да и немыслимо представить себе, скажем, Tissot или менее знаменитой Union вне рамок Swatch Group.
Swatch Group, в отличие от Richemont, LVMH или Gucci, не заостряет внимание на светских условностях, поэтому легко заводит фешен-марку cK в ценовом сегменте Tissot, марку Balmain уровнем повыше и роскошную ювелирную марку Léon Hatot в самом высоком ценовом диапазоне. Хайеку удалось так выстроить структуру, чтобы марки никогда не забывали о существовании друг друга. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы Swatch Group поглощала конкурентов: их выдавливают с рынка.
Николас Хайек ушел из жизни 28 июня 2010 года, ему в то время было 82 года. В конце своей жизни он оставил руководство компанией, передав пост президента и СЕО своему сыну Николасу Хайеку-младшему. В отличие от отца он считал столпами Swatch Group бренды Swatch и Breguet, не скрывая любви к Omega. Для нее по всему миру построены огромные монобутики, ей отдаются самые крупные рекламные бюджеты.
Деятельность сына не во всем вызывала одобрение отца. Было время, когда он большие надежды возлагал на внука Марка Александра Хайека, сына своей старшей дочери Найлы. Хайек забрал его в совет директоров Swatch Group из магазинчика элитных вин и сигар, которым Марк управлял после окончания университета. Но потом все же остановил выбор на сыне. Председателем совета директоров в 2010 году стала Найла Хайек.
Одна из интересных особенностей группы заключается в том, что президент каждой входящей в ее состав компании одновременно является членом одной из трех управляющих структур Swatch Group - совета директоров, общего совета управления или комитета управления группы. И дети президентов работают в часовых компаниях Swatch Group. Таким образом, внутри группы сформировалась модель семейного управления.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.