Swatch родился во время кварцевой революции

Основатель бренда Николас Хайек стал кризис-менеджером для всей индустрии

Swatch Group — это не просто большой холдинг, у него своя особенная философия, которую создал скромный в прошлом бизнес-консультант Николас Хайек. Помимо часовых брендов Swatch Group принадлежат крупные фабрики по производству механизмов в Швейцарии, корпусов и браслетов, стрелок, циферблатов, сапфировых стекол и заводных головок.

Родился Николас в 1928 году в Ливане, его отцом был Сэм Хайек, профессор Американского университета Бейрута, а мать - Линда Хайек, домохозяйка. Когда Нику было 12 лет семья переехала во Францию. В 20 лет Хайек-младший женился на Марианне Метцгер, дочери владельца швейцарской обувной фабрики. Через несколько лет после свадьбы тестя парализовало, и его дело мог продолжить только Николас. Сложность заключалась в том, что ему пришлось работать в Цюрихе, не понимая немецкого языка.

Николас Хайек

Однако в 1957 году Эдуард Метцгер вернулся к управлению фабрикой, и Хайек понял, что им двоим там делать нечего. Он обратился в банк за кредитом и получил 3 тыс. франков, на эти деньги запустил бюро инженерных исследований. Первый контракт на модификацию частей автомобиля стоимостью 10 тыс. марок он подписал с концерном Mercedes. Спустя 3 года Ник стал одним из лучших специалистов по инженерным работам в Европе, в 1960 году он зарегистрировал консалтинговую компанию Consult Hayek Engineering. Одним из его главных принципов была вера в силу человеческих ресурсов, он понимал, что самый редкий и ценный ресурс — грамотный топ-менеджмент компании. Спустя 3 года в Consult Hayek Engineering работало 250 человек, а к 1979 году у нее было больше 300 клиентов из 30 стран.

Швейцарские часы уже долгое время считались символом качества и стиля, но составить конкуренцию им взялись японские производители. Они начали «кварцевую революцию» в 1970-х годах. В частности, компания Seiko выпустила первые наручные кварцевые часы - Seiko 35 SQ Astron.

Кварцевые часы Seiko 1969 года

Кварцевые механизмы были в разы дешевле и доступнее для основной массы покупателей. Позднее к Seiko присоединились Citizen, Pulsar и другие компании. Швейцарские компании быстро ответили на вызов, уже через год представив свои кварцевые часы. Однако Seiko была неутомима и активно интегрировала в свое детище инновации, при этом ее швейцарские конкуренты по-прежнему придерживались классических механических часов. Когда огромное количество дешевых цифровых кварцевых часов из Азии заполонило мировой рынок, швейцарские бренды начали банкротиться один за другим, теряя клиентов. По данным Independent, к 1980 году Япония стала вторым в мире производителем часов после Гонконга.

Ситуация была трагической и главную роль в ее улучшении пришлось сыграть 51-летнему Николасу Хайеку, к тому времени он уже зарекомендовал себя как непревзойденный кризис-менеджер. В 1982 году к Хайеку обратилась Ассоциация швейцарских банков, она была кредитором SSIH и ASUAG. Банкиры хотели, чтобы предприниматель занялся оценкой активов этих компаний для последующей их продажи. Николас сделал то, что от него требовалось, но продавать компании не советовал, а предложил план по их возрождению. По его словам, на это требовалось 300 млн франков. Ассоциация швейцарских банков согласилась с предложением, но при условии, что автор идеи внесет 51% от необходимой суммы.

Хайек быстро объединил SSIH и ASUAG в одну компанию под названием SMH. Раньше каждая мануфактура производила большинство деталей в основном для самих себя. После слияния одни заводы сосредоточились на производстве запчастей, а другие фактически превратились в сборщиков часов из универсальных деталей. Себестоимость резко снизилась, а объемы производства стремительно выросли.

Разработкой занималась компания ETA, входившая в SMH. ETA в то время возглавлял специалист Эрнст Томке.

Никлас Хайек и Эрнст Томке

Отказавшись от вековых наработок в области часовой механики, он разработал простейшую модель с двумя стрелками в сверхтонком корпусе. Так появились часы Swatch, сокращенное название от Second Watch, то есть «вторые часы». Они были дешевыми, простыми и забавными и при всей своей дешевизне  - 50 долларов - значительно элитарнее гонконгских и японских. В 1984 году Томке станет генеральным директором SMH и будет оставаться на этом посту до 1991 года.

Часы Swatch 1983 года

Первая коллекция состояла из 12 моделей. Практически каждый человек мог позволить себе купить несколько часов Swatch с расчетом на разные ситуации. Меньше чем за 2 года было продано 2,5 млн Swatch, а к концу 1880-х - 10 млн экземпляров.

Подняв производство Tissot, Longines и Omega, Николас Хайек уговорил войти в его холдинг владельца часовой компании Blancpain Жан-Клода Бивера. А в 1998 году SMH сменила название на Swatch Group – более звучное и понятное международным партнерам.

Жан-Клод Бивер

В конце 1990-х годов одной из самых могущественных корпораций на швейцарском часовом рынке была Investcorp, владеющая пакетами акций многих элитных брендов, а также фабрик по производству механизмов. Среди брендов, принадлежавших в тот момент Investcorp, был Montres Breguet, Николас Хайек выбрал его для поглощения, сделав ставку на легендарную историю компании.

Фабрика Breguet

Так к концу ХХ века в Швейцарии появилась группа часовых брендов с самым мощным производством и развитой сетью дистрибуции. Однако Хайек не хотел, чтобы компании холдинга конкурировали между собой за покупателя, поэтому развел по разным ценовым нишам Omega, Longines, Tissot, Rado Breguet, Blancpain, Swatch и Flik Flak. Конечно, подобная жесткая схема требует постоянного контроля.

В отличие от других концернов, Swatch Group за все время своего существования не избавился ни от одной марки – да и немыслимо представить себе, скажем, Tissot или менее знаменитой Union вне рамок Swatch Group.

Swatch Group, в отличие от Richemont, LVMH или Gucci, не заостряет внимание на светских условностях, поэтому легко заводит фешен-марку cK в ценовом сегменте Tissot, марку Balmain уровнем повыше и роскошную ювелирную марку Léon Hatot в самом высоком ценовом диапазоне. Хайеку удалось так выстроить структуру, чтобы марки никогда не забывали о существовании друг друга. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы Swatch Group поглощала конкурентов: их выдавливают с рынка.

Николас Хайек ушел из жизни 28 июня 2010 года, ему в то время было 82 года. В конце своей жизни он оставил руководство компанией, передав пост президента и СЕО своему сыну Николасу Хайеку-младшему. В отличие от отца он считал столпами Swatch Group бренды Swatch и Breguet, не скрывая любви к Omega. Для нее по всему миру построены огромные монобутики, ей отдаются самые крупные рекламные бюджеты.

Хайек-отец и Хайек-сын 

Деятельность сына не во всем вызывала одобрение отца. Было время, когда он большие надежды возлагал на внука Марка Александра Хайека, сына своей старшей дочери Найлы. Хайек забрал его в совет директоров Swatch Group из магазинчика элитных вин и сигар, которым Марк управлял после окончания университета. Но потом все же остановил выбор на сыне. Председателем совета директоров в 2010 году стала Найла Хайек.

Найла Хайек

Одна из интересных особенностей группы заключается в том, что президент каждой входящей в ее состав компании одновременно является членом одной из трех управляющих структур Swatch Group - совета директоров, общего совета управления или комитета управления группы. И дети президентов работают в часовых компаниях Swatch Group. Таким образом, внутри группы сформировалась модель семейного управления.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤