В истории Auchan почти не было падений
Бизнес всегда оставался семейнымЖерару Мюлье-младшему, основателю Auchan, было суждено родиться в зажиточной семье. Его отец Жерар Мюлье был бизнесменом, владеющим фабрикой по производству пряжи во французской коммуне Рубе, а его мать Франсетта Мюлье-Кавруа была домохозяйкой. Их сын, будущий миллиардер родился 13 мая 1931 года. В то время семья жила богато, фабрика процветала. Все шло хорошо.
Безоблачную жизнь нарушила Вторая мировая война. В 1940-е годы производство Мюлье-старшего работало кое-как из-за сложностей со сбытом пряжи, поэтому Жерар решил сам торговать своей продукцией. И открыл первый магазин Phildar в 1943 году. Предпринимательское чутье его не обмануло, дела пошли в гору и капитал семьи стал расти.
Своему сыну Мюлье-старший дал прекрасное образование. Мальчик закончил среднюю классическую школу Saint Rеmi в Рубе, несколько лет провел в английском колледже Мейфилд, затем вернулся домой и поступил в Технический институт Рубе, где учились все дети текстильных промышленников. Однако там будущий миллиоржер задержался ненадолго. Проучившись всего один курс, Жерар бросил учебу, считая, что настоящему бизнесу нужно учиться на деле, а не просиживая штаны на школьной скамье.
Погружаться в семейное дело он стал в 1954 году сначала в качестве мастера цеха на фабрике отца, но очень скоро проявил себя с лучшей стороны и стал начальником всего производства. Спустя 2 года Жерара назначили управляющим отдела сбыта. Уже тогда он отличался пытливым умом и страстью к инновациям. Поэтому, когда в конце 1950-х годов до Франции докатилась молва о славе Бернардо Трухильо – прародителя современных принципов розничной торговли, Мюлье-младший решил, что обязательно должен с ним познакомиться и отправился на его семинар в Детройт.
Трухильо очень верил в то, что будущее торговли за форматом самообслуживания клиентов в магазинах. Своих слушателей он уверял, что это позволит сократить расходы на персонал и таким образом снизить цены на товар, что даст серьезное конкурентное преимущество. В числе его заповедей были следующие принципы: помимо самообслуживания нужно делать скидки и рекламу, парковка – жизненно необходима магазину, а окна превращаются для торговой точки в «гроб».
Восхищенный этими идеями Жерар Мюлье вернулся во Францию в 1960 году, он свято верил в том, что семь не только поддержит его курс, но и профинансирует магазинов нового формата. Но, увы, отец не захотел рисковать и вкладываться в идеи сына, но и оставить будущего наследника, грезящего о большом будущем, не мог. Поэтому он, скрепя сердце, отдал в его распоряжение старое здание завода Phildar. Инвестора Жерару-младшем пришлось искать самому. Много времени на это не понадобилось, нужным человеком стал Мишель Сегар из семьи шерстяных промышленников. Вложив в дело 600 тыс. франков, он стал половину доли в компании.
6 июля 1961 года состоялось открытие первого магазина самообслуживания Hauts-Champs на 600 квадратных метров. Однако вскоре Мюлье решил изменить его для того, чтобы оказаться в самом начале справочников. Так появился Auchan, в логотипе бренда птица присела прямо на название.
Увы, успех пришел не сразу. Первый год работы магазина был убыточным, Жерар и партнер, не имея достаточного опыта, совершили несколько существенных ошибок. Встал вопрос о закрытии супермаркета, но отец Жерара решил ему помочь, однако, выдвинул одно условие - Сегар должен выйти из бизнеса. Мюлье-старший хотел, чтобы бизнес был только семейный. Упрашивать Сегара не пришлось, он и сам собирался оставить убыточный бизнес.
Как только Жерар стал полноправным владельцем, у него открылось второе дыхание. Жерар обратился за помощью к Эдуарду Леклерку, основателю успешной французской сети супермаркетов E. Leclerc. И получил от него простой совет — снижать цены, об этом же Мюлье слышал от Трухильо, но почему-то не стал практиковать в своем магазине. И Жерар взялся за дело: снизив стоимость на ходовые товары, ему удалось увеличить объем продаж.
Второй магазин Аuchan открылся спустя год в соседнем районе Ронке, его площадь была в 2 раза больше. Повысить количество покупателей помогали специальные акции. Именно Auchan первым устроил «месяц бордосских вин». Кроме того, Мюлье обнаружил, что выкладка товаров сильно влияет на продажи. Размещение на полках, спецакции в центре зала, продуманное расположение отделов в то время были в новинку, но это дало эффект для бизнеса.
В 1960-х годах Жерар Мюлье стал расширять Аuchan, на территории Франции появились десятки торговых точек сети, покупателям понравились принципы Мюлье, и очень скоро супермаркеты новой формации наполнил рынок розничной торговли.
В 1977 году предприимчивый бизнесмен решился на беспрецедентную меру поощрения сотрудников. Он выделил 10% акций компании на то, чтобы раздавать их работникам за хорошую работу. Однако, покидая компанию, работники были обязаны продать имеющиеся у них на момент акции семье Мюлье. При этом уже в начале 1970-х зарплаты в Аuchan были выше среднерыночной, что позволяло привлекать самые квалифицированные кадры.
Международная экспансия сети началась в 1981 году с открытия гипермаркета в Испании, но название было адаптировано под особенности местного языка - Alcampo. Спустя 2 года Жерар Мюлье создал дочку Аuchan — банк Banque Accord для финансирования своей глобальной торговой сети.
В 1980-х магазины Аuchan открылись во всей Европе. К началу 1990-х годов бренд пришел в Таиланд, в 1999 году - в Китай, а в 2002 году - в Россию.
Важным поглощением для Мюлье стала сеть Leroy Merlin. В 1970-е годы этой французской компании принадлежало 33 магазина, но столкнулась с финансовыми трудностями. Жерар Мюлье предложил владельцам, братьям Леруа купить долю в Leroy Merlin. Они долго не соглашалась, но после смерти Адольфа Леруа в 1979 году Auchan стал владельцем 50% акций Leroy Merlin.
Компания полностью вошла в Mulliez Group в 1981 году. Мюлье сфокусировал новый актив на самообслуживании клиентов и товарах для оформления дома, отказавшись от множества менее прибыльных дополнительных направлений. Начав международную экспансию Аuchan, Мюлье повел за границу и другие свои проекты, сделав Leroy Merlin известным европейским брендом.
Предложение о продаже Аuchan Мюлье получил весной 1999 года от генеральный директора Walmart Роба Уолтон, который приехал в Париж, намереваясь начать экспансию на европейском рынке. Американец предложил Жерару внушительную по тем временам сумму - 17 млрд долларов. Но тот отказался и в свою очередь, поинтересовался у Уолтона, не хочет ли он продать Walmart, чтобы помочь Аuchan с выходом в США.
Жерар Мюлье возглавлял группу компаний до 1996 года, в течение следующих 10 лет он был председателем наблюдательного совета холдинга Аuchan. Когда ему исполнилось 75 лет, Мюлье оставил руководящий пост, выбрав своим преемником двоюродного племянника, который возглавлял Auchan Holding 11 лет.
С февраля 2017 года и в течение 1,5 лет у руля холдинга стоял человек не из семьи Мюлье – это был опытный топ-менеджер Дегальке Реджис из структуры Leroy Merlin. Однако опыт привлечения сторонних менеджеров был недолгим и не очень успешным, с марта 2019 года группу возглавил Эдгар Бонте, зять младшего брата Жерара Мюлье.
Достоверных данных о финансовом состоянии компании не так много. Холдинг не публиковал подробной отчетности на русском языке, предоставляя данные только по России.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.