Как Валентино Гаравани «вышивал» успех своего модного дома
В этом году бренду Valentino 61 годИстория модного дома Valentino началась с рождения знаменитого дизайнера Валентино Клименте Людовико Гаравани. Он появился на свет 11 мая 1932 года недалеко от Милана, в городе Вогера. Родители назвали мальчика в честь плпулярного в то время актера немого кино Рудольфа Валентино. О них самих известно немного: отец работал электриком, а мать домохозяйкой, но при этом знала толк в хорошей одежде. Дизайнер считает себя испорченным ребенком, поскольку в детстве, несмотря на то что семья жила небогато, родители шили ему одежду на заказ. Валентино с ранних лет любил живопись, моду и архитектуру, кроме того, у него был талант к рисованию, поэтому вполне логично, что он мечтал стать кутюрье.
Окончив школу в 1949 году, мальчик заявил отцу, что хочет исполнить свою мечту, и тот не стал препятствовать, отправив сына учиться в Академию искусств в Милане. В следующем году Валентино поступил в парижскую Школу при Синдикате высокой моды, окончив ее в 1951 году, пытался устроиться на работу в крупные дома моды Jacques Fath и Balenciaga, но его не взяли.
А вот на позицию художника в доме моды Жана Дессе он смог пробиться и занимал ее в течение 5 лет. В 1957 году Валентино перешел работать в салон молодого дизайнера Ги Лароша, а через 2 года вернулся в Италию и обосновался в Риме, где стал сотрудничать с дизайнерами Эмилио Шубертом и Винченцо Фердинанди.
Свое первое собственное ателье Гаравани открыл в 1960 году и сразу же зарегистрировал бренд Valentino. В этом же году в римском кафе Валентино познакомился со студентом-архитектором Джанкарло Джамметти, в конце 1960 года он присоединился к Valentino, став генеральным директором модного дома. Джамметти взял на себя решение всех деловых вопросов, сосредоточив таким образом творчество дизайнера на создании очередной коллекции.
Разразившийся экономический кризис привел к тому, что модный дом оказался на грани банкротства. И Валентино вместе с Джанкарло приняли решение открыть новый салон, его первой звездной клиенткой стала Элизабет Тейлор, которая на тот момент снималась в фильме «Клеопатра».
На международной выставке Pitti Immagine в 1962 году во Флоренции состоялся показ мод Valentino Gotha, его успех был громким. В коллекцию вошли женские наряды оранжево-красного цвета, который с тех пор называется Rosso Valentino и является отличительной чертой бренда. Работа Валентино получила восторженные отзывы, его покупательницами стали Одри Хепберн, Мариса Беренсон, Марелла Аньелли, иранская императрица Фара Диба, принцесса Маргарет Роуз, а в 1963 году Жаклин Кеннеди заказала у Валентино 6 черных нарядов, чтобы носить во время траура по убитому мужу.
В том же году платья от Valentino впервые появились на страницах журнала Vogue, год спустя кутюрье познакомился с новым главным редактором журнала Дианой Вриланд. Кроме того, дизайнер получил престижную награду Неймана Маркуса в сфере модного искусства и стал ведущим модельером Италии.
Вторая половина 1960-х годов ознаменовалась открытием второго ателье в Милане, выходом на американский и французский рынки - в Нью-Йорке коллекции Валентино продавались в бутике Martha's на Парк-Авеню, а в Париже - на Авеню Монтень, а также запуском мужской линии одежды.
В 1968 году модный дом Valentino выпустил знаменитую коллекцию Collezione Bianca, что в переводе с итальянского означает «Белая коллекция», или как ее окрестили критики «бесцветная коллекция». Она целиком состояла из белых и бежевых моделей, украшенных вышивкой в виде буквы V, которая стала логотипом бренда. Кружевное платье из этой коллекции выбрала Жаклин Кеннеди для свадьбы с Аристотелем Онассисом в 1968 году. Фото с церемонии были напечатаны на обложках ведущих газет США, еще больше прославив дизайнера. На следующий день Валентино получил свыше 40 заказов с просьбой повторить наряд.
В 1969 году под брендом Valentino была запущена первая линия прет-а-порте в Италии, а ее одежда стала символом роскоши и красоты. У бренда появились бутики в Париже, Риме, Токио, Нью-Йорке, Бангкоке, Далласе.
С 1975 года Валентино регулярно принимал участие в показах Недели высокой моды в Париже, для которой создавал 60-80 эксклюзивных нарядов. Для дефиле он не выбирал знаменитых моделей, а руководствовался собственной философией: зритель должен любоваться только одеждой.
Спустя 3 года дизайнер представил первый аромат Valentino, а в 1982-м по приглашению Института костюма Дианы Вриланд показал кутюрную коллекцию в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В 1984 году он создал форму для олимпийской сборной Италии, в 1985-м представил линию денима, в 1987-м - линию сумок, а еще через два года - провел показ новой, более демократичной линии Oliver на неделе моды в Милане.
Главной особенностью коллекций Valentino всегда были роскошные ткани и кружева, изысканная вышивка и меховые детали - все, что по мнению дизайнера, подчеркивает женскую красоту. Он часто использовал этнические мотивы, например, африканский геометрический орнамент, мусульманскую мозаику, марокканский ковровый узор килим или русское золотое шитье.
Самым важным событием 1998 года стала продажа дома Valentino итальянскому холдингу Holding di Partecipazioni Industriali, стоимость сделки составила 300 млн долларов. В 2000 году модельер отметил 40-летний юбилей своего присутствия в профессии выставкой 40 красных платьев на Площади Испании в Риме. Тогда же Совет модных дизайнеров Америки наградил его премией за пожизненные достижения в сфере моды
В 2002 году миланский текстильный концерн Marzotto Group выкупил Valentino у Holding di Partecipazioni Industriali за 210 млн долларов. В следующий раз бренд сменил владельцев в 2007 году, им стала лондонская компания Permira, которая приобрела Valentino за 3,5 млрд долларов.
В том же году кутюрье покинул пост креативного директора Valentino, последняя коллекция стала завершением Недели высокой моды в Париже. На модном показе все модели были одеты в наряды красного цвета, что сделало его знаменитым и настоящим символом итальянского дома моды. На прощальном ужине присутствовали звезды кино и модной индустрии, а также коллеги по цеху – Миучча Прада, Том Форд, Карл Лагерфельд и Жан-Поль Готье. Валентино объяснил свой поступок тем, что это тот самый подходящий момент отойти от дел, иначе потом будет поздно.
Среди постоянных клиенток дизайнера в разные годы были британская принцесса Диана, королева Испании София, княгиня Монако Грейс Келли, первая леди США Нэнси Рейган, актрисы, певицы и модели Софи Лорен, Николь Кидман, Джейн Фонда, Гвинет Пэлтроу, Джулия Робертс, Клаудия Шиффер, Наталья Водянова и др. В платьях Valentino выходили замуж принцесса Швеции Мадлен, Элизабет Тейлор, Кортни Кокс, Дженнифер Лопес, Энн Хэтэуэй.
Катарская корпорация Mayhoola for Investments приобрела Valentino Fashion Group за 858 млн долларов в 2012 году. В 2014 году Valentino был представлен более чем в 125 монобрендовых и 1250 мультибрендовых бутиках в 70 странах мира.
В октябре 2015 года появились слухи о том, что Mayhoola for Investments намерена разместить акции Valentino на фондовой бирже в первой половине 2016 года, сообщалось также о возможной продаже 25–35% бренда. Однако этого не произошло.
В январе 2019 года вступило в силу долговременное лицензионное соглашение L'Oréal и Valentino о создании концепта, разработке и дистрибуции французским beauty-конгломератом парфюмерных ароматов и люксовой косметической продукции под знаменитым итальянским лейблом.
В 2019 году объем продаж Valentino достиг 1,22 млрд евро, что на 2,4% больше, чем годом ранее. В прошлом году из-за пандемии модный дом констатировал падение продаж на 28% - до 882 млн евро.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.