Итоги автопрома РК за 2020 год, планы Stellantis и Kia
Новости автомобильного рынка за неделюАвтопром Казахстана: итоги 2020 года
Несмотря на мировой кризис, связанный с пандемией и нестабильностью финансового сектора, автомобильная промышленность Казахстана в 2020 году показала серьезный рост в производстве и продажах. Ассоциация национальных продаж автомобилей (NCSA), которая занимается аналитикой автопрома в 96 странах, в середине года отметила глобальный спад в отрасли. Тогда на фоне отрицательных показателей лидеров машиностроения позитивную статистику смогли показать лишь четыре страны, а возглавил их Казахстан.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за 2020 год объем производства в стране достиг 77 471 единицы техники, что в полтора раза больше итога 2019 года (50 541 единица). В том числе отмечается увеличение производства грузовиков и автобусов: за год отечественные заводы выпустили более 5 тыс. единиц коммерческой техники, продемонстрировав рост порядка 40%.
В 2020 году Казахстан экспортировал в страны ближнего зарубежья 8122 автомобиля (более 10% всей произведенной техники), что в три раза больше показателя 2019 года (2629 единиц). В России, Беларуси, Узбекистане и Кыргызстане хорошим спросом пользуются модели марок Hyundai, Chevrolet и JAC казахстанской сборки.
За 2020 год казахстанцы приобрели более 93 тыс. новых автомобилей, что на 24% превышает итог 2019 года (75 156 единиц). Две трети от этого объема составляют машины отечественного производства, а самыми востребованными брендами стали Hyundai, Chevrolet и Toyota.
На март этого года намечено завершение строительства первого локализационного центра компонентов в Костанае. Центр будет производить компонентную базу и для казахстанских предприятий автомобильной промышленности, благодаря чему они смогут повысить долю отечественного содержания. Общая площадь производственных мощностей центра - более 27 000 кв. м. На них планируется установить современное оборудование (сварочный робот, покрасочная линия, лазерная резка, гибочный пресс, листогиб, трубогиб и др.). Локализационный центр включает и проект инновационного инжинирингового центра по развитию человеческого капитала.
Stellantis, самый великий автопроизводитель
Новый автопромышленный альянс Stellantis, объединивший итало-американский концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и французскую PSA Group, официально начал работу и поделился своими планами.
Напомним, альянс со штаб-квартирой в Нидерландах подразумевает равноправное участие двух партнеров. Его главой на ближайшие пять лет станет президент группы PSA Карлос Таварес, а председателем правления – Джон Элкан из FCA. Stellantis стал одним из самых крупных по величине мировых автопроизводителей (после компании Toyota, концерна Volkswagen и объединения Renault-Nissan-Mitsubishi) с годовым объемом выпуска 8,7 млн машин, доходом в 170 млрд евро в год и операционной прибылью в 11 млрд евро в год.
Карлос Таварес неоднократно подчеркивал, что Stellantis будет не просто объединением, в котором выпускаются автомобили четырнадцати различных марок (Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram и Vauxhall). В альянсе планируют стать не самым крупным, а «самым великим» автопроизводителем - упор будет сделан на повышение качества продукции и послепродажного обслуживания, в то время как увеличение объема производства уйдет на второй план.
Руководство FCA и PSA неоднократно говорило о планах сохранить все перечисленные бренды, хотя некоторые из них последние нескольких лет находились на грани исчезновения. Как заявил Карлос Таварес, за каждой из этих марок стоит богатая история, от которой Stellantis не намерен отказываться. Это решение привело к тому, что теперь перед альянсом стоит задача «развести» все четырнадцать брендов по разным рыночным нишам и более четко определить их целевые аудитории. И все это в условиях грядущей технической унификации: в ближайшие годы число используемых платформ и агрегатов будет существенно сокращено ради экономии. К 2025 году она должна достичь 5 млрд евро.
При этом количество заводов, инженерных центров и, соответственно, рабочих мест в ближайшей перспективе уменьшать не планируется. Единственным предприятием, судьба которого решится в течение нескольких недель, будет британский завод Vauxhall в графстве Чешир. После Brexit многие компании закрыли свои заводы в Великобритании, а с недавних пор ситуацию осложнило решение правительства страны запретить продажи новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями к 2030 году.
В число приоритетов Stellantis входит и электрификация модельного ряда: уже до конца этого года будет представлено десять новых электромобилей, а к 2025-му все модели альянса будут иметь гибридные версии. Первые же совместные разработки партнеров ожидаются в 2023 году.
Kia без Motors
После презентации новых логотипа и слогана компания Kia представила свою глобальную стратегию. Она подразумевает электрификацию, постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания, увеличение доли кроссоверов и внедорожников в структуре продаж и наращивание темпов производства.
А главное, Kia из типичного автопроизводителя превращается в компанию более широкого профиля – сервис предоставления мобильности. Речь о собственном каршеринге, подписке на автомобили и других альтернативных схемах владения машиной. В отдельных странах уже запущена система подписки Kia Mobility. Подчеркнуть расширение профиля призвано изменение полного названия компании – с Kia Motors Corporation на Kia Corporation.
Один из важных этапов развития нового бизнеса - разработка специализированных автомобилей PBV (Purpose-Built Vehicles) для корпоративных парков, спрос на которые должен вырасти в пять раз к 2030 году. В первую очередь, речь о компактных городских машинках для каршеринга и развозных фургонах для служб доставки на единой модульной платформе для электромобилей E-GMP. Партнерами компании в этом проекте уже стали стартапы Canoo и Arrival, у которых есть свои наработки по подобным машинам.
Экспансия Kia в сегменте электромобилей предполагает вывод семи электрических моделей на платформе E-GMP к 2027 году. Среди них будут «легковушки», кроссоверы и минивэны. Первую модель представят уже в первом квартале этого года: это кроссовер, который сможет проезжать на одной зарядке более 500 км. К 2025 году компания планирует занять 6,6% мирового рынка электромобилей, а к 2026-му выпустить 500 тысяч «электричек».
Впрочем, развитие электромобильной программы не отменяет использование двигателей внутреннего сгорания. Kia продолжит выпуск бензиновых и дизельных автомобилей, а в странах, где «электрички» пока неактуальны, использование ДВС продолжится в долгосрочной перспективе.
Поделилась компания и информацией о своих главных мировых премьерах на этот год. Кроме электрического кроссовера, свет увидит новое поколение седана K7 (он же Cadenza на некоторых рынках), а во втором полугодии настанет черед нового Sportage.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.