BIC: миллионы евро на одноразовых вещах
Даже Gillette уступила империи Марселя БикаО бренде BIC говорят, что благодаря ему мир привык к одноразовым мелочам, среди которых шариковые ручки, зажигалки, бритвы и товары. В 1945 году компанию BIC создал Марсель Бик, выкупив небольшой завод неподалеку от Парижа. В то время ему был 31 год.
Родился Бик в 1914 году в Турине. Его отец был инженером, поэтому семья переезжала из города в город, и маленький Марсель привык к перемене мест. При этом он всегда получал хорошее образование. Мальчик учился в лицее в Мадриде, затем в школе Saint-EIme d'Arcachon в Аркашоне (Франция), где его обучили светским манерам и верховой езде. Еще Марсель учился в элитном парижском колледже Lycee Carnot, выпускники которого часто делают выдающуюся карьеру, свободно говорил на латыни и по-гречески. Кстати, в то время Бик получил свой первый опыт в коммерции – ходил от дома к дому и предлагал парижанам купить фонарики.
Он окончил Lycee Carnot в 19З1 году и поступил на юридический факультет Сорбонны на вечернее отделение. Марсель зарабатывал на жизнь, трудясь менеджером в компании по производству канцелярских товаров и был уверен, что это не навсегда. В 1939 году накануне войны в Европе Бик получил диплом юриста, а потом ушел в армию.
После окончания войны он снова стал работать в компании по производству канцтоваров, но послевоенный кризис изменил предпочтения потребителей, однако курить, бриться они продолжали. Тогда-то Бик вспомнил о своей давней идее сделать востребованные вещи дешевыми. В 1944 году вместе с Эдуардом Буффардом они купили небольшую фабрику с ветхим зданием и устаревшим оборудованием в коммуне Клиши, расположенной в пригороде Парижа. Там партнеры стали делать детали для перьевых ручек и механических карандашей.
Затем они решили расширить производство пластиковых корпусов для шариковых ручек, а в 1949 году создали собственную линию ручек BIC Cristal. Дизайн был простым, и цена составляла всего лишь 20 центов, что было очень выгодно, притом что одна чернильная ручка в то время стоила 10 долларов. Плюс ко всему ручки BIC были надежными и не протекали как чернильные аналоги, соответственно, они быстро завоевали расположение французов, а затем и жителей других европейских стран. К 1955 году годовой объем продаж компании превысил 5 млн франков.
Воодушевленный успехом, Бик купил сначала английскую компанию Biro-Swan, а после и американскую Waterman Pen. Это обеспечило ему выход на другие рынки. То, насколько дороги для компании шариковые ручки, нашло свое отражение в логотипе бренда — персонаж с шариком вместо головы и с шариковой ручкой наперевес даже получил особое прозвище BIC Boy. Это один из самых узнаваемых в мире символов. Однако практичные американцы не верили, что использование одноразовых ручек выгоднее по сравнению с обычными.
Тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными - в них можно было менять стержень с пастой. Кроме того, он начал массированную рекламную кампанию по национальному телевидению. В видеоролике шариковыми ручками BIC просверливали стены, писали на льду, их обжигали в огне, топтали танцоры фламенко, но они все равно продолжали писать.
Вишенкой на торте было ненавязчивое упоминание о том, что стоят они всего 29 центов. После такого бастион американских потребителей пал - они поверили Бику, проголосовав за его товар кошельками.
К 1967 году компания выпускала около 500 млн ручек в год, это 60% рынка США. В 1972 году газета Time писала: «Марсель Бик сделал для шариковых ручек то, что Генри Форд сделал для автомобилей: он выпустил дешевую, но качественную модель».
В 1971 году Waterman-BIC сменила название на Bic Pen Corporation, однако вскоре оно устарело, поскольку компания начала свою первую диверсификацию бизнеса. Дело в том, что в 1970 году Gillette приобрела компанию S.T. Dupont - французского производителя роскошных зажигалок, цена на которые исчислялась сотнями долларов. Но затем Dupont, изучив рынок, выпустила в 1972 году одноразовые недорогие зажигалки Cricket. Марсель Бик не остался в стороне и в 1973 году представил рынку свои одноразовые зажигалки.
Чтобы конкурировать с Dupont, он снова воспользовался креативной телевизионной рекламой. В роликах появились чувственные женщины, призывающие курильщиков: «Щелкни моей BIC». Кроме того, компания снизила оптовую цену своих зажигалок, что ожесточило конкуренцию с Dupont, и к концу 1978 года продажи BIC превзошли продажи Cricket. В 1984 году Gillette признала поражение, и Cricket ушли с рынка. К тому времени BIC принадлежало 65% рынка одноразовых зажигалок США.
После этого компания взялась за одноразовые бритвы, в 1975 году в Европе начались продажи пластиковых бритв BIC.
Опасаясь того, что вскоре они появятся и в США, Gillette поспешила начать продажи собственного одноразового станка. Но компания по большому счету не желала переводить своих клиентов с дорогих бритвенных систем со сменными лезвиями на одноразовые, и поэтому очень мало тратила на рекламу. BIC же наоборот активно использовала этот маркетинговый инструмент. К концу 1979 года обе компании в совокупности контролировали 50% рынка одноразовых бритв. Особенно они были популярны среди подростков и женщин, вторые высоко оценили BIC Lady Shaver, которую разработали специально для них. В следующие 10 лет Gillette окончательно откажется от рекламы своих одноразовых станков.
В 1982 году выручка BIC достигла 220 млн долларов, компания подтвердила свой статус ведущего производителя зажигалок и бритв, сменив название Bic Pen Corporation на BIC Corporation.
В 1979 году BIC купила ведущего производителя цветных карандашей Conté, расширив тем самым линейку своих товаров.
Следующим направлением бизнеса компании стало производство товаров для активного отдыха и спорта (байдарки, доски для серфинга и т.д.). Подразделение BIC Sport превратилось в ведущего производителя этих товаров.
В 1988 году BIC попробовала выйти на рынок парфюмерии, создав аромат BIC Parfum. К сожалению, против компании сыграла репутация производителя дешевой продукции. Люди были готовы пользоваться простыми ручками, бритвами и зажигалками, но немногие хотели пахнуть дешевым парфюмом. На рекламную кампанию было потрачено около 22 млн долларов, но особых дивидендов это не принесло.
Марсель Бик ушел из жизни в 1994 году, и его детище возглавил сын Бруно, который еще в 1993 году занял пост председателя совета директоров. В 1995 году компания начала активную интеграцию на рынки стран Центральной и Восточной Европы, дешевая продукция BIC получила здесь популярность.
В 2004 году появился бренд BIC Kids, под которым стали продаваться товары для детей: цветные карандаши, фломастеры, мини-игры. В 2006 году Бруно Бик покинул пост генерального директора, передав его своему первому помощнику Марио Геваре, который длительное время работал в компании.
Спустя 4 года компания начала производить мобильные телефоны BIC Phone стоимостью 50 долларов, причем клиент получал 60 бесплатных минут разговора на два месяца. Мобильным оператором был Orange. Телефон назвали одноразовым, но компания официально пояснила, что по окончанию бесплатных 60 минут клиент может продолжать им пользоваться.
В 2012 году во Франции BIC совместно с компанией Intel запустила проект BIC Education: дети начальных классов французских школ получили планшеты с эргономичным стилусом и необходимым софтом.
В 2019 году выручка компании, по данным investing.com, составила 989,2 млн евро, расходы – 862,5 млн евро. За 9 месяцев прошлого года выручка оказалась на уровне 441,9 млн евро, а расходы - 333,6 млн евро.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.