Вторую жизнь источники Боржоми получили благодаря солдатам

Российские же князья помогли минеральной воде стать известным брендом

Национальный парк Боржоми-Харагаули занимает больше 700 кв. м и, говорят, что он является крупнейшим в Европе. Минеральные воды из Боржомского ущелья использовались с I века н. э. до конца XVI века. В следующие два века из-за многочисленных войн источниками никто не пользовался и лишь в XIX веке, после присоединения Грузии к Российской империи, их случайно снова обнаружили. В 1829 году в Боржоми расположился Херсонский полк, его солдаты нашли в лесу на правом берегу реки Боржомки источник минеральной воды.

Полковник Павел Попов, который страдал от болей в желудке, велел его расчистить и возить воду в бутылках в полк, именно он первым стал ее пить. Влияние боржомской минеральной воды оказалось настолько благотворным, что полковник отдал приказ огородить источник  и построить рядом баню и домик для себя.

В 1837 году на месте Херсонского полка расквартировали полк грузинских гренадеров и его врач начал тщательно исследовать состав и действие боржомской минеральной воды. Спустя 5 лет она стала настолько известной, что наместник царя Николая I на Кавказе привез на лечение в Боржоми свою дочь, у которой была болезнь желудочно-кишечного тракта. Вода ей помогла, после этого наместник назвал первый источник в честь дочери Екатерининским, а второй, найденный и благоустроенный к этому времени, Евгеньевским.

В 1846 году новый наместник царя в Закавказье Михаил Воронцов сделал курорт своей летней резиденцией, он строил там дома, бюветы, ванные, парки, церкви, гостиницы, мосты и дороги, проводит телефонное и почтовое сообщение с Тифлисом.

В 1850 году в Боржоми создали Парк минеральных вод, а в 1854-м начали строить первый разливочный завод. Аптекарь военного лазарета Захаров разлил воду в 1300 овальные бутылки объемом 0,5 л и привез их на продажу в Тифлис.

В 1862 году наместником Закавказья стал великий князь Михаил Романов, который выбрал Боржоми своей летней резиденцией, начался период капитального строительства курорта с развитой инфраструктурой.

Слава о целебных источниках распространилась по всей России, Парк минеральных вод рос, строили новые дворцы, парки, скверы, гостиницы. А благодаря тому, что в 1894 году проложили железнодорожную ветку от города Хашури до Боржоми, поток посетителей лечебных источников увеличилось в несколько раз.  До этого туда ездили на колясках с откидным верхом и запряженных лошадьми, поэтому поездка из Тбилиси в Боржоми занимала 8-9 часов.

В 1894 году бизнесмен Михаил Романов построил разливочный завод в Парке минеральных вод, который действовал до 1950-х годов.

Воду на нем разливали в стеклянные бутылки, на удачу предпринимателя первый стекольный завод открылся в России  в 1896 году, где бутылки там выдували вручную.

Процесс разлива «Боржоми» в 1904 году удалось частично механизировать. В том же году в местной газете появилось первое объявление о продаже минеральной воды «Боржоми» вагонами, розлив которой шел полным ходом.

Если 1854 году из Боржоми вывезли всего 1350 бутылок, то в 1905 году экспорт достиг 320 тыс. бутылок, а в 1913-м превысил 9 млн бутылок.

Установление советской власти в Грузии никак не отразилось на популярности минеральной воды «Боржоми». Изменилась лишь элита и статус отдыхающих: Иосиф Сталин очень любил пить эту воду, поэтому ни одно официальное мероприятие не проходило без нее на столе.  

В 1961 году 423 тыс. бутылок «Боржоми» экспортировались в 15 стран мира, включая США, Францию, Австрию.

В 1980-е годы продажи минеральной воды достигли 400 млн бутылок.

С 1990 по 1994 годы включительно производство «Боржоми» сильно сократилось из-за трудностей в экономике Грузии. Но, начиная с 1995 годы, когда компания Georgian Glass&Mineral Water Co. N.V. возобновила производство минеральной воды на двух разливочных заводах, объем розлива составил вырос в 40 раз.

В 1997 году компания стала победителем тендера, в котором принимали участие 15 соискателей, в том числе и мировой лидер на рынке минеральной воды Nestle. Одержав победу, компания получила лицензию на производство и разлив минеральной воды «Боржоми» сроком на 10 лет.

В том же году Georgian Glass&Mineral Water для производства воды привлекла группу крупных инвесторов, среди которых Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, входящая в группу Всемирного банка, а также голландский ING-Barings Fund.

В 2002 году компания стала называться IDS Borjomi International, а спустя три года она вошла в «тройку» лидеров производителей минеральной воды на рынке России. 

В мае 2006 года российское Федеральное агентство по защите прав потребителей наложило запрет на продажи в РФ всей продукции, произведенной в Грузии, в том числе и «Боржоми», объяснив свое решение несоответствие техническим стандартам России. В результате эмбарго экспорт IDS Borjomi International сократился на 60%. В результате компания расширила географию продаж, выйдя на новые рынки – в страны Центральной Азии и Евросоюза.

В мае 2009 года IDS Borjomi International приобрела у международной группы Nestle завод по производству минеральной воды в России.  в том же году в Вильнюсе открылась дочерняя дистрибуционная компания IDS Borjomi International в странах Балтии — IDS Borjomi Europe. Она представляет интересы компании в прибалтийских республиках, Восточной и Центральной Европе, а также импортирует «Боржоми» в страны Балтии и восточной Европы. Кроме того, в том же году компания получила лицензию на добычу и производство «Боржоми» до 2034 года на аукционе, проведенном правительством Грузии.

В апреле 2013 года IDS Borjomi International получила свидетельство о государственной регистрации минеральной воды «Боржоми» в России и в мае, после длительного перерыва, возобновила поставки минеральной воды на российский рынок.

В 2015 году бренд отметил 125-летний юбилей, а спустя год IDS Borjomi Internationa начала сотрудничать с Walt Disney Studios, выпустив в Украине специальную серию toy bottles с героями мультфильма «Холодное сердце» и фильма «Звездные войны».  

В 2017 году компания стала розливать «Боржоми» в алюминиевые банки объемом 0.33 л. Маркетинговый ход был нацелен на молодых и активных людей, которые предпочитают такую тару стеклянным бутылкам.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤