Винтажные елочные игрушки. Дорогое удовольствие
Коллекционеры и просто любители старины устраивают настоящую охоту за особо ценными экземплярамиДля многих из нас приход Нового года связан с семейным ритуалом украшения елки. Кто-то отправляется в магазин за новыми блестящими шарами, а кто-то уже давно в поиске и рыщет он не в играющих всеми красками отделах современных магазинов, а на блошиных рынках и стихийных базарах. Коллекционеры и просто любители старины устраивают настоящую охоту за особо ценными экземплярами, иногда отправляясь в путешествие за тысячи километров от родного дома.
«Я с самого детства отлично помню каждую игрушку, которая была у нас в доме, – вспоминает джазовый певец Петр Шарипов. – У нас была единственная коробочка с елочными игрушками, которую мы совершенно случайно нашли недавно в подвале. Я опасался, что она погибла во время пожара, но она уцелела, и сейчас я их с огромным удовольствием повесил на елку. Этот процесс несет с собой особый ностальгический шлейф.
Елочные игрушки приобретаю в основном, когда езжу за границу, стало уже доброй традицией из каждой страны привозить игрушку, чтобы она отражала суть и культуру региона, из которого привезена. Очень многое приобретается на блошиных рынках, я люблю покупать старые игрушки, они несут в себе мощный эмоциональный заряд. Сколько поколений, сколько детей радовалось, видя их. Цены на блошиных рынках зависят от разных факторов: от редкости, сохрана и, конечно, аппетита продающего. Например, в Москве все очень дорого, хотя и выбор огромен, потому что там было сосредоточение всего самого лучшего, что можно было найти в Советском Союзе. Естественно, там и сохранилось больше. Иногда попадаются уникальные экземпляры, некоторые из них я приобрел на Измайловском рынке. Один Новый год я даже встречал у елки, наряженной полностью московскими винтажными игрушками. Но самые дорогие елочные игрушки встретились мне во Франции, это были редчайшие вещи середины XIX века. Те, что были в отличном состоянии, стоили больше чем 100 евро за штуку. И это неудивительно, старые игрушки, когда даже берешь в руки, создается впечатление, что они с тобой разговаривают. Хотя встречаются иногда современные игрушки, созданные вручную и сделанные настолько качественно и красиво, что не купить их нет никакой возможности.
У меня на елке нет ни одного повторяющегося украшения, – продолжает Петр. – Все они разные и еще два или три ящика с игрушками у меня есть, которым просто не хватило места на новогоднем 2-х метровом дереве».
В Советском Союзе, особенно в первые годы его существования, украшение елки на Новый год было не в чести, поскольку у многих она ассоциировалась с буржуазно-религиозным Рождеством. А этот идеологически вредный праздник в советской стране был запрещен. Целое десятилетие граждане СССР боялись наряжать елку, поскольку у осмелившихся на подобное «фрондерство» могли быть серьезные проблемы. «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пришел на елку, значит ты не пионер!» – звучало почти как приговор. Только в конце тридцатых годов отношение к новогодней красавице и ее атрибутам смягчилось. И потихоньку стало налаживаться производство елочных игрушек. Выпускались даже серии шаров с портретами большевистских лидеров. Особо модным направлением стало изображение дирижаблей, самолетов, танков, солдат и матросов.
Сегодня коллекционирование елочных игрушек становится весьма популярным. Правда, собиратели охотятся, в массе своей, за редкими экземплярами почтенного возраста, желательно в идеальной сохранности. Особым шиком считается сохранившаяся аутентичная упаковка. Игрушки в фирменной коробочке легко поддаются атрибуции и ценятся дороже, чем без нее.
Антиквар из Киева Алексей Бодров собрал внушительную коллекцию елочных игрушек, насчитывающую более трех тысяч экземпляров. «Часть моего собрания досталась по наследству, это около двух сотен старых советских елочных украшений, – рассказывает Алексей. – А потом мне просто повезло. На блошином рынке в Германии я приобрел целую коробку старых игрушек. Часть из них была в плачевном состоянии, но около трети все же весьма неплохи. Что-то пришлось реставрировать, кое-что выбросить, но эту покупку я расцениваю как подарок судьбы и своего рода знак. С тех пор я регулярно выезжаю на блошиные рынки, чтобы поохотиться за новыми трофеями. Чаще всего я нахожу что-нибудь интересное в конце ноября-декабря. Гордость моей коллекции – милитаристские игрушки 30-х – 40-х годов прошлого века Германии и Советского Союза. Некоторые из моих «сокровищ» стоят немалых денег. Недавно подборку из семи немецких игрушек мне предлагали продать за тысячу евро, но я устоял. Для меня это не только бизнес, но и нечто большее, что я смогу передать следующим поколениям, – продолжает Алексей, – ведь по этим хрупким вещицам можно историю изучать».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.