Братья Карни превратили хижину в империю Pizza Hut
Деньги на открытие своего первого заведения Ден и Френк взяли в долгВ конце 1950-х годов, когда братья Ден и Френк Карни были студентами государственного университета в Уичито (Канзас, США), они уже думали о собственном бизнесе. Точно не известно, почему они решили открыть именно пиццерию. По одной из версий – это было предложение их соседки по общежитию, по другой – пицца не была самым популярным блюдом в Уичито, поэтому парни увидели в этом хорошую перспективу.
Деньги на открытие своего первого заведения Ден и Френк взяли в долг у матери – $600 по тем временам были немаленькой суммой. Братья Карни арендовали небольшой местный ресторан, дальше нужно было придумать название, но скромная вывеска над дверью не позволяла разойтись фантазии, поэтому процесс занял совсем немного времени. Здание напоминало хижину, hut по-английски. Так родилось название Pizza Hut, первый ресторан заработал 15 июня 1958 года, в ночь открытия для привлечения гостей пиццу всем посетителям раздавали бесплатно.
Карни выбрали талисманом своего заведения усатого человечка в шляпе, с платком на шее и в фартуке, его звали Pizza Pete, он подавал гостям ресторана пиццу. Несмотря на то, что в 1970-х годах логотип изменился, смешной человечек периодически появлялся на коробках для пиццы Pizza Hut. Дела сразу пошли хорошо, и спустя несколько месяцев ресторан приносил по $500-800 в неделю, и братья Карни поняли, что не прогадали с выбором бизнеса. Чтобы зарабатывать больше, они решили открыть больше ресторанов, поначалу они стилизовались под ту самую первую «хижину».
Франшиза Pizza Hut появилась в 1959 году, менеджер одного из ресторанов сети Дик Хассур подписал договор, который дал ему право использовать зарегистрированную торговую марку Pizza Hut, рецепты.
Первая телевизионная реклама бренда появилась в 1965 году, ролик сняли в стиле немого кино. Главный герой в костюме и галстуке по телефону заказывал пиццу и пытался ее забрать. Ему так и не удается ее попробовать из-за набежавших со всех сторон соседей. Мужчине пришлось заказывать пиццу снова. Рекламу впервые показали в перерыве спортивного матча в 1966 году.
В 1968 году произошло знаменательное событие для бренда – открылся первый ресторан Pizza Hut за пределами США, в Канаде. Выход на международный рынок заставил братьев задуматься о новом логотипе, который отличал бы их сеть от конкурентов. Френк и Карни позвонили приятелю по колледжу, архитектору Ричарду Берку, и попросили об услуге. Однако начинающий художник запросил большой гонорар, а братья не могли себе этого позволить, они предложили по $100 за каждый ресторан, построенный по проекту Берка. Но тогда им и в голову не могло прийти, до какого масштаба разрастется их бизнес.
Легендарная красная крыша стала частью логотипа компании и сделала пиццерии узнаваемыми. Благодаря яркому цвету автомобилисты не пропускали их на трассе, а горожане легко находили на улицах.
В 1970 году Pizza Hut «пришла» в Австралию, а спустя год стала мировым лидером среди сетевых ресторанов, специализирующихся на приготовлении пиццы как по объему продаж, так и по количеству точек. В 1972 году компания стала публичной, ее акции начали торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже, и в том же году, в родном для Pizza Hut городе Уичито открылся тысячный по счету ресторан бренда.
Спустя год заведения Pizza Hut открылись в Японии и в Англии, а еще через три года, то есть в 1975 году посетителей принял двухтысячный ресторан сети в городе Индепенденс, штат Миссури, США.
В 1977 году Pizza Hut стала подразделением огромнейшей корпорации по производству еды и безалкогольных напитков PepsiCo. В 1970-е годы американцы все чаще предпочитали питаться вне дома, и сфера быстрого питания росла. Продажи сети пиццерий в первый год после объединения достигли $436 млн.
В борьбе за покупателей в 1980 году Pizza Hut представила Pan Pizza – новая пицца, с толстым тестом, приготовленная в глубоких сковородках, сразу завоевала популярность среди гостей сети. В 1985 году Pizza Hut начала доставлять пиццу на дом, а в самих ресторанах стали обслуживать у прилавков и продавать пиццу порционно.
В 1986 году открылся пятитысячный ресторан Pizza Hut в Далласе. В сети к тому времени существовало два типа ресторанов – семейного типа, комфортабельные, крупные и с богатым меню, и Pizza Hut Express – фастфуд-заведения в чистом виде.
В 1988 году компания Pizza Hut отметила 30-летие, к тому времени в мире работало уже 6 тыс. ресторанов. В 1990 году открылся первый ресторан Pizza Hut на территории СССР. Десятитысячный ресторан сети распахнул двери в 1993 году в Сан-Паулу.
В 1995 году штаб-квартиру Pizza Hut перенесли в Даллас. В 1997 году компания PepsiCo решила выйти из ресторанного бизнеса, отчасти потому, что он не приносил ожидаемой прибыли. Тогда же PepsiCo выделила ресторанные сети, которыми владела (KFC, Pizza Hut и Taco Bell) в отдельную компанию Tricon Global Restaurants, Inc., в 2002 году название изменили на Yum! Brands.
В 2012 году рестораны Pizza Hut в Москве выкупила сторонняя компания, однако, 30 декабря 2013 года в столице России вновь открылся ресторан Pizza Hut. Компания объявила о ребрендинге, который начался 19 ноября 2014 года, в попытке увеличить продажи, упавшие в предыдущие два года, меню расширили, добавив 11 новых фирменных пицц.
Несмотря на все меры, предпринятые Pizza Hut, лучшей сетью, согласно исследованию Harris Poll 2016-2017 годов, стала PapaJ ohn’s, второе место получила пиццерия Blaze Pizza, третье – Pizza Hut. В мае 2017 года владелец бренда Yum! Brands анонсировал, что вложит в развитие Pizza Hut $130 млн. В июне 2019 года представители Pizza Hut заявили, что компания возвращает свой логотип, который использовался с 1967 по 1999 год.
В августе 2019 года Pizza Hut объявила о намерении закрыть около 500 из своих 7496 ресторанов в США к середине 2021 года. В июне компания NPC International, управляющая в Штатах 1200 ресторанами Pizza Hut, сообщила о банкротстве, а в августе появилась информация о закрытии 300 пиццерий, несмотря на рост популярности пиццы во время пандемии. Речь идет о ресторанах, оборудованных посадочными местами и не предназначенных для обслуживания в формате «на вынос» или доставки, именно они приносили наибольшие убытки в последние месяцы из-за ограничений на работу залов в заведениях общепита. По данным CNN, оставшиеся точки будут проданы. Однако общие показатели сети Pizza Hut на фоне пандемии выросли. В мае продажи в США достигли восьмилетнего максимума.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.