Религиозные взгляды основателя Cadbury сделали компанию успешной
Джон Кэдбери когда-то твердо решил отучить земляков от алкоголя с помощью горячего шоколадаИстория британского шоколадного бренда Cadbury началась в 1824 году. В тот год англичанин Джон Кэдбери, которому только что исполнилось 22 года, открыл небольшой магазин в фешенебельном районе Бирмингема, где начал продавать горячие напитки.
Стоит заметить, что Джон был членом влиятельной протестантской семьи Бирмингема. Это важная деталь, поскольку воспитание и принципы Кэдбери оказали серьезное влияние на его дело. Прежде всего он был убежденным противником пьянства, которое, как и все протестанты, считал главной причиной бедности. Он был убежден, что людей можно отучить от алкоголя, предложив вкусную и безопасную альтернативу. Следуя этой логике, в своем магазине Джон стал продавать чай и кофе, а в качестве экзотических для того времени и бирмингемской публики напитков предложил какао и жидкий шоколад. Кстати, последний Кэдбери готовил собственноручно.
Одним из самых популярных продуктов того времени был Cadbury’s Cocoa Essence, который рекламировался как «абсолютно чистый и, следовательно, лучший». Он был полностью натуральным, поскольку изготавливался исключительно из какао-бобов.
Покупателей у Джона было немного - далеко не каждый житель города мог заплатить несколько фунтов за кружку шоколада. Но даже притом что продажи напитков были далеки от мечтаний, дела у Кэдбери шли неплохо.
Спустя 3 года с момента открытия магазина он стал одним из ведущих торговцев в Бирмингеме. Во-первых, гостей привлекал дизайн магазина – большие зеркальные витрины, витражные окна. Во-вторых, Джон Кэдбери активно размещал рекламу в городских газетах, которые англичане с присущей им прилежностью читали ежедневно.
В 1842 году в прайс-лист магазина входило 16 наименований питьевого шоколада. Некоторые названия были весьма оригинальными: «Испанский шоколад», «Исландский мох», «Шоколад верующего». Также в магазине Кэдбери продавались 11 видов какао-порошка.
В 1847 году Джон купил уже фабрику, причем в самом центре Бирмингема.
Его партнером стал младший брат Бенджамин, вместе они основали компанию Cadbury Brothers of Birmingham. А через 7 лет Кэдбери стали официальными поставщиками какао и шоколада для двора королевы Виктории.
Казалось бы, настала пора успеха и расцвета, но из-за бизнес-разногласий тандем братьев распался, и в 1861 году Джон отошел от дел из-за ухудшения здоровья. Его компания стала нести убытки, и управление взяли в свои руки его сыновья Ричард и Джордж. Первые пять лет во главе семейного бизнеса стали для Ричарда и Джорджа очень сложными, и только сила характера, передавшаяся им от отца, удержала их от закрытия компании.
Знаковым для компании Cadbury стал 1866 год, когда в Голландии был изобретен пресс для отжима масла из какао-бобов. Впечатлившись разработкой, братья Кэдбери рискнули и установили пресс на фабрике. Новая технология позволила создать вкусный и питательный напиток без добавления крахмала. Как раз в это время в британском парламенте обсуждалась проблема низкого качества некоторых продуктов питания, и появление чистого какао-порошка Cadbury назвали прорывом в производстве какао. Мало того, это событие повлекло за собой разработку новых законов Великобритании против фальсификации продуктов, принятых в 1872 и 1875 годах.
Все это стало отличной рекламой для компании, и продажи Cadbury значительно выросли.
Бизнес братьев Кэдбери расцвел, производство надо было расширять, поэтому Ричарду и Джорджу пришлось искать новое здание для фабрики. В то время как многие компании стремились обосноваться в деловом центре Бирмингема, они решили, напротив, его покинуть, чтобы построить фабрику-сад в сельской местности с чистым воздухом, где людям было бы приятно работать и жить. В июне 1878 года бизнесмены нашли подходящее место — поместье Бурнбрук в четырех милях к югу от Бирмингема. С географической точки зрения оно было расположено очень удачно: неподалеку от железной дороги и Вустерского канала, связывавшего фабрику с Бристолем, куда из-за моря прибывали какао-бобы. Рядом проходили две крупные дороги, к тому же в поместье был источник чистой воды — непременное условие для работы любой фабрики.
Новая фабрика, которую назвали «Брунвилль», заработала в сентябре 1879 года. Братья Кэдбери решили, что качество продукции будет таким, какого у них еще не было.
Для того чтобы реализовать свои смелые планы в жизнь, они в 1880 году пригласили работать на фабрику шоколадных дел мастера Фредерика Киншельмана, на фабрике его прозвали Фредерик-француз. Перед ним и сотрудниками «Брунвилля» поставили задачу создать твердый шоколад, который мог бы соревноваться с лучшими образцами из Франции и Швейцарии. Первые эксперименты по выпуску шоколадных плиток проводил еще Джон Кэдбери, но их вкус был грубоватым, поэтому тот шоколад Кэдбери не мог конкурировать с продукцией ведущих европейских производителей.
Вскоре старания Фредерика Киншельмана дали результат, и Cadbury поставила на поток производство высококачественного плиточного шоколада, нуги, конфет, мармелада в шоколаде, карамели. Британская публика почти все новинки компании встречала благосклонно, а со временем сладкой продукцией Cadbury заинтересовались и зарубежные сладкоежки. Первый заграничный заказ компания получила в 1881 году из Австралии, и с этого момента география поставок стала расширяться. Шоколад Cadbury был известен и в дореволюционной России.
После неожиданной смерти Ричарда Кэдбери в 1899 году руководство компанией фактически перешло в руки представителей третьего поколения семейства Кэдбери. Молодежь в совете директоров проголосовала за научную модель управления. При компании были созданы научно-исследовательская лаборатория, рекламный и калькуляционный отделы, отдел продаж, рабочий комитет, пенсионный фонд для сотрудников. Много внимания уделялось дизайну новой продукции и маркетингу.
В 1905 году в ассортименте Cadbury появился легендарный шоколад Dairy Milk. После долгих экспериментов мастерам компании удалось разработать рецепт с нежным и насыщенным сливочным вкусом, который впервые поколебал господство швейцарцев на рынке молочного шоколада. По сей день Dairy Milk в трех ипостасях - Dairy Milk, Fruit & Nut и Whole Nut - остается визитной карточкой Cadbury.
А его рецепт — полтора стакана цельного молока на каждые полфунта продукта — со временем превратился в символ качества, и сейчас полтора стакана молока украшают логотип компании. Ежегодно производится более 250 млн плиток шоколада Dairy Milk, а общая прибыль от его продаж превышает 100 млн фунтов стерлингов.
К концу 2009 года Cadbury представляла собой крупную компанию с многочисленными филиалами и представительствами. Компания имела производственные площадки в Австралии, Индии, Японии, Китае, России, Европе, США, Африке. Общая численность сотрудников компании в то время составляла более 50 тыс. человек, а доля, которая принадлежала Саdbury на мировом кондитерском рынке, оценивалась более чем в 10%.
В сентябре 2009 года Kraft Foods начала переговоры с семьей Кэдбери о продаже их бизнеса за 16,7 млрд долларов. В процессе обсуждения цена поднялась до 19 млрд долларов, и совет директоров Cadbury рекомендовал владельцам компании принять новое предложение американского продовольственного гиганта. В январе 2010 года стороны подписали договор о купле-продаже.
В октябре 2012 года Kraft Foods разделила свой бизнес на две независимые компании - глобальную, получившую название Mondelez International, и североамериканскую, ориентированную только на рынок США и Канады и сохранившую за собой название Kraft. Бренд Cadbury перешел в управление Mondelez International.
В 2015 году Mondelez начала закрывать фабрики Cadbury в Ирландии, Канаде, США и Новой Зеландии и перемещать производство в страны с более благоприятными производственными условиями, в числе которых оказались Китай, Индия, Бразилия и Восточная Европа.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.