Пережив две войны, Nestle превратилась в огромную корпорацию
Для своей продукции Генри Нестле выбрал логотип, на котором изображена птица с птенцами – символ семейственностиГоворят, что успех известного бренда Nestle начался с того, что сухая смесь, которую создал Генри Нестле, спасла жизнь недоношенному младенцу.
Генри Нестле родился во Франкфурте в 1814 году, его отец был стекольщиком, семья жила небогато, но на все необходимое денег хватало. В 1839 году молодой Генри успешно cдал экзамен по фармацевтике в Лозанне и получил официальное разрешение проводить химические опыты. В том же году он переехал в швейцарский город Веве и стал работать помощником фармацевта в аптеке. Но Нестле всегда мечтал создать собственно дело, поэтому в 1843 году он занял деньги у богатой родственницы и основал многопрофильную компанию по переработке рапса, производству горчицы, лимонада, ликера, уксуса и удобрений.
В 1860 году Нестле сделал предложение Клементине Эман, которая была моложе его на 19 лет. У супруги Генри было слабое здоровье, и она не могла иметь детей, несмотря на это, в доме Нестле регулярно раздавались детские голоса. Клементина с удовольствием присматривала за детьми, чьи мамы работали на фабрике ее мужа. Тогда она заметила, что малышам не хватает материнского молока и попросила мужа разработать аналог грудного молока. По другой версии, Нестле занялся исследованиями, чтобы сделать свой бизнес прибыльнее.
Как бы то ни было, в 1867 году из смеси молока, муки и сахара он создал сухую детскую смесь «Молочная мука Генри Нестле». Сначала продукт использовался как прикорм для грудных детей, но однажды смесь спасла недоношенного ребенка, который родился в семье соседей Нестле. Малыш был настолько слабым, что не мог питаться грудным молоком, поэтому детская сухая смесь, для высасывания которой из бутылочки не надо было прикладывать больших усилий, стала для него шансом выжить.
«Молочная мука» быстро стала популярной и через несколько лет успешно продавалась в большинстве стран Европы, а для своей продукции Нестле выбрал логотип, на котором была изображена птица с птенцами в гнезде – символ семейственности.
В 1866 году в США братья Чарльз и Джордж Пейдж создали «Англо-швейцарскую компанию по производству сгущенного молока», бизнесмены начали поставлять в европейские магазины сгущенное молоко под маркой Milkmaid, которое позиционировалось как альтернатива свежему молоку с более длительным сроком хранения.
Компания Nestle, владельцем которой в 1874 году стал Жюль Моннер, предприняла ответный шаг и выпустила на рынок собственную марку сгущенного молока. Пейджи и Nestle оставались основными конкурентами до 1905 года, когда произошло их слияние – так образовалась компания Nestle and Anglo-Swiss Milk Company. Уже в начале XX века она владела фабриками в Соединенных Штатах, Британии, Германии и Испании.
Во время Первой мировой войны Nestle смогла существенно нарастить объемы производства, благодаря тому что Правительство Швейцарии стало заказывать сухое и сгущенное молоко, для того чтобы обеспечить население продовольствием.
Но после завершения войны спрос на продукцию начал стремительно падать. Заказов от правительства уже не было, а население было не в состоянии самостоятельно покупать молочную продукцию. Из-за этого Nestle в 1921 году впервые получила убыток, чтобы она совсем не обанкротилась, руководство пригласило эксперта одного из банков Швейцарии Луи Дэпплса в качестве риск-менеджера. Он сделал кадровые перестановки, назначив на руководящие должности талантливых менеджеров. По инициативе Дэпплса появилась лаборатория Nestle, которая занялась научными разработками в сфере питания. Компания снова стала прибыльной и увеличила обороты, совершив несколько сделок, среди которых покупка предприятия по производству шоколада Peter-Cailler-Kohler. После этого Nestle занялась производством шоколада, который впоследствии станет одним из основных направлений бизнеса компании. Кроме того, она добавила в ассортимент своей продукции растворимый напиток Nescafe, который произвел настоящий фурор на рынке.
В начале 1930-х годов в Бразилии образовался излишек кофейных зерен. Банк, в котором раньше работал Луи Дэпплс, предложил Nestle сделку – купить у него большой запас бразильского кофе и производить из него растворимый кофе. Первый такой напиток появился в 1890 году, но технология была несовершенной, что отражалось на вкусе. Руководство Nestle решило создать продукт, который бы принципиально отличался от него. Разработать такой рецепт помог доктор Макс Моргенталер, правда на исследования и разработку технологии изготовления ушло 8 лет – растворимый кофе Nescafe появился в 1938 году.
В середине 1930-х годов компания активно конкурировала на рынке шоколада и для того чтобы обойти конкурентов, Nestle предложила два новых продукта – белый шоколад Galak и шоколад с пузырьками Rayon. Кроме того, она выпустила детское питание Pelargon и еще несколько новинок, среди которых были витаминные добавки.
Когда началась Вторая мировая война, руководство компании решило открыть офис в США, опасаясь оккупации Швейцарии. В Европе компания продолжила активно работать, продавая свою продукцию, в том числе армии. По иронии судьбы, война помогла ускорить продвижение Nescafe, он стал популярным напитком у солдат. Продажи Nestle выросли со $100 млн довоенного времени до $225 млн в 1945 году.
Годы после войны стали самым динамичным периодом развития Nestle. Помимо того что рос объем производства, компания начала превращаться в настоящий концерн. Nestle купила производителя супов и приправ Maggi – компанию Alimentana S.A., затем британскую Crosse & Blackwell, которая выпускала консервированные продукты, компании Findus (замороженные продукты), Libby (фруктовые соки) и Stouffer (замороженные продукты).
Тем временем популярность Nescafe продолжала расти. С 1950 по 1959 год продажи растворимого кофе утроились, а с 1960 по 1974 – выросли еще в четыре раза. Разработка новой технологии низкотемпературной сушки зерен привела к появлению в 1966 году новой марки растворимого кофе – Taster’s Choice.
В 1974 году экономическое положение Nestle ухудшилось в связи с повышением цен на нефть и замедлением экономического роста индустриальных стран. Кроме того, упали курсы мировых валют по отношению к швейцарскому франку. В результате с 1975 по 1977 год цены на кофе выросли в четыре раза, а на какао – в три. Как и в 1921 году, компании пришлось оперативно реагировать на радикально изменившуюся рыночную ситуацию. Увеличение объемов продаж в развивающихся странах в 1990-м частично смягчило последствия спада на традиционных для Nestle рынках, но в то же время заключало в себе риск, связанный с нестабильным политическим и экономическим положением в этих странах.
Чтобы сохранить баланс, Nestle приобрела компанию Alcon Laboratories, Inc., не имеющую отношения к пищевой промышленности – американского производителя фармацевтической и офтальмологической продукции.
В первой половине 1990-х годов для компании наступил благоприятный период. С открытием рынков Центральной и Восточной Европы, а также Китая у Nestle появляются новые возможности для увеличения продаж. В 1997 году совет директоров принял решение о покупке компании по производству минеральной воды San Pellegrino (Италия). В 1998-м было принято решение о покупке английской компании Spiller Petfoods.
В XXI век компания вошла как многонациональный холдинг, которому принадлежало более 500 заводов. В 2017 году оборот Nestle составил 91,44 млрд швейцарских франков, в 2019-м – 92,6 млрд франков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.