Трость – нестареющий символ прекрасной эпохи

Слоновая кость, позолота и дорогие сорта дерева
Фото: Дмитрий Топоров

Этого пожилого джентльмена я запомню надолго. Франтоватый, убеленный сединами англичанин прогуливался неподалеку от Британского музея. Одетый несколько старомодно, он как будто прибыл в столицу Великобритании начала XXI века на машине времени. Его удивительно стильный и вместе с тем органичный образ довершала элегантная трость. Обладатели этого, казалось бы, давно вышедшего из моды аксессуара уже встречались мне, но раньше это были в основном представители стран Балканского полуострова. И трости у них были иные. Массивные, с замысловатой резьбой, основательные, под стать своим обладателям, проживающим где-нибудь в Габрово или Велико Тырново. Модный незнакомец удалился, а я отправился в поход по окрестным антикварным лавкам, где мое внимание автоматически привлекли имеющиеся там в большом разнообразии трости. Надо сказать, что цены на эти нестареющие символы прекрасной эпохи в разных странах Европы несколько отличаются. Самые дорогие (что весьма ожидаемо) встречаются в Лондоне.

За роскошные экземпляры конца ХIХ века антиквар просил от 200 фунтов и выше. Их рукоятку украшали слоновая кость, позолота, дорогие сорта дерева. Несколько вещиц даже были со съемными набалдашниками и целым набором привинчивающихся рукояток, хранящихся в красивой деревянной коробке, которая сама по себе была произведением искусства. В менее фешенебельных районах, а также в английских провинциях цены начинались от сорока фунтов, правда и товар предлагался поскромнее. В «континентальной Европе» интересные трости попадались мне несколько реже, однако в Чехии удалось полюбоваться на изумительные образцы, созданные руками немецких мастеров первой половины прошлого века.

На вещи с «историей» спрос постоянно увеличивается, они обладают особой энергетикой, ценители старины давно заметили, что артефакты прошлого настолько умно продуманы, что несравнимы с большинством современных аналогов, и это в полной мере касается антикварных тростей. Многие из них изготовлялись вручную и впитывали в себя частичку души и энергии создававшего их мастера. Популярность этому аксессуару прибавляет также возможность использования трости не только по своему прямому предназначению, но и как оружия (зачастую в них были скрыты стилеты или укороченные шпаги). В зависимости от эпохи и назначения менялся внешний вид трости, зачастую они были с секретами – встроенными в них часами или музыкальным инструментом, например, дудочкой или губной гармошкой. По внешнему виду трости можно определить характер, предпочтения и даже политические пристрастия ее обладателя. В постнаполеоновской Франции оказавшиеся в опале почитатели низвергнутого Бонапарта узнавали друг друга по замаскированному на рукоятке трости портрету своего кумира.

Поклонниками трости были Толстой, Есенин, Шаляпин, а Маяковский имел целую коллекцию, насчитывавшую более 10 экземпляров. И, наконец, совершенно невозможно представить без трости А.С. Пушкина, который, чтобы добиться твердости руки, время от времени носил с собой увесистую металлическую трость.

В последние годы трость из предмета сугубо утилитарного все чаще превращается в предмет коллекционирования, своеобразный эстетический артефакт. Хотя волей случая я несколько недель проходил со старинной тростью немецкого горного инженера по весенним улицам Алматы. Реставратор потом долго колдовал над приведением ее в прежний аристократический вид. Не для наших дорог оказалась.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤