Alibaba: несказочный путь к успеху

Джеку Ма создание компании далось с большим трудом

Режим Мао Цзэдуна в Китае был в зените, когда в небогатой семье музыкантов в городке Ханчжоу 10 сентября 1964 года родился второй ребенок – сын Юнь Ма, который позже станет известен миру как Джек Ма. Мальчик с детства обладал пытливым умом, тем не менее тесты при поступлении в начальную школу он смог сдать только на третий раз.

Родители не могли дать сыну хорошее образование, финансовое положение семьи было сложным. Но в 1976 году Мао скончался, в Китай начали проникать демократические настроения, и на фоне этого 12-летний Юнь нашел удобный способ изучения английского языка, к которому питал особую симпатию. Каждый день на протяжении 9 лет он проводил экскурсии для туристов из Европы и США по городу. Кстати, один из гостей города в шутку назвал будущего миллиардера Джеком, и это имя стало его псевдонимом в бизнес-среде.

В 1982 году Джек подал документы сразу в несколько вузов Китая, но приняли  его в самый непрезентабельный педагогический университет Ханчжоу на специальность «учитель английского языка». Безуспешно попробовав устроиться работать в несколько мест, Джек Ма вернулся в родной университет, но теперь уже в качестве преподавателя английского языка с зарплатой $12-15 в месяц. В то время он уже был женат на своей однокурснице Инг Жанг, и этих денег семье на проживание не хватало. Ма стал искать дополнительную работу, но ничего серьезного ему не предлагали. В 1995 году его неожиданно пригласили сопровождать китайскую деловую делегацию в США, и эта поездка перевернул жизнь Ма раз и навсегда.

В Штатах гостям показали мощную технологию – интернет. И когда Джек Ма вбил в поисковой системе Yahoo слово «пиво», то не увидел ни слова о китайских производителях, да и вообще по запросу «китайский» ничего не появилось. Тогда-то у него и появилась бизнес-идея. Вернувшись домой, Джек вместе с другом заняли $2 тыс., которые использовали для создания сайта китайских «желтых страниц» (Yellow Page), где компании могли размещать информацию о себе. Однако идея оказалась провальной, кредит пришлось отрабатывать, трудясь переводчиком. Но судьба свела Ма с основателем Yahoo Джерри Янгом, который вдохновил его на продолжение своего дела.

Ма составил бизнес-план электронной торговой площадки, которая способна объединить китайских производителей и покупателей со всего мира. Он считал, что это отличная идея, поскольку китайские товары были в несколько раз дешевле американских и европейских, а значит – конкурентнее. Большинство малых и средних компаний КНР не имели собственных сайтов, для этого им требовалось разрешение правительства. Ну и такого проекта в Китае еще не было.

С готовым бизнес-планом Джек отправился в Кремниевую долину, пытаясь заинтересовать инвесторов в венчурном проекте. Но желающих профинансировать его стартап не нашлось. Ма вернулся в Китай ни с чем, но он не собирался сдаваться. Собрав группу более чем из десяти партнеров, он убедил их вложить деньги в компанию, которую назвал Alibaba в честь героя знаменитой арабской сказки. Компания и сайт Alibaba.com были зарегистрированы в 1999 году. Практически сразу Goldman Sachs и Softbank вложили в бизнес Ма $25 млн. Но фирма терпела убытки, перспективы развития виделись туманными, открытый в США офис был упразднен и казалось ничто не спасет Alibaba, но неожиданно Джеку приходит в голову хорошая идея, он предложил зарегистрированным на сайте компаниям подниматься на верхние позиции в списке за вознаграждение. Услуга оказалась весьма востребованной, и в 2002 году Alibaba.com впервые получила прибыль в $1 доллар. Идея заинтересовала инвесторов, и в 2005 году 43% акций Alibaba выкупила Yahoo. К концу 2006 года в компанию Alibaba было привлечено более $100 млн внешних инвестиций. Но Джек Ма мечтал о более масштабном развитии. В 2007 году акции компании были размещены на Гонконгской фондовой бирже, но не нашли спроса и через год попали под делистинг.

Когда бизнес Alibaba начал набирать обороты, рынок онлайн-торговли был практически полностью подконтролен американской корпорации eBay. Но у Джека Ма был серьезный козырь – он хорошо знал специфику китайского рынка, его сильные и слабые стороны. Ма решил использовать стратегию диверсификации: предоставить пользователям исчерпывающий набор сервисов и услуг в рамках одной площадки. Так появились Taobao.com, AliExpress.com и Alipay. В итоге в 2012 году все сервисы были объединены в Alibaba Group. В 2013 году Джек Ма покинул пост главы Alibaba Group, оставшись председателем совета директоров группы. В 2014 году состоялось IPO акций Alibaba на Нью-Йоркской фондовой бирже, которое увенчалось грандиозным успехом. А через год его детищу принадлежало 82% рынка электронных продаж в Китае.

По итогам 2019-2020 финансового года, завершившегося 31 марта, чистая прибыль Alibaba увеличилась в 1,7 раза и составила $19,821 млрд, говорится в пресс-релизе компании. Выручка Alibaba составила $71,99 млрд, что на 35% больше показателя за предыдущий финансовый год. Чистая прибыль компании в четвертом квартале фингода упала в годовом выражении до $49 млн с $3,3 млрд годом ранее.

«В целом бизнес продолжал расти высокими темпами: общая база активных потребителей за год составила 960 млн человек по всему миру, несмотря на то, что финансовый год завершился кварталом, на который повлиял экономический эффект от пандемии COVID-19», – заявил главный исполнительный директор Alibaba Даниэль Чжа. В компании прогнозируют, что в текущем финансовом году выручка превысит $91 млрд.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤