Антирекорд продаж в РК, восстановление рынка Китая и проблемы Tesla
Новости автомобильного рынка за неделюИтоги продаж РК за апрель: исторический минимум
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в апреле официальными дилерами Казахстана было реализовано 1122 новых легковых автомобиля и легкой коммерческой техники (из них на учет в органах регистрации поставлено всего 213 единиц). Это в шесть раз меньше, чем в марте, когда покупателей нашли 6 377 авто. Казахстанский авторынок пережил крупнейшее месячное падение за всю историю статистических наблюдений АКАБ.
В связи с пандемией коронавируса и введенным в городах и регионах РК карантином дилеры были вынуждены приостановить или ограничить свою деятельность. Активность появилась лишь в конце апреля, после того как в стране заработала онлайн-регистрация автотранспорта для официальных дилеров. Тем не менее большая часть из реализованных в апреле новых автомобилей будет поставлена на учет в мае-июне.
В апреле среди брендов лидирует Toyota (224 проданных авто), на втором месте Lada (172 единицы), на третьей строчке УАЗ (127 единиц). Далее позиции распределились так: Renault (80 единиц), Hyundai (77 единиц), Chevrolet (57 единиц), Lexus (29 единиц), BMW (28 единиц), Kia (28 единиц), Ravon (17 единиц) и Nissan (16 единиц).
АКАБ прогнозирует увеличение продаж в мае, объясняя это смягчением режима карантина во многих регионах республики, открытием спецЦОНов и дилерских центров. Плюс количество регистраций автотранспорта вырастет за счет продаж, оформленных в апреле.
Рынок РФ за апрель: -72%
Неутешительны и апрельские итоги продаж в России. По данным агентства «Автостат», продано 54500 новых автомобилей – на 64% меньше, чем в том же месяце прошлого года (тогда было реализовано 152 200 авто), и почти в 3 раза меньше, чем в марте этого года (160600 авто).
Данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) отличаются в худшую сторону. Согласно им, в апреле российский рынок обрушился на 72%. Правда, в отчет АЕБ не включены результаты компаний BMW и Mercedes (с дочерними марками Mini и smart), но показатель относительного падения спроса справедлив и без них.
Весь месяц дилеры России работали в режиме жестких санитарных ограничений. Многие автопроизводители и дилерские сети организовали онлайн-продажи, но повысить результаты это позволило далеко не всем.
Рынок КНР в апреле: +0,9%!
В то время как большинство стран рапортуют о катастрофическом падении продаж новых автомобилей на фоне пандемии и нащупывают дно рынка, Китай начал стремительное восстановление. Эта страна первой столкнулась с коронавирусом, но и первой смогла выйти из карантина: в апреле здесь уже сняли почти все внутренние ограничения, жизнь вернулась в нормальное русло, и заработали автосалоны. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в апреле спрос на новые авто вырос на 0,9% по отношению к апрелю 2019 года: реализовано около 2млн автомобилей. Напомним, в феврале рынок КНР упал на 79% (до 310 тысяч единиц), в марте – на 43% (до 1,43 млн).
Причиной быстрого восстановления стал не только отложенный спрос, но и меры государственного стимулирования. В регионах были запущены различные программы субсидирования покупки новых авто, чтобы население меньше пользовалось общественным транспортом. А правительство рекомендовало банкам снизить процентные ставки по автокредитам, на два года продлило субсидии на покупку электромобилей и на полгода отсрочило введение жестких экологических стандартов China-VI для легких коммерческих машин.
С января по апрель 2020 года в Китае продано 5,67 млн новых автомобилей – на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Электромобили в ЕАЭС: лед тронулся
C 4 мая на территории Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения) отменены таможенные пошлины на электромобили. Нулевая ставка будет действовать до 31 декабря 2021 года и применяется при импорте электромобилей любого возраста, причем как юридическими, так и физическими лицами.
Сейчас электромобили в Казахстане официально продают только премиальные BMW и Jaguar. За прошлый год куплены лишь один хэтчбек BMW i3 и шесть кроссоверов JaguarI-Pace, что и не удивительно, учитывая ограниченное предложение моделей и их высокую цену (i3 стоит от 20,8 млн тенге, I-Pace – 44,4 млн тенге), отсутствие субсидий со стороны государства и слаборазвитую инфраструктуру зарядных станций.
Теперь для развития рынка электромобилей в странах ЕАЭС появился реальный стимул. Отмена пошлин должна расширить ассортимент «электричек», предлагаемых дилерами, и понизить их стоимость. Первая ласточка уже есть: в России снижены официальные цены на Jaguar I-Pace. Если раньше за базовую модификацию S с 90-киловаттной батареей нужно было выложить 6,246 млн рублей, то теперь – 5,946 млн рублей. А топ-версия HSE подешевела с 7,21 до 6,91 млн рублей.
Напомним, пошлины на ввоз электрокаров в ЕАЭС уже обнулялись, но короткий период действия послаблений (с 15 сентября 2016 года по 31 августа 2017-го) и их нераспространение на физических лиц не дали результатов для развития рынка.
Tesla: перезапуск завода отложили
Компания Tesla подала в суд на администрацию округа Аламида, штат Калифорния, из-за запрета на возобновление производства. Первоначально перезапуск завода-производителя электромобилей, остановленного в конце марта, планировался на 8 мая, однако местные власти перенесли срок на 1 июня. При этом многие предприятия «большой американской тройки», расположенные в других штатах, заработают в ближайшее время.
Tesla считает требование администрации округа незаконным, а Илон Маск в Твиттере даже пригрозил переносом заводов и штаб-квартиры компании в Техас или Неваду. Кстати, Tesla осталась последним автопроизводителем в Калифорнии.
Доля электроники в себестоимости авто: 50% к 2030
Электроника начала появляться на серийных автомобилях в середине ХХ века. Согласно исследованию Deloitte, в 1970 году доля электронных систем в себестоимости машин не превышала 5%. В восьмидесятых, с началом массового внедрения электронного впрыска топлива, эта доля превысила 10%. На рубеже веков, с распространением подушек безопасности, АБС и систем стабилизации, было уже 22%. А сегодня на электронику приходится уже до 40% от себестоимости автомобилей!
По данным Deloitte, системы АБС и ESP сейчас устанавливаются на подавляющее большинство выпускаемых авто, боковые подушки безопасности, задний парктроник и датчики давления в шинах – на 85-90% машин, система контроля слепых зон – примерно на 35%.
По прогнозу, доля электроники в себестоимости автомобилей с распространением автопилотов должна вырасти до 50% к 2030 году. Например, если сегодня система второго уровня автономности обходится в среднем шестью датчиками, то у полноценного автопилота пятого уровня их будет больше тридцати, включая минимум один лидар.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.