Netflix: от дисков по почте до собственного киноконтента
Компания появилась в 1997 году благодаря партнерству Марка Рэндольфа и Рида ХастингсаКогда речь заходит о современных мультимедийных компаниях, нельзя не упомянуть Netflix – один из крупнейших онлайн-сервисов для просмотра фильмов и сериалов. Компания появилась в 1997 году благодаря партнерству Марка Рэндольфа и Рида Хастингса. Говорят, что главная роль в развитии Netflix принадлежит, мало того, что он был отличным IT-специалистом, так еще и хорошим бизнесменом. Марк и Рид уже имели опыт в области информационных технологий, когда начали создавать проект Netflix. Например, Рид до этого был основателем компании Pure Software, которую продал в 1997 году, сумма сделки составила $700 млн. Два будущих основателя Netflix поняли, что надо совместить их опыт, профессионализм и усилия, чтобы создать что-то значимое.
Они решили создать удобный способ проката фильмов и сериалов, их бизнес-модель строилась на том, что человеку не надо идти на торговую точку, чтобы взять фильм напрокат, можно сделать простой заказ фильма или сериала через почту, провести платеж с помощью банка. За одну неделю проката на Netflix надо было заплатить $4, плюс $2 за отправление фильма по почте. Итого, всего за неделю получилось $6 за услуги проката от Netflix. Сначала недобросовестные клиенты хотели заказывать все новые и новые диски, не возвращая старые. Чтобы исключить таких людей, компания Netflix перестала давать новые диски тем, кто еще не вернул старые. Конечно, дляфинансирования такой компании нужны большие суммы денег. Именно здесь и пригодились средства, вырученные с продажи Pure Software. Рид вложил порядка $2,5 млн в создание и финансирование первых лет работы Netflix. Это дало компании хорошее развитие уже на самом старте. Первый год после запуска основатели компании потратили на то, чтобы наладить стабильную работу своего детища: нанять хороший персонал и решить юридические вопросы. Официально Netflix начал деятельность только в августе 1997 года. Первое время штат компании состоял из 30 человек. На тот момент в прокате Netflix уже было 900 фильмов и сериалов. Большим преимуществом сервиса стали регулярные обзоры фильмов и анонсы предстоящих сериалов на официальном сайте компании. Для привлечения большего количества новых клиентов Марку и Риду приходилось много работать. У Netflix не всегда все шло гладко. Компания сталкивалась с многочисленными проблемами, одна из них – подбор квалифицированного персонала, расширение линейки интересных фильмов и сериалов, ожесточенная борьба с конкурентами.
К одному из главных рисков этого бизнеса относилась сохранность дисков, которые отправлялись и возвращались по почте. Часто случалось так, что человек заплатил за диск, за доставку, а получал его сломанным и исцарапанным, то есть по сути непригодным для использования. Клиент начинал негодовать, писать гневные письма в компанию и давать отрицательным рекомендации в кругу знакомых. Рид и Марк нашли решение – специальные прочные фирменные конверты. Для этого пришлось протестировать сотни видов материала, и после многочисленных тестов выбор пал на высокопрочную бумагу. Это помогло полностью защитить диск от повреждений на стадии сортировки, благодаря чему клиенты стали получать целые диски. Так Netflix начала наступать на пятки конкурентам, и им это не очень нравилось. Оно и понятно, ведь у них под боком появился игрок, который динамично развивался, постоянно расширял свой ассортимент дисков и забирал значительную часть аудитории. Одним из прямых конкурентов компании Netflix стала сеть Blockbuster, выручка которой за год достигала $5 млрд. Это достаточно крупный игрок на рынке видеопроката, который однако не решался выйти в онлайн. Если бы руководство Blockbuster было смелее, история Netflix могла на этом и закончиться, поскольку у компании не было таких больших оборотов и возможностей, как у Blockbuster. Марк и Рид поняли, что нужно оперативней захватывать рынок видеопроката во всех его форматах. Для этого Netflix стала делать интересные акции, с целью привлечения клиентов, которые будут больше заказывать диски. Например, в первый год компания провела розыгрыш путешествия в Лос-Анджелес. Вторым хорошим предложением стали скидки: те, кто за раз брал больше 2 дисков, платили на 30% меньше. Эти приемы приносили двойную пользу. Во-первых, Netflix увеличивала свою долю рынка, во-вторых, в принципе росло число пользователей DVD-дисков. Но Марк и Рид решили еще больше нарастить продажи за счет увеличения бонусов для клиентов и заключили договор с японской компанией Toshiba. Те, кто покупал проигрыватели Toshiba, бесплатно получали в прокат 3 дополнительных диска от Netflix. Таким образом, компания в разы увеличила число своих постоянных клиентов.
В 2005 году Blockbuster начала серьезно давить на Netflix, запустив-таки онлайн-прокат дисков, аналогичный тому, который был у Netflix, поэтому последней пришлось снизить стоимость своих услуг, что немного притормозило уход клиентов к конкуренту. Однако Blockbuster подняла цены и установила лимиты на месячный абонемент, это не понравилось клиентам, и они стали возвращаться в Netflix. В 2007 году компания запустила собственную стриминговую платформу – сервис, который предоставляет пользователям широкий выбор фильмов и сериалов. Скачивать и ждать загрузки не надо было, просто выбрать на Netflix нужный сериал, сезон и серию и можно наслаждаться просмотром. Новый сервис отличался от привычного понимания стриминговых платформ тем, что Netflix заказывала у создателей сразу целый сезон сериала. А телевизионные каналы сначала тратили деньги на пилотные серии для того, чтобы посмотреть на отклик аудитории.
В 2010 году Netflix начала выходить на новые рынки и расширять границы своего бизнеса, предложив услуги жителям Западной Европы, Латинской Америки, Японии, Новой Зеландии, Австралии. Постепенно руководство компании поняло, что для увеличения прибыли и количества пользователей надо создавать собственный контент. Для этого в 2013 году Netflix заключила договор с Marvel Television, и вместе они начали производство сериалов о Сорвиголове, Железном Кулаке, Джессике Джонс и Люке Кейдже. Поскольку кинопродукты Marvel пользуются большой популярностью в мире, совместное сотрудничество двух компаний хорошо сказалось на развитии Netflix. А после этого Netflix заключила соглашение с Disney на трансляцию 6 сезона мультика «Война клонов».
Производство собственного контента принесло отличные результаты Netflix. Например, сериал «Карточный домик» был очень популярен во всем мире и стал номинантом премии «Эмми». В 2019 году подписка на Netflix стоила $13-16. Почти все фильмы и сериалы доступны в форматах UHD и HDR.
Акции Netflix стали самыми доходными за десять лет среди компаний из S&P 500 – их стоимость выросла на 4181%. За акции Netflix, купленные на $1 млн в 2010 году, сегодня можно получить около $43 млн. В начале 2010-х у Netflix было чуть более 12 млн платных подписчиков, а сама компания стоила «несколько миллиардов долларов», указывает CNBC. В третьем квартале 2019 года у Netflix около 158,3 млн подписчиков, капитализация компании на Nasdaq составляет $145,78 млрд.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.