Дело Коко: известная Шанель обязана успехом не только таланту
Даже маленькое черное платье появилось в результате трагедии в жизни модельераГабриель Бонер Шанель родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюре, расположенном в западной части Франции. Ее отцом был торговец носками Альбер Шанель, а матерью - Жанна Деволь из среды овернских крестьян, неимевшая определенного занятия. Поэтому Габрель, повзрослев, боялась, что журналисты узнают о ее внебрачном происхождении, о том, что ее мать умерла от астмы и истощения, а отец бросил будущую законодательницу моды, отдав ее в 12-летнем возрасте в католический приют. Габриель прожила там до 20 лет, после чего монахини подыскали ей работу в трикотажном магазине в городе Мулен. Она за короткое время смогла завоевать уважение владельцев магазина и заказчиков, так как мастерски шила женскую и детскую одежду, но в свободное от работы время пела в городском кафе, танцевала в кабаре.
Хотя сделать карьеру певицы Габрель не смогла, в то время Шанель получила прозвище «Коко», которое акрепилось за ней навсегда. В будущем она объяснит, что «коко», что в переводе с французского языка означает цыпленок - это ласковое прозвище, которым отец называл ее в детстве. Благодаря покровительству одного из своих поклонников Шанель стала появляться в высших кругах французского общества. Габриель поселилась в его замке и начала вести тот роскошный образ жизни, о котором мечтала. Однако роман закончился спустя три года и у Шанель появился новый покровитель Артур Кейпел, именно ему она обязана началом своей карьеры. Поклонник посоветовал Габриель открыть магазин по продаже женских шляпок и заверил, что окажет ей финансовую поддержку, так и произошло. Дело Коко оказалось настолько успешным, что уже в конце 1910 года она открыла собственное ателье со смелой вывеской «Моды Шанель» на улице Камбон.
Совсем скоро эта улица будет известна всему миру и в течение полувека будет ассоциироваться исключительно с ее именем. Шанель освободила городских дам от тесных корсетов, фруктовых натюрмортов на шляпках, замысловатых причесок и многослойных юбок до щиколотки. В 1913 году в курортном городке Довиль открылся бутик Chanel, там богатые клиентки активно скупали матроски, прямые укороченные юбки с карманами, соломенные шляпки с лентами, купальные костюмы. Но хотя магазин процветал, Габриель мечтала создать линию собственной женской одежды и она придумала что делать. Коко стала шить платья из джерси – трикотажного полотна, которое до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья и это принесло ей много денег.
В 1919 году в автомобильной катастрофе погиб Артур Кейпел и по одной из версий эта трагедия стала началом знаменитых экспериментов Шанель с черной тканью. Первые модели маленького черного платья были длиной до колен, с прямым силуэтом и создавались из креп-марокена, отличались четко выверенным кроем, узкими рукавами до запястий. Габриель считала, что подол платья не должен быть выше колена, поскольку немногие женщины могут похвастаться безупречной красотой ног. Создав сеть бутиков, Коко следила не только за своевременным обновлением коллекций, но и за финансовой стороной бизнеса, она лично общалась с клиентами, вращаясь в аристократических кругах.
Летом 1920 года, когда Шанель открыла в юго-западном городе Франции Биаррице большой Дом моделей и тем самым привлекла к себе многочисленных клиентов из России поскольку после революции 1917 года в Европу хлынул огромный поток русских беженцев, которые в большинстве своем предпочитали селиться на Атлантическом побережье Франции. В тот же год Габриель познакомилась с русским эмигрантом - великим князем Дмитрием Павловичем (внук Александра II). У них случился короткий роман, который тем не менее повлиял на творчество Коко, в нем начался «русский период»: в моделях Шанель появились элементы русского народного костюма, косоворотки с оригинальными вышивками. Кроме того, князь познакомил Коко с выходцем из России, выдающимся парфюмером Эрнестом Бо, отец которого многие годы работал при императорском дворе. Эта встреча оказалась знаковой - через год кропотливой работы и длительных экспериментов Эрнест создал первый синтезированный парфюм из 80 компонентов, не повторяющий запах конкретного цветка, как было принято в то время. Духи разлили по хрустальным прямоугольным флаконам со скромной этикеткой и это стало неожиланным решением, потому как до этого флаконы всегда имели различные замысловатые формы.
Эрнест Бо позже напишет в своем дневнике, что вложил в эти духи воспоминания о России, о финских озерах около Петербурга, и о букетах ялтинской мимозы. Успех этого аромата смог пережить своих создателей - до сих пор духи «Шанель № 5» покупают во всем мире. Здесь стоит добавить, что Коко была не только одним из самых влиятельных модельеров своего времени, но и превосходной бизнес-леди. Когда духи «Шанель № 5» уже были готовы, она не стала помещать их в витрину своего бутика, а просто подарила несколько флакончиков свои знакомым, а те, оценив новинку, поспешили рассказать о ней подругам. В результате, к моменту появления новых духов в магазинах, новость о создании «Шанель № 5» облетела всех потенциальных клиенток Шанель и они выстроились в очередь за необычным ароматом.
Еще в начале 1920-х годов Шанель увлеклась изготовлением искусственных драгоценностей. И хотя Габриель была не первым дизайнером, который совмещал в своих аксессуарах натуральные камни со стразами, она первая сделала ношение бижутерии модным. Хотя сама Шанель имела богатую коллекцию драгоценностей, она предпочитала всей этой роскоши искусственные камни, сделав их частью своих нарядов и, соответственно, многих женщин.
В апреле 1931 года Коко приехала в Голливуд по приглашению продюсссера Сэма Голдвина, надеявшегося, что фильмы, в которых будут играть одеты в одежду от Шанель актеры, станут успешными. Однако киноиндустрия требовала броскости, в том числе в одежде, а модели Шанель были воплощением простоты и элегантности. Если фильм получал прекрасную рецензию критиков, о нарядах в ней почти не упоминалось, поэтому Сэм и Габриель прекратили сотрудничать.
А вот Вторая мировая война стала для нее возможностью презентовать патриотичную коллекцию одежды в цветах французского флага. Кроме того, модельер участвовала в переговорах о заключении мира между западными союзниками и Германией, используя личные связи с Уинстоном Черчиллем. Но эта миссия осталась безуспешной. После освобождения Парижа Шанель за сотрудничество с оккупантами задержали сотрудники Комитета по чистке, но вечером того же дня ее выпустили, потребовав немедленно покинуть Францию. До 1953 года Коко жила в Швейцарии, а затем вернулась в Париж, где модницы считали, что «Шанель» - это только марка духов. Но Габриель смогла громко напомнить о себе миру: то, что было забыто в Париже, выстрелило в США, где произошел триумф маленького черного платья.
Новое поколение американских модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды. Габриель Шанель умерла в Париже 10 января 1971 года, когда ей было 87 лет. Рядом с ней в этот момент оказалась только горничная. Известного модельера похоронили согласно завещанию не в Париже, а в швейцарском городе Лозанне.
В 1983 году креативным директором модного дома Chanel стал Карл Лагерфельд, он сделал для компании то, что было не под силу ни одному дизайнеру - вернул бренду прежнюю известность и шарм, сохранив уникальный стиль основательницы модного дома и вдохнув в него новую жизнь.
Кроме того, Лагерфельд добавил в коллекции Chanel кожанные шорты и миниюбки, он украсил их элементами из традиционного арсенала Chanel: металлическими пуговицами, цепочками и т.п. Под руководством Карла Лагерфельда в 1987 году была выпущена первая линия часов Chanel. В 1993 году Chanel купила известную швейцарскую мануфактуру G&F Chatelain, специализирующуюся на производстве часовых корпусов. В 2000 году на свет появилась одна из культовых моделей дома Chanel – часы J12.
В 2005 году в рамках коллекции J12 был представлен первый турбийон. Впервые в истории часового дела часы с турбийоном были оснащены керамической платиной и заключены в корпус из высокотехнологичной керамики. Еще через 3 года, упрочив свой статус в мире высокого часового искусства, Chanel при поддержке компании Audemars Piguet создает собственный мануфактурный механизм – автоматический калибр 3125, оснащенный ротором из керамики.
В 2017 году Дом моды Chanel впервые с момента основания опубликовал полную финансовую отчетность. Согласно цифрам, чистая прибыль компании составила 1,79 млрд долларов и это оказалось на 18,6% выше, чем в 2016 году. Выручка увеличилась на 11,5% и оценивалась на уровне 9,62 млрд долларов. Таким образом, компания обошла Gucci и Hermes, уступив место только Louis Vuitton, выручка которого в 2017 году составила 11 млрд долларов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.