Как будет развиваться шоу-индустрия в Казахстане
Участники рынка рассказали о стоимости мероприятий, тенденциях и прогнозахПочему ведущий – это лицо и статус мероприятия, что сегодня пользуется наибольшим спросом на рынке шоу-индустрии, из чего складывается гонорар ведущего и как эта сфера будет развиваться дальше, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказали руководитель ивент-агентства «Элемент» Евгения Хохлова и три шоумена – Александр Шумский, Евгений Ожегин и Данияр Макашев.
Ивент-агентство «Элемент» существует с 2012 года. Руководитель агентства Евгения Хохлова рассказывает, что в начале пути компания организовывала закрытые частные вечеринки. В таком режиме агентство проработало недолго, рынок подтолкнул к коммерческому сегменту.
«С частными и коммерческими мероприятиями есть свои особенности работы. С последними работать намного проще, так как решение принимает один человек, например глава компании. Чего не скажешь о тех же свадьбах, где, для того чтобы утвердить план рассадки или меню, нужно выслушать всех, начиная от старейшины рода, заканчивая самыми близкими родственниками жениха и невесты», - смеется собеседница.
Евгения делится, что за время работы приходилось организовывать концерты и фестивали на 3–5 тыс. человек. «Одним из самых дорогих мероприятий, которое мы организовывали, было открытие первоклассного пятизвездочного отеля в Шымкенте. Не буду указывать бюджеты, они были международных масштабов. Также было много закрытых юбилеев, где бюджеты превышали стоимость новых 2-, 3-комнатных квартир. Но на самом деле хорошее мероприятие можно организовать за тысячу долларов, и при этом испортить ивент за десятки тысяч долларов, если не иметь четких представлений, что и для чего ты делаешь», - отмечает Евгения.
По словам девушки, удобнее брать организацию события под ключ. В этом случае заказчик может избежать многих неловких ситуаций в организации и быть уверенным, что результат оправдает ожидания. Агентство же получает возможность работать с проверенными поставщиками и организовать мероприятие именно в том ключе, в каком оно и планировалось.
«Самое интересно начинается, когда после разработки концепции и ее утверждения заказчик хочет приложить к созданию ивента свою руку, где-то с целью экономии, где-то, возможно, просыпаются организаторские способности. И это яркий пример того, как быть не должно, – подмечает Евгения. - В итоге декораторы не совсем уловили оттенок с последней коллекции Pantone, не справились с монтажом, звукорежиссеры не ознакомились с техническим райдером группы, которая и вовсе не приехала, потому что ответственный человек неправильно выкупил билеты. И это лишь малая часть возможных неудач. Чтобы обезопасить себя, агентство подписывают договор с пунктом, что не несут ответственности за результат работы сторонних подрядчиков. Поэтому и важно доверять организатору».
При этом проект под ключ всегда стоит дороже. Но это уверенность, что над мероприятием будет работать слаженная команда профессионалов, каждый шаг будет утверждаться, а все дедлайны правильно выставлены.
По мнению Евгении, залог любого успешного мероприятия зависит от многих нюансов, но основные из них это: правильно выбранная площадка, хороший ведущий, техническое оснащение, музыкальное сопровождение, наполнение и основная идея, которая гармонично свяжет все составляющие. Заказчику лучше с самого начала понимать, какой бюджет он готов потратить на организацию.
Организация ивент-мероприятий – это умение сотрудничать абсолютно со всеми сферами, быть подкованными во многих вопросах. «Говорят, человек, который имел значительный опыт в сфере организации мероприятий, никогда не пропадет без дела. Эту мысль я полностью поддерживаю!» - отмечает Евгения.
О ведущих
«Ведущий, конечно же, занимает одно из лидирующих мест в этом списке. Оно и понятно. Этот человек задает темп мероприятию. Он видит каждого из присутствующих, и к каждому у него свой подход. Ведущий управляет настроением, способен донести до гостя любую необходимую мысль и идею. В сегменте корпоративных мероприятий это очень важно. Это тот человек, на ком нежелательно экономить. Лицо вашего мероприятия и статус», - поясняет собеседница.
У агентств есть свой список фаворитов-ведущих, с которыми давно отработаны все программы, легко найти точки соприкосновения в организации новых ивентов и не беспокоиться, что в процессе что-то пойдет не так.
Примеры непрофессионализма это, к примеру, слова-паразиты, пренебрежение ведущим изучения сценария и его отработка, когда он не чувствует публику, допускает эмоциональные спады и не может дотянуть момент до кульминации.
«Ошибку может допустить любой, но профессиональный ведущий отличается тем, что постоянно развивается и старается их не допускать», – добавляет она.
Взгляд шоуменов
Алматинский шоумен и предприниматель Александр Шумский на рынке шоу-бизнеса уже 15 лет. Как и многие шоумены, начинал с КВН, после работал в качестве радиоведущего на Европе плюс.
«Я работаю в премиальном сегменте, поэтому мой гонорар превышает средний (средний по рынку. – 500 тыс. тенге. - Ред.). Хотя многие коллеги согласятся, чтобы получать гонорар выше среднего, не обязательно работать в премиальном сегменте», - отмечает Александр.
Достаточно высокая стоимость Шоу Шумского складывается из комплекса услуг. Ошибочно считать, что ведущий - это человек, который приходит на мероприятия и получает готовый сценарий от организатора. Такое мероприятие можно провести с 90%-ной скидкой, но за него Александр не возьмется. Его стоимость складывается из нескольких составляющих.
«Первая – это капитализация бренда. Я начинал с 15 тыс. тенге и за 15 лет вырос до нынешнего гонорара. Я капитализировал свой бренд, вкладывая в него деньги - обучаясь, повышая навыки, талант, вкладываясь в персонал. Вложение средств, сил и времени в подготовку к мероприятию - все эти составляющие повышали стоимость бренда Шоу Шумского. И таких составляющих очень много», - поясняет собеседник.
Самое дорогое событие, которое организовывал Александр, была его свадьба. В нее он вложил все заработанные за год деньги. «Я привык платить людям за их работу. Самые дорогие мероприятия, которые я создаю за собственный бюджет, это, безусловно, мероприятия для своей семьи», - отметил ведущий.
Другой популярный шоумен, Евгений Ожогин, ведет мероприятия уже 10 лет. До этого были школьные и студенческие выступления. Он и предположить не мог, что станет ведущим. Как и все мальчишки, в юности планировал стать юристом или экономистом. Активный образ студенческой жизни на сцене и многолетний стаж в КВН привели к большому микрофону.
«Сегодня стоимость моих выступлений колеблется в эквиваленте 500 тыс. тенге. Обычно небольшие выступления стоят дешевле, а свадьбы дороже. Стоимость работы зависит от типа мероприятия и его длительности. Основные критерии – это тип мероприятия, его длительность и моя задача на площадке. Например, у свадебного шестичасового галаужина стандартный гонорар, у презентации модной коллекции или спортивного марафона, который в любом случае не будет длиться больше 2 часов, цена другая», - сказал Евгений.
Самыми дорогими мероприятиями, которые проводил Евгений, были свадьбы. Некоторые клиенты готовятся к ним основательно, не жалея денег.
Данияр Макашев работает в качестве ведущего около 10 лет, 15 из которых играет в КВН. Именно благодаря КВН он узнал, что такое сцена. Сегодня Данияр работает по всему Казахстану.
«На сегодняшний день мое выступление стоит 600 тыс. тенге.Только в прошлом году оно стоило 500 тыс. тенге. Стоимость выступления складывается из опыта работы, знания языков (казахский, русский, английский), медийности и оригинальности. Это четыре основных критерия, благодаря которым вы можете устанавливать гонорар. Я под них подхожу. Моя цена - это средняя цена для шоумена», - рассказывает Данияр Макашев.
Шутки – важная составляющая гонорара
Одна из фишек Александра Шумского и составляющая его гонорара - импровизация шуток на сцене. Только интерактивы он придумывает заранее.
«Всегда и во всех сферах популярна оригинальность. Если посмотреть на рынок сейчас, то он очень однообразен. Состоит из ведущего, представляющего в основном танцевальные интерактивы. Поэтому в чем будет выражаться популярность и оригинальность – это дело каждого ведущего. По моему мнению, нет ничего ценнее, чем неповторимость», - отметил собеседник.
Евгений перед выступлением обычно изучает характер клиента, его пожелания, иногда узнает имена, привычки и увлечения гостей мероприятия. Все это дает почву для придумывания юмористических реприз и развлечений.
«Вообще, есть определенный сценарий, но, как правило, я его переделываю в процессе. Шутки всегда придумываю на ходу под определенное событие, - замечает Евгений Ожегин. - Сегодня популярны интерактивные танцы с участием приглашенных профессиональных танцоров и гостей из зала и светодиодные шоу с участием актеров цирка».
Данияр Макашев говорит, что придумывает шутки в процессе. Определенные шаблоны использует в официальной части мероприятия.
«Когда ты только начинаешь, то учишь подвязки для определенных моментов. Последние лет пять я больше люблю общаться с гостями здесь и сейчас, без шаблонов. С заученными текстами чувствую себя неловко. Для меня хороший ведущий это тот, кто сам может придумать шутки», - говорит шоумен.
По мнению Данияра, последние три года в тренде активности с привлечением профессионалов. Например, танцевально-интерактивные конкурсы, когда задействуешь группу профессиональных танцоров, и они вместе с гостями готовят номер.
«Оригинальность всегда в спросе, тем более алматинский зритель искушен, его нужно удивлять. С каждым годом это сделать все сложнее и сложнее», - добавил собеседник.
Кризис, минусы профессии и развитие рынка
«Говоря о кризисе, могу сказать, что он отражается на всем рынке глобально, в том числе и на рынке шоу-бизнеса. Он так же волатилен, как и финансовый рынок. Безусловно, люди стали считать деньги гораздо тщательнее, стали экономить. Но при этом особенно радует, что даже в кризисные времена они понимают, что нужно давать себе отдыхать и не забывать про традиции, семью и друзей. Люди не перестают испытывать потребность в этих эмоциях. При этом на себе я спада особенно не ощущаю. Возможен спад в бюджете мероприятия, но периодичность у меня осталась той же», - делится мнением Александр.
По развитию рынка ведущий дает два прогноза. В пессимистичном ничего не изменится, потому что многие думают только о сиюминутном заработке, а не о перспективе развития индустрии в целом. В оптимистичном индустрия изменится в лучшую сторону, и шоу выйдут на уровень, и, вполне может, даже на уровень Лас-Вегаса.
«Чтобы наступил оптимистичный прогноз, мы создали Ассоциацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Альянс ведущих организаторов и декораторов. Созданный Альянс это то, что должно изменить ивент-индустрию в лучшую сторону. Создать определенные стандарты, правила взаимодействия и поведения между игроками рынка. Мы стараемся объединить тех, кто думает о качественном будущем. В наших силах повлиять на улучшение этой сферы», - делится Александр.
Шоумен отмечает в этой профессии несколько минусов. Например, организовывая мероприятия всем, оказывается сложным выделить на себя достаточно времени. И не всегда в жизни получается быть таким веселым, как на сцене.
«Дома я предпочитаю больше молчать и слушать спокойную музыку, не всегда проявляю тех же эмоций. Еще один минус – у тебя есть 10 тыс. хороших и добрых знакомых, но ни одного близкого друга. Несмотря на это, все минусы нужно легко уметь превращать в плюсы. Например, клиенты стали моими хорошими друзьями», - добавляет он.
Евгений старается не акцентировать внимание на кризисе и работает над обновлением своей программы и улучшением стиля ведения. «Говоря о кризисе, возможно, он и отражается на рынке шоу-бизнеса, но точного ответа дать не могу. И если сегодня ведущих становится все больше и больше, значит, спрос есть. Люди проводят праздники, организуют свадьбы. В этом плане все хорошо и стабильно», - объясняет он.
Данияр замечает, что кризис отражается на рынке шоу-бизнеса. «Я слышал, что в 2007 году, когда я еще не начал работать в этой сфере, люди очень хорошо тратились на мероприятия. В декабре практически каждый день проводили корпоративы, и ведущие цены завышали до миллиона. Сегодня такого уже нет, цены не завышаются», - говорит он.
Из минусов профессии отмечает, что проведение мероприятий очень сильно засасывает и иногда сложно брать новые проекты, и любая другая деятельность может не привлекать.
«Я вступил в Ассоциацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Альянс ведущих организаторов и декораторов. с надеждой на то, что это сдвинет с мертвой точки ивент-индустрию Казахстана. Я думаю, что рынку нужны новые ведущие, свежее видение. Пока там определенные люди, которые застолбили статус», - подытожил Данияр Макашев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.