Сладкая империя Baskin Robbins

Как мелкий семейный бизнес превратился во франчайзинговую сеть

Компанию Baskin Robbins основали два двоюродных брата – Ирвин и Бартон. Все начиналось с одного кафе, и со временем мелкий семейный бизнес превратился в франчайзинговую сеть.

Родители Ирвина Роббинса были владельцами маслобойни в городе Такома, штат Калифорния. Из невостребованной продукции они изготовляли мороженое. Сладкий продукт плохо расходился в поставляемые магазины, и тогда они решили открыть свой. В 1930 году Ирвин начал работать в магазине, помогая отцу. Ему нравилась атмосфера, царящая в кафе.

После окончание школы Роббинс поступает в университет на факультет политологии. После его окончания в 1942 году он уходит армию. После армии он отправляется на юг, в город Сан-Хосе, штат Калифорния, где решает открыть магазин мороженого. Имея $6000 сбережений, Ирвин начал искать место. Нашел он его только через месяц, оказавшись случайно в Лос-Анжелесе. Первый магазин был открыт в 1945 году и назывался «Снегирь» (Snowbird Ice Cream).

Ирвин Роббинс предлагал посетителям попробовать 21 сорт мороженого, изготовленного по собственному рецепту. В те времена мороженое в магазинах продавалось массово, и основной упор делался на количестве, а не на качестве продукции. Из-за отсутствия индивидуального подхода к клиенту многие предприятие не выдерживали конкуренции с супермаркетами и закрывались. Ирвину удалось преодолеть эту тенденцию благодаря заботливому отношению к покупателям и созданию в кафе особой атмосферы.

Бизнес пошел вверх, и кафе-мороженое стали появляться одно за другим. После того, как двоюродный брат Роббинса Бартон Баскин вернулся с фронтов Второй мировой войны, он открыл собственное кафе в Пасадене, штат Калифорния, по совету отца Ирвина и назвал его Burton’s («У Бартона»). Ирвин уговорил брата заняться бизнесом вместе. Первое время Ирвин и Бартон работали отдельно друг от друга. В 1948 году у Роббинса и Баскина было уже шесть торговых точек.

Позже браться совместно открыли фабрику по производству мороженого и продавали его только в собственных заведениях. Клиенты начали выстраиваться в большие очереди за мороженым, ведь покупателям предлагали качественный продукт и высокий сервис. Особую роль сыграла атмосфера, царящая в заведениях.

Спрос на продукцию рос, и с ним росло количество магазинов. В 1949 году братьям принадлежало уже 40 точек по продаже мороженого.

Ирвин и Бартон обнаружили, что их оборот возрастал, а доходность уменьшалась. Чтобы сделать предприятие доходным, требовалось личное присутствие владельцев, а оба хозяина большую часть времени проводили в центральном офисе. Бартон Баскин и Ирвин Роббинс поняли, что наемный персонал никогда не будет относиться к делу так, как относится хозяин. Именно тогда они поняли: самый эффективный менеджер – это собственник, и если продать ему кафе, то владельцы сами позаботятся о доходе. Таким образом, братья, сами того не подозревая, в 1953 году основали первую в Америке систему франчайзинга. В этот же год магазины Роббинса Snowbird и Баскина Burtons объединились в единую сеть.

Между тем у Баскина и Роббинса появились свободное время и капитал для расширения ассортимента продукции. Стали появляться вкусы, не имеющие аналогов, например, вкус дыни, тыквенного и черничного пирога. Всего Ирвин и Бартон придумали 31 вкус мороженого.

Со временем небольшой магазинчик превратился в громадную компанию со своими заводами по производству мороженого и десятками тысяч работников. В 70-х годах бренд вышел на международные рынки.

В начале 2000-х здоровье Ирвина Роббинса стало резко ухудшаться, и 5 мая 2008 года он скончался после продолжительной болезни. Злые языки начали активно связывать болезнь Ирвина (диабет) с чрезмерным потреблением мороженого. На момент смерти магнату было 90 лет. Бартон Баскин скоропостижно скончался в 1964 году, и Роббинс единолично возглавлял компанию до своего ухода на покой в 1978 году.

На сегодняшний день более 6700 кафе «Баскин Роббинс» расположены в 54 странах мира. Фирма владеет самым большим количеством ароматических добавок, их более 500. Владельцы изменяют гамму ароматов каждый месяц, но при этом всегда открыты для новшеств.

Несколько интересных фактов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤