Путь хиппи привел к созданию мирового бренда
Сегодня он представлен в 66 странах мираОсновательница косметического бренда The Body Shop Анита Роддик родилась в 1942 году на юге Великобритании в многодетной семье итальянских эмигрантов. После колледжа Анита пробовала себя в разных областях. Она работала в Париже, Женеве, преподавала в Англии. Прошла дорогой хиппи через Африку, Дальний Восток и Австралию, и таким образом объехала весь мир. Ее бунтарский нрав сослужил ей хорошую службу, когда она открывала The Body Shop.
После возвращения домой в 1970-м Анита выходит замуж за шотландского путешественника Гордона Роддика. Вместе они открывают гостиницу и ресторан. Позже, Гордон объявил супруге, что собирается отправиться в конное путешествие из Южной Америки в Нью-Йорк, а из-за того, что два проекта требовали много времени и усилий, ресторан пришлось продать.
Но предприимчивость не давала Аните покоя, и она занялась поиском второго проекта. Через некоторое время она решает создать компанию по производству косметики, отличающуюся использованием только натуральных ингредиентов. С помощью мужа Анита получает кредит в банке и на эти средства покупает помещение, располагающееся рядом с похоронным бюро. И 27 марта 1976 года открывается первый магазин экологически чистой косметики.
Чтобы скрыть пятна от сырости, предпринимательница окрасила стены в зеленый цвет. А чтобы покупатели охотнее соглашались попробовать представленную продукцию, Анита использовала удобную упаковку небольшого размера, что также помогало экономить. Этикетки она выписывала самостоятельно, от руки.
Магазин косметики Аниты Роддик процветал, и прежде чем компания успела проработать год, она открыла еще один в соседнем Чичестере. В банке ей отказывают в кредите, и она решает обратиться к местному бизнесмену Иэну Мак-Глинну. Он согласился дать ей 4000 фунтов стерлингов при условии, что он будет равноправным совладельцем компании. Роддик не возражала. Впоследствии оказалось, что для Мак-Глинна это был самый значимый инвестиционный проект в его жизни. Вернувшись домой в 1977 году, Гордон Роддик присоединился к бизнесу жены.
Когда компании было два года, ее владельцы решили продавать франшизу. К 1984 году The Body Shop имела 138 магазинов, 87 из которых были расположены за пределами Великобритании. В апреле 1984 года The Body Shop стала публичной компанией – ее акции были размещены на Лондонской бирже, стоимость бумаг взлетели в первый же день. У основателей осталось 27,6% акций компании, а Гордон Роддик был назначен председателем, а также занимался финансами. Анита Роддик продолжила работу в качестве управляющего директора, по сути, определяя курс, которым шла компания.
Анита всегда оказывала финансовую поддержку различным природоохранным инициативам, в частности Greenpeace, Friends of Earth и Amnesty International. Надписи, размещаемые на пакетах для покупок и на транспортных средствах, сообщали о том, что Body Shop поддерживает подобные начинания.
В 1987 году компания начала программу «Торговля, а не помощь», сочетая потребность компании в экзотических натуральных ингредиентах с миссией социальной ответственности. The Body Shop приобретала такие ингредиенты, как голубая кукуруза у индейцев пуэбло в Нью-Мексико и масло бразильского ореха у индейцев каяпо в бассейне реки Амазонки, программа «Торговля, а не помощь» позволила избежать эксплуатации коренных народов и помочь развивающимся странам зарабатывать деньги, продавая возобновляемые ресурсы. The Body Shop также оказала помощь общинам рядом с домом. Например, фабрика по производству мыла, основанная компанией в Глазго, возвратила 25% прибыли после уплаты налогов в экономически депрессивный город.
В 1987 году Роддик предложила Пегги Шорт и Джейн Сондерс, владеющими магазином The Body Shop в США, $3,5 млн на покупку названия. Это стало предвестником выхода компании на американский рынок. В 1988 году The Body Shop открыла первые магазины в Соединенных Штатах. Все они принадлежали компании. Решив, что бренду необходимо сначала приспособиться к новому рынку, особенно к продажам в торговых центрах, ее владельцы решили отказаться от продаж франшизы до 1990 года.
Осенью 1993 года The Body Shop открыла новую штаб-квартиру в Роли, штат Северная Каролина, чтобы помочь в производстве и распространении своих продуктов в США. Новое предприятие было необходимо для достижения и поддержки цели компании в 500 магазинах в Соединенных Штатах к 2000 году. Показатели продаж в 1994 году поддержали это видение агрессивного роста. Продажи в Соединенных Штатах выросли на 47% в первой половине 1994 финансового года до $44,6 млн, а прибыль выросла на 63% до %1,9 млн. Тем не менее Аллан Моттус, американский консультант по косметической промышленности, заявил, что в ближайшие годы у The Body Shop возникнут трудности.
К середине 1990-х годов на рынке США появилось много конкурентов, производящих похожую продукцию в простой упаковке, но по более низкой цене.
В первой половине 1990-х годов The Body Shop столкнулась с проблемами, подвергающими сомнению репутацию компании. Журналисты обвинили бренд в испытании продукции на животных. The Body Shop подала иск летом 1993 года и выиграла 276 тыс. фунтов стерлингов за ущерб.
В 1997 году фирма объявила, что прекратит выпуск некоторых дешевых товаров в попытке привлечь более высококлассную клиентуру. Затем в 1998 году Патрик Гурне был назначен генеральным директором, а Анита Роддик стала сопредседателем со своим мужем.
Продажи компании стали падать, и чтобы вернуть прибыль, в 1999 году The Body Shop вышла из производственного сектора, сосредоточившись на розничных операциях. Она также стремилась улучшить время выхода своей продукции на рынок, сократить эксплуатационные расходы. Управление также было реорганизовано в четыре основных географических сегмента, включая Великобританию, Европу, Америку и Азию.
В марте 2006 года The Body Shop согласилась на поглощение компанией L'Oréal. Сумма сделки составила 652,3 млн фунтов стерлингов. Сообщалось, что Анита и Гордон Роддик, открывшие The Body Shop 30 лет назад, получили от продажи 130 млн фунтов стерлингов. Эта сделка была воспринята поклонниками бренда крайне отрицательно, так как L'Oréal испытывала свою продукцию на животных и не скрывала этого факта.
В 2017 году L'Oréal продала The Body Shop бразильской компании Natura Cosméticos, которая специализируется на производстве натуральной косметики. Новая материнская компания разделяет многие ценности с The Body Shop и придерживается политики по отказу испытания косметики на животных.
Сегодня созданный ею бренд представлен в 66 странах мира, а выручка компании превышает $2 млрд. В 1994 году Анита отошла от управления компанией. На тот момент она уже стала одной из самых богатых женщин Европы и была награждена орденом Британской империи второй степени.Основательница бренда умерла в 2007 году.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.