Эксперты оценили ситуацию с Подземными мечетями Мангышлака

Шакпак-ата, Бекет-ата и Султан-эпе

Власти Мангистауской области работают над подготовкой досье для номинирования подземных мечетей края в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Специалисты советуют «не спешить», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Речь идет об уникальных объектах – это скальная мечеть Шакпак-ата, мечеть-гробница Шопан-ата, мечеть Бекет-ата в Огланды, подземные мечети Масат-ата, Караман-ата и Султан-эпе.

Консультации для разработки плана действий и работ по подготовке досье начались в 2009 году. На тот момент специалисты имели на руках новые данные археологических исследований подземной мечети Шакпак-ата (выполненные археологом Андреем Астафьевым вместе с его выводами о датировке, истории создания и историко-культурной значимости объекта), результаты исследования по 20 другим погребально-культовым комплексам Тупкараганского, Мангистауского и Каракиянского районов, предоставленные сотрудниками Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов.

В 2011 году планировалось подготовить досье и представить номинацию «Подземные мечети и некрополи Мангышлака и Устюрта» в центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Но для этого потребовались данные археологических разведок и раскопок, технического обследования, сведения об определении и утверждении границ территорий, буферных зон, зон юридической охраны объектов-кандидатов и многое другое.

Отбор ужесточен

Требования к отбору памятников в Список всемирного наследия, в котором уже более тысячи объектов из 167 стран мира, значительно ужесточились. Среди них неубедительность формулировок и недостаточная доказательность обоснований выдающейся мировой ценности объектов-кандидатов, отсутствие целостности и аутентичности, отсутствие эффективной системы охраны и менеджмента. Эти же аргументы могут предъявить и Мангистау.

«Чтобы избежать отказа или возвращения документов на доработку, нужны средства, время, комплексный междисциплинарный подход и скоординированность действий участников проекта», – рассказал и. о. директора ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник» Бекболат Толегенулы. Однако и это не гарантирует положительный исход.

Аргумент № 1 – неубедительность формулировок

«Над включением мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в список всемирного наследия ЮНЕСКО работал сплоченный коллектив, имелось множество материалов и исследований, накопленных за многовековую историю объекта, и тем не менее нам не удалось избежать огромного количества ошибок. Стоит допустить лишь одну, и они накапливаются, как снежный ком, поэтому я советую не спешить. Название «Подземные мечети Мангистау» впервые появилось в сборнике «Памятники народного искусства Западного Казахстана», изданного в 1987 году Малбагаром Мендикуловым. В связи с отсутствием на то время серьезных научных исследований или в силу того, что это написал именитый ученый, но название «Подземные мечети» закрепилось до наших дней как аксиома. Ошибочно называть все подземные сооружения, от однокамерных пещер до многокамерных комплексов, одним и тем же термином. Для условного названия он подходит, но функционально они ему не соответствуют: мечеть – это михраб, молельный зал. Как правильно именовать объекты Мангистау: мечеть, завия, медресе, ханака, - затрудняюсь ответить, а досье, как вы понимаете, должно содержать правильную терминологию, выводы. Так что эти аспекты предстоит отработать краеведам», – рассказал архитектор-реставратор научно-исследовательского и проектного филиала РГП «Казреставрация» Садуакас Агитаев.

«Могу сказать о несостоятельности универсальности термина «подземная мечеть». Полевые исследования показывают, что основополагающим признаком мечети в условиях Арало-Каспийского водораздела является наличие михрабной плиты или михрабной ниши. Этому признаку отвечают многокамерные наземные мечети-медресе XIX – начала XX в. (Коркембай, Бесбулак, Кызылтас, Колбас, Байкул-ишан и др.), одно- или двухкамерные наземные мечети купольного типа (некрополи Уштам, Кали-пан) и степные мечети (некрополи Кенты-баба, Узынтам, Бельторан, Урдек, в местностях Тубежик, Басгурлы и Шуглу и др.). По этим же признакам к мечетям целесообразно отнести и подземные сооружения культово-погребальных комплексов, Масат-ата, Бекет-ата, Жоласкан, Ишан-кожа, Уйтолы, Шакпак-ата, Шопан-ата и др.). Очень вероятно, что две последних являются первыми ханака на территории современной Мангистауской области. Особняком в комплексе культовых сооружений стоят подземелья катакомбного типа Султан-епе и Караман-ата, в них нет михраба, поэтому есть гипотеза, что их строили как духовные обители суфийской общины», – отметил археолог Мангистауской области Андрей Астафьев.

Аргумент № 2 – отсутствие целостности и аутентичности

По условиям ЮНЕСКО памятник, вносимый в список всемирного наследия, не должен подвергаться реставрации. Однако подземные мечети Мангистау еще в советское время реставрировали.

«Реставрация проводилась еще в 80-х годах. Позднее подобные работы также проводились, согласно закону «Об охране и использовании историко-культурного наследия РК» от 2 июля 1992 года. Подземную мечеть в Огланды, один из самых известных объектов в Казахстане и за рубежом, реставрировали в 2010 году. Правда, около трех лет проводились лабораторные анализы, мы старались проводить реставрацию материалами, схожими с имеющимися, но тем не менее факт остается фактом», – отметил Бекболат Толегенулы.

«Я уверен, что реставрация не меняет аутентичности объекта, тем более что ни одного инородного материала нами (именно РГП «Казреставрация» занималось выполнением реставрационных работ на скальном массиве «Бекет-ата) не добавлялось», – резюмировал Садуакас Агитаев.

Аргумент № 3 – охрана и менеджмент

Этот аргумент, как причина отклонения номинации или возвращения ее на доработку, также может иметь место. Лишь к некоторым объектам из номинации проложена хорошая трасса, а инфраструктура для туристического потока (гостиницы, лавки, сувенирные магазины) вообще отсутствует. А ведь все эти нюансы создают условия для максимально эффективного управления объектами.

«Многие объекты находятся далеко от города, на расстоянии 200-300 км, поэтому лишь на некоторых организована охрана. Так, на «Бекет-ата» и «Шопан-ата» построены дома для паломников. Их смотрители, есть такая договоренность, обязаны присматривать за порядком и в зоне памятника», – уточнил Бекболат Толегенулы.

Однако местные специалисты намерены выполнить все рекомендации: сначала собрать документы по объекту «Кызылкала», затем наметить план и поработать над менеджментом. Правда, уточняют они, время выполнения этих планов будет напрямую зависеть от финансирования.

Охраняются государством

Практически все объекты из списка «подземных мечетей», планируемые к внесению в номинацию, являются памятниками республиканского значение и охраняются государством (Шопан-ата, Караман-ата, Шакпак-ата, Масат-ата, Бекет-ата). Только Султан-епе является памятником местного значения.

Скальную мечеть Шакпак-ата называют наиболее сохранившейся и самой неповторимой. Она расположена близ залива Сарытас в 109 км от г. Актау, вырублена в толще скальных пород Унгазы (рядом расположен одноименный некрополь позднего Средневековья). Этот загадочный храм является самым интересным по архитектуре и красивым среди подобных памятников Мангистау. Внутренняя планировка помещений храма крестообразная. Центральный зал имеет купольный свод, посреди которого круглое отверстие, выходящее на поверхность горы. Углы зала украшены полуколоннами – у каждой свой неповторимый декор. В стенах помещений имеются ниши для светильников и книг, так как в Средние века храм служил местом для молебна и обучения суфиев – аскетов. Время возведения памятника приблизительно датируется ранним Средневековьем. Стены храма, как внутренние, так и внешние, испещрены прорезанными и прочерченными рисунками и надписями. По мнению исследователей, они наносились в разные века. Многие надписи являются суфийскими изречениями. Наиболее частые изображения – композиционные рисунки животных, открытой ладони, загадочные сочетания геометрических фигур. В любом случае, изучение рисунков памятников Мангистау достойно отдельного исследования.

Мечеть «Бекет-ата» в местности Огланды является самой почитаемой у туристов и почитателей. Построена она самим Бекет-ата, последним проживавшим на территории Мангышлака святым, здесь же находится его склеп. Этот памятник расположен в Каракиянском районе, в 85 км от села Сенек, в 180 км от г. Жананозена, в живописном уголке Устюрта. Мечеть вырублена в среднем ярусе высокой скалы. Вестибюль освещается глубоким световым люком, пробитым в центре куполообразного потолка. К западу от него имеется молитвенный зал с михрабом на южной стене, с другой стороны два жилых помещения. План помещений образует неправильный круг, высота помещений до 3,5 метра. Стены с нишами для светильников гладко отесаны, в двух помещениях выровнены полы.

«Все объекты Мангистау, предложенные для внесения в список ЮНЕСКО, вырублены в известняковой породе. Многие культурные памятники мира, будь то Греция, Вавилон, Ближний Восток, строились именно из осадочных известняковых пород. Мангистауские памятники обладают отличной акустикой, читаемые в одном зале молитвы отлично слышимы во всех помещениях. Некоторые памятники, скорее всего, действительно использовали для распространения ислама, они имеют молельные залы. Причины же подобной акустики можно искать в планировке помещений, устройстве их под землей и в материале стен. Гранит и мрамор – это холодные материалы вулканической породы, а известняк – органический материал, теплый, и наши предки об этом знали. Известняковая порода реагирует на информационное поле человека, благоприятно воздействует на организм, это известный факт», – рассказал Садуакас Агитаев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤