Грани блеска Tiffany & Co
История одного бренда«Лучшие друзья девушек – это бриллианты» – эта фраза, впервые прозвучавшая в песне бродвейского мюзикла, как нельзя лучше подходит к украшениям Tiffany & Co. Корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» решил разобраться в том, как из маленького канцелярского магазинчика вырос всемирно известный ювелирный дом.
История рождения и признания в США
История Tiffany началась 18 сентября 1837 года, когда Чарльз Льюис Тиффани и Джон Янг открыли свой первый магазин Tiffany & Young на Бродвее. Сейчас, слыша название известного во всем мире бренда, трудно поверить, что в самом начале Tiffany завоевывала свою популярность не драгоценностями, а канцелярскими принадлежностями и подарочными сувенирами. Также трудно поверить, что в первые дни работы компания зарабатывала не больше $5 в день.
Вот уже более 180 лет Tiffany не изменяет себе: это классика. В 1837 году на свет появилась нежно-голубая упаковка, став визитной карточкой этого бренда, и с того времени она не меняла свой вид. А в 1845 году вышел первый каталог Тiffany, который назывался Blue book. С тех пор выпуск таких изданий становится традицией, и в каталогах можно из года в год обнаруживать совершенные, красивые формы и решения в производстве ювелирных украшений из серебра, золота, платины. Изделия из серебра знаменитой 925-й пробы появились в 1851 году, а позже именно этот стандарт стал стандартом качества в США.
Полное название сегодняшней компании Tiffany & Co. появилось в 1853 году, когда Чарльз Тиффани выкупил долю Джона Янга. И именно тогда появился еще один символ компании – знаменитые часы, которые на своих плечах держит Атлант. Что хотел сказать Чарльз Тиффани, заказывая подобную статую знаменитому резчику по дереву Мецлеру и устанавливая ее над входом в магазин? Атлант – персонаж мифов Древней Греции, культура которой благодаря эпохе Возрождения стала классикой. Часы – символ быстротечности времени и вместе с тем вечности. Может, уже тогда была заложена основная концепция дизайна всех изделий?
Как бы то ни было, а дела компании шли в гору. В 1861 году она удостоилась величайшей чести принять участие в инаугурации Абрахама Линкольна. Tiffany стала автором кувшина, который использовался в церемонии. Кстати, сам президент также оценил по достоинству изделия ювелирного дома и в честь инаугурации преподнес своей супруге ювелирный набор, выполненный из мелкого жемчуга.
А в 1862 году, когда в США началась гражданская война, компания проявила себя совсем с неожиданной стороны: на протяжении всей войны она поставляла оружие, медикаменты и хирургический инвентарь для армии Севера. Заслуги были оценены по достоинству – позже дизайнеры Tiffany создали парадные сабли для адмирала Фарагота, генералов Шермана и Гранта.
Парижское признание и титул «Король бриллиантов»
1867 год стал годом признания не только в США, но и у законодательницы моды – Франции. Именно там во время знаменитой на весь мир парижской выставки Universelle Tiffany & Co. стала первой американской компанией, которая получила награду за высокое качество изделий из серебра. А четыре года спустя, в 1871-м, дизайнеры создали прогремевшую на весь мир коллекцию столового серебра Audubon, основой для которой послужили японские мотивы XIX века. В 1873 году Бостонский музей приобрел знаменитый кувшин Tiffany из серебра с чернением из меди – первое, но далеко не последнее изделие компании, ставшее достойным украшением музейных коллекций.
В 1877 году в шахтах Кимберли был найден один из самых больших алмазов в мире, который Чарльз Тиффани купил за $18 тыс. В это же время к Tiffany & Co. присоединился лучший геммолог того времени Джорж Фредерик Кунц. Неудивительно, что в 1878 году на свет появился один из самых удивительных алмазов всех времен – Tiffany Diamond. У бриллианта уникальной огранки в 90 граней было на 30 граней больше, чем у бриллиантов того времени. Понятно, что за прошедшие сто с лишним лет цена камня сильно выросла. Когда он выставлялся на продажу в последний раз, его оценили в $12 млн.
Участие в инаугурации Линкольна и помощь в гражданской войне, нахождение изделий в национальных музеях сделали бренд практически национальным. Благодаря этому властями США было принято решение доверить компании реконструкцию Государственной печати США. Так Tiffany получила самую странную и самую эффективную рекламу, которую можно только придумать: дизайн компании до сих пор присутствует на банкнотах США. А в 1887 году Чарльз Тиффани удостоился амбициозного титула «Король бриллиантов». Дело в том, что ювелирный дом приобрел несколько уникальных украшений французского королевского двора.
Tiffany & Co. после кончины основателя
Так один из известнейших ювелиров всех времен стал королем, а Tiffany & Co. – королевством. А в королевствах власть, согласно традициям, переходит по наследству. Поэтому вполне закономерно, что после смерти Чарльза Тиффани компания досталась его сыну Луису. Он оказался достойным продолжателем дел отца и уже в 1902 году основал Tiffany Art Jewellery – специальное подразделение, которое занимается разработкой новаторских коллекций украшений и их покрытий.
В 1907 году Tiffany участвует в создании стандарта для определения веса драгоценных камней – так родился всем известный карат, а в 1926 году правительство США утвердило стандарт чистоты платины, исходя из рекомендаций ювелирного дома.
В 1930 году компания завоевывает новую сферу – спорт. Кажется, что делать ювелирам в спорте? Но Tiffany преуспевает и здесь, и именно ей в 1930-м яхт-клуб Нью-Йорка заказал трофейный кубок из золота 750-й пробы. Причем не просто кубок, а очень своеобразный и ироничный. «Сэру Томасу Липтону – самому азартному неудачнику в истории спорта» – гласила гравировка на кубке, который был передан сэру Липтону, предпринявшему несколько неудачных попыток вернуть американский спортивный кубок из Великобритании в Америку.
К 1940 году Тiffany уже стала известна во всем мире, а значит пришло время сменить место дислокации в Нью-Йорке и переехать с Бродвея на Пятую авеню, а куда же еще? Это самая известная и дорогая улица не только в США, но и во всем мире – это улица эксклюзивных бутиков, модных домов и самых дорогих ювелирных украшений.
Нестандартные подходы к рекламе
Tiffany всегда отличалась необычными рекламными уловками. Так было со стандартами драгоценных металлов, так было с созданной Чарльзом Тиффани Государственной печатью США, так же случилось и со знаменитой книгой «Завтрак у Тиффани» Трумана Капоте, изданная в 1958 году. Бестселлер, по которому спустя десять лет был одноименный фильм с Одри Хепберн в главной роли, стал настолько популярным, что бренд Tiffany & Co. уже знали все! В 1961 году на фотосессии в поддержку фильма Одри появилась в ожерелье от дизайнера Жана Шлюмбергера, который на тот момент представлял компанию в Париже.
Для Tiffany в разное время работали гениальные дизайнеры и ювелиры. С 1956 году – уже упомянутый выше Жан Шлюмбергер, в 1974-м – Эльза Перетти, признанная лучшим дизайнером аксессуаров 1996 года за коллекцию, которую она создала для Tiffany. С 1980 года для ювелирного дома работала Палома Пикассо, а в 2006 году к Tiffany & Co. присоединился дизайнер Франк Жери – один из величайших архитекторов современности, автор Nationale-Nederlanden в Праге, Concert Hall Уолта Диснея, а также музея Гуггенхейма в Бильбао.
Расширяя границы
Во второй половине ХХ века Tiffany & Co. начинает активно расширяться. В 1963 году был открыт филиал в Сан-Франциско – первый самостоятельный филиал (раньше были салоны) за границами Нью-Йорка, в 1972 году был открыт магазин в Японии, на территории торгового центра «Митцукоши». В 1986 году с открытием филиала в Лондоне, на Old Bond Street, Tiffany окончательно закрепилась на европейском рынке. А в 1987 году знаменитый бренд отпраздновал сто лет со времени своего основания. В честь этой даты по музеям всего мира прошли выставки ювелирных изделий.
Впрочем, за всеми этими хлопотами компания никогда не забывала об общественной деятельности – и в новый, XXI век она вошла вместе с открытием The Tiffany & Co. Foundation – организации, которая занимается расширением корпоративной культуры и выделяет специальные гранты компаниям, посвятившим свою деятельность образованию, сохранению предметов искусства, культуры, сохранению и защите окружающей среды.
Все это время дизайнеры компании активно работали над новыми шедеврами, осваивая рынки и завоевывая любовь своих клиентов. В 1967 году начинается плодотворное сотрудничество Tiffany & Co. и Национальной футбольной лиги Америки с создания трофея Super Bowl, впоследствии переименованного в Vince Lombardi Super Bowl Trophy. В 1968 году Tiffany работает над оформлением «Китайской сервисной службы» в Белом доме по поручению первой леди.
В 1984 году компания была продана группе инвесторов за $135,5 млн, ее акции появились на бирже, а сам бренд начал активную экспансию. В 2003-м свет увидела оригинальная свадебная коллекция Legacy Collection. 2004 год ознаменован созданием трофея Nascar, который был изготовлен вручную менее чем за 135 часов с момента заказа.
В 2005 году Tiffany успешно заинтересовалась швейцарскими часами, результатом чего стала коллекция The Tiffany Grand, где привычная прямоугольная форма часов Grand 30-х и 40-х гармонично сочеталась с новыми веяниями моды. А в 2007 году родился Tiffany Novo – символ свободы и нового стиля, символ связи времен и старых традиций. Бриллиант с мягкой огранкой, вдохновленный бриллиантом Tiffany. В 2013 году руководство компании решило разнообразить и без того широкую линейку ювелирных изделий и пригласило к сотрудничеству Франческу Амфитеатрофф на должность дизайн-директора. Она и придала свежести коллекциям прошлых лет и запустила новую успешную Tiffany Т. Но в начале 2017 года ее сменил американский дизайнер одежды и аксессуаров Рид Краткофф, а это значит, что в вечно меняющемся бренде перемены никогда не прекратятся.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.