Чем будет привлекать туристов Туркестан?
На какие направления делается особый акцентО том, как развивается туризм в Туркестане и Туркестанской области, «Капитал.kz» рассказал и.о. директора туристского информационного центра «Туркестан трэвел» Олжас Шинтаев.
Факторы роста
— Каковы ключевые статданные туротрасли региона?
— В прошлом году область посетили 270 тыс. туристов, рост по сравнению с 2015 годом составил 86,6% (144 560 человек). В том числе 248 тыс. человек — внутренний туризм, показатели по сравнению с 2015 годом выросли на 86,3% (132 910 человек). Въездной туризм — 22,3 тыс. человек, рост — 91,7 % (11 650 человек). В 2017 году Туркестан посетили почти 1,2 млн человек (рост на 57,2%), а за первое полугодие 2018 года — более 700 тыс. человек, что выше показателей аналогичного периода прошлого года на 60%.
— За счет чего произошел столь очевидный рост?
— Во-первых, с 2015 года функционирует туристский информационный центр «Ontustik Tourism Center» (преемником которого и стал «Туркестан трэвел» — прим. авт.). В его задачу входит продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Во-вторых, идет мощное взаимодействие с национальной компанией «Казах Туризм», которая тоже нас продвигает. В 2017 году серьезное влияние оказала выставка ЭКСПО.& Был прирост туристов на 80% по сравнению с 2016 годом — порядка 45 тыс. человек, в том числе иностранцев, посетили область в период проведения выставки.
Туристы и посетители
— Статистика разграничивает туристов и посетителей. Последних гораздо больше, что демонстрируют приведенные вами цифры. Насколько статданные вообще соответствуют реальности?
— Конечно, статистика ведется не должным образом, есть проблема расхождения и неполного учета данных.К примеру, бизнесмены жалуются, что клиенты различных горных зон отдыха в нее не попадают. Что касается посетителей и туристов. В прошлом году Казахстан посетили свыше 7 млн туристов, при этом половина из них — граждане Узбекистана, которые не оставляют здесь свою экономическую долю. Это и есть посетители, которые не считаются туристами. К туристам относят тех, кто остался переночевать в вашем населенном пункте. То есть, если даже человек провел в каком-то месте весь день, а ночью уехал, он уже не входит в статистику туристов. По приблизительным данным, из приезжающих в Туркестан остаются в нем ночевать примерно 15 -20%, остальные уезжают.
— Как ведется учет посетителей?
— Это определяется просто. Вход в мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, ради которого и едут в Туркестан, платный. Так что подсчет ведется по количеству проданных билетов. Есть планы по введению электронного билетирования через терминалы, которое позволит максимально четко и достоверно фиксировать количество посетителей без участия человека. Также будет установлена специальная «умная» камера, которая будет отслеживать, сколько человек пришло и вышло. Кроме того, на стадии согласования проект внедрения электронного пожертвования в рамках программы «Цифровой Казахстан». Опять-таки, это будет делаться через терминалы, что позволит повысить доверие пользователей: все данные, в том числе фискальные, будут сразу же высвечиваться на экране. Оставлять в стране местную валюту на пожертвования при отъезде стало международным трендом среди туристов, так что это очень актуально.
Что интересует зарубежного туриста?
— Каковы предпочтения среднестатистического туриста, приезжающего в область?
— Европейцы в основном приезжают в заповедник Аксу-Жабаглы, то есть их больше интересует экологический туризм. Интересует их также альпинизм, так как у нас он один из лучших по сезонности, четыре месяца нелавиноопасно. Большинство туристов из Турции, Малайзии, Индонезии приезжают с паломническими целями, посещают в первую очередь Туркестан, а также мавзолей Арыстан-Баб, Сайрам, Сауран, мавзолей и колодец Укаш-ата. Сейчас дополнительно включено в маршрут древнее село Карнак, расположенное в 25 км от Туркестана, которое известно тем, что именно здесь был отлит знаменитый Тай-казан для мавзолея Ясави, а также растет древний тутовник, которому более тысячи лет.
Туристов из СНГ в наших местах в основном влекут горы, рыбалка, охота. Россияне часто приезжают перед посещением космических стартов на Байконуре в Туркестан и Шымкент, азербайджанцы, как правило, обязательно едут в Туркестан.
В целом зарубежных туристов привлекает в нашей области богатое историко-археологическое и культурное наследие. Многие хотят познакомиться с древними городами Великого Шелкового пути, соответствующие туры организовывают зарубежные, в том числе китайские компании. Трендом последнего времени становится приезд в Туркестан большого количества молодежи из европейских стран. Я сам недавно общался с голландскими студентами, приехавшими посмотреть у нас объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.& А также — студентами-археологами из Англии, проходившими у нас практику. Они с удовольствием работали на древних городищах, были полны восторженных эмоций. Думаю, по возвращении ребята поделятся ими в Англии. А для нас очень важно, когда туристы распространяют свой положительный опыт и эмоции. Вся индустрия туризма напрямую связана с впечатлениями.
Что можем предложить
— На какие направления туризма сейчас делается самый большой акцент?
— У нас три якорных направления: лечебно-оздоровительный, экологический и культурно-исторический туризм. В развитие экологического туризма мы хотим внести более диверсифицированный подход. Предлагаем местной федерации альпинизма и инвесторам организовывать рафтинги, туры выходного дня, экстремальные развлечения. Так, недавно в ущелье Акмечеть Толебийского района был запущен пилотный проект — экстремальный спуск по стальному натянутому канату, так называемый зиплайн. В целом все направления и ключевые туристические инвестпроекты представлены в региональной карте турификации.
— Есть ли какие-то совместные турпродукты с другими странами?
— В 2014 году на саммите Тюркского совета в Бодруме президент Казахстана высказал идею разработки единого для тюркских государств турпродукта под брендом «Современный Шелковый путь». В итоге проделанной большой работы он вышел на коммерциализацию и был запущен в этом году. У нас уже побывало несколько групп. В связи с переменами в соседнем Узбекистане появилось много совместных продуктов. Либерализация визового режима дала положительный эффект. Наши коллеги дополнительно зарабатывают, возят к нам своих туристов на автобусе. Этому способствовал запуск в начале нынешнего года автобусного сообщения между Шымкентом и Ташкентом. Скоро откроется новый рейс «Туркестан — Ташкент — Туркестан», и, думаем, это также еще больше увеличит двустороннее сотрудничество туроператоров наших стран.
— Не начнется ли конкуренция в турбизнесе между Туркестаном и Шымкентом в связи с их разделением?
— Я всегда считал Шымкент якорным проектом для всей области (бывшей ЮКО — авт.), центром притяжения туристов. Здесь аэропорт, лучшие гостиницы, рестораны, объекты культуры и искусства, развитая городская инфраструктура. Те, кто едут в Туркестан, однозначно приедут в Шымкент. Так что, уверен, между Шымкентом и Туркестанской областью нет конкуренции. Наоборот, мы продвигаем друг друга, в том числе по внутреннему туризму. К слову, это направление у нас тоже стабильно растет. Увеличивается мобильность, улучшается логистика, растет число и направление рейсов, строятся дороги
Инфраструктуры и зрелищ!
— Иностранные эксперты заявляют, что у нас слабо развит событийный туризм.
— Да, это так. Но подвижки уже есть. Например, в этом году почти каждый месяц в разных районах области проводятся крупные областные фестивали. Уже прошли фестивали кумыса, тюльпанов, дынь, впереди еще другие. Для районов это первый опыт. К концу года будет объявлен календарь этих фестивалей, тогда посетителям будет заранее известно, какое событие, где и когда будет в нашей области. А такие события очень интересны для иностранцев.
Немало возможностей для привлечения целевой аудитории предоставляют Всемирные игры кочевников, следующие пройдут в 2020 году в Турции, затем в Азербайджане. Перспективы для развития событийного туризма в Туркестане также сулит организация гастрономических фестивалей. Интерес к древней культуре подразумевает интерес к древней культуре еды региона. Кроме того, мы надеемся, что в перспективе проведем в Туркестане конкурс песни тюркского мира «TURKVISION».
— Привычным штампом стало говорить о слабой инфраструктуре, как препятствующем приезду иностранных туристов факторе. Как сейчас обстоят с ней дела в Туркестане и в целом в регионе?
— Да, этого отрицать нельзя. В то же время нельзя не отметить, что в этой сфере предстоят значительные перемены, и они уже есть. Через территорию Туркестана проходит современная магистраль «Западная Европа — Западный Китай». Отремонтирована дорога до Кентау. Наращивается мягкая инфраструктура — указатели, таблички, цифровые паспорта, то есть инструменты дополнительного географического ориентирования. Обеспеченность ими — порядка 90%. У объектов, входящих в топ-35 дестинаций, — наиболее популярных среди туристов мест, установлены специальные таблички с QR-кодами. Просканировав их с помощью специального мобильного приложения Ontustik Guide, можно тут же получить всю информацию об объекте. Кстати, с мая, когда было запущено это приложение, его скачалиболее 200 раз. При этом у нас еще не было маркетингового продвижения: Ontustik Guide пока только тестируется. Сейчас на русском языке, потом перейдем на пятиязычное сопровождение. Кроме того, у нас есть так называемые виртуальные экскурсии.
Проблемой остается нехватка гостиниц. В Туркестане их недостаточно, тем более сейчас, в связи с переездом в него областного центра. Мы считаем, что в областном центре должно быть не менее трех пятизвездочных отелей, не менее 15 — четырехзвездочных и не менее 40−50 хостелов и трехзвездочных гостиниц. Сейчас там по факту 15 гостиниц, в том числе две четырехзвездочные. В связи с новым статусом Туркестана уже есть ряд инвесторов, которые изъявили желание построить здесь гостиницы. Было заявлено, что в Туркестане построят отель «Риксос», также зайдут еще крупный российский и турецкий бренды. Вообще, стоит отметить, что это направление бизнеса становится популярным: зарубежные и местные инвесторы в последние годы активно вкладываются в строительство отелей, создание зон отдыха. Только в Шымкенте за последний год появилось несколько новых гостиниц. Это свидетельствует о том, что бизнес видит перспективу во вложении капитала в туризм, который является перспективным направлением развития экономики региона.
Кадры решают все
— Как решается не менее важный кадровый вопрос?
— Мы считаем, что кадры — это самое главное. Даже инфраструктура отходит на второй план, когда речь идет о сервисе. Сейчас много говорят о грузинском туристическом буме. Но, если проанализировать, в Грузии тоже недостаточно развита инфраструктура. А бум идет за счет того, что у них налажены сервис, культура гостеприимства, организован путь туриста, обеспечена его безопасность, есть постоянное сопровождение гидов. Мы тоже определили перед собой одним из ключевых приоритетов сервис. Тесно сотрудничаем с ЮНЕСКО в подготовке наших музейных работников, гидов, экскурсоводов для работы на объектах всемирного наследия. Привлекаем в Туркестан местный шымкентский менеджмент и алматинских коллег. Проводим обучающие тренинги, семинары, мастер-классы для представителей туристского бизнеса. Летом в Шымкенте открылась школа обучения работников сферы туризма «ТOUR LAB», где желающих в течение нескольких месяцев бесплатно обучают по разным специальностям в сфере туристического сервиса — официант, бармен, горничная, администратор, гид, ресепшионист
— В один из приездов в Шымкент премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев призвал делать все возможное, чтобы туристы задерживались у нас больше чем на сутки. Что делается для этого в регионе?
— Чтобы их останавливать в Туркестане, необходимо больше турмаршрутов, событий, нужны условия, те же гостиницы, транспорт, современные авто- и железнодорожный вокзалы, аэропорт
Туркестан древний и современный
— Есть ли у вас, как эксперта отрасли, личное видение, каким в будущем должен стать Туркестан?
— Это аналог турецких Коньи и Стамбула. Нужно сделать так, чтобы в Туркестан приезжали не просто для паломнических целей, но и чтобы культурно обогатиться, попробовать нашу кухню, узнать побольше о Казахстане и в целом тюркском мире. В то же время это гармоничная смесь древней и современной архитектуры наподобие Баку. Надеюсь, что через 20−25 лет мы увидим Туркестан именно таким — ярким новым мегапроектом нашей страны, каковым я его считаю.
— А что надо для этого сделать в первую очередь?
— Первостепенно решать вопросы логистики, той же инфраструктуры, внедрения цифровизации. Город надо спланировать так, чтобы он был удобен как для туристов, так и местных жителей. Туркестан должен стать «умным» и безопасным городом, тогда в него будет идти стабильный приток инвестиций. Некоторые из этих планов уже отрабатываются и реализуются.
Сейчас в Туркестане работает международная консалтинговая компания McKinsey. Параллельно мы тоже ведем свои исследования, также — Минкультуры и спорта, «Казах Туризм». Думаем, что до конца года мы примем общее консолидированное решение по общей стратегии и представим концепцию дальнейшего развития сферы туризма в Туркестане. А затем начнем постепенно и поступательно решать все намеченные задачи. Так что работа по всем направлениям кипит и не останавливается.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.