Седьмое направление Эйр Астаны в Россию
Авиакомпания запустила рейс Астана – Тюмень – Астана, фотограф «Капитал.kz» Владимир Третьяков побывал в Тюмени и рассказал, стоит ли туда лететьДля тех, кто не в курсе, Тюмень носит неофициальный статус нефтяной столицы России. В 1960-е в Тюменской области начали активно добывать нефть и газ, и город стал развиваться. Сейчас там много этнических казахов, из-под земли, помимо нефти, бьют геотермальные источники, а местные жители трепетно соблюдают вековые чайные традиции. Но обо всем по порядку. Трижды в неделю, по понедельникам, средам и субботам, из Астаны до Тюмени летает авиалайнер Embraer 190. Стоимость экономкласса (в оба конца) начинается от 67 173 тенге, бизнес-класса — от 156 025 тенге. Наш фотограф Владимир Третьяков слетал в Тюмень специальным рейсом и поделился своими впечатлениями от путешествия.
Атырау vs Тюмень: чья нефтяная столица лучше?
Разумеется, я был в Атырау, но могу сказать, что Тюмень круче. Это очень благоустроенный город (особенно в сравнении с тем же Атырау). При этом Тюмень несильно акцентирует внимание на том, что это нефтяная и газовая столица России. У них есть памятник на месте первой пробуренной скважины – стилизованная вышка. Но в этом месте нефть не нашли, зато обнаружили источник с минералкой и геотермальные источники. А нефть и газ нашли чуть позже.
Атырау – избалованно дорогой город. Местные привыкли думать, что там тусят одни нефтяники, и поэтому приходишь в ресторан, где на тебя смотрят, как на нефтяного добытчика, а ты на самом деле обычный журналист, который приехал написать о нефтяном добытчике. И ты сидишь целый вечер и потягиваешь одно (зато дорогущее) пиво через трубочку.
Про кошек и благоустройство
Во время блокады Ленинграда все кошки исчезли (по понятным причинам). Из-за этого в городе развелось много крыс, и туда из Тюмени направляли сибирских кошек, которые практически спасли Эрмитаж со всеми его ценностями – не позволили крысам все сожрать. В честь этого в городе разбит парк, там много скульптур кошек, даже фонари в виде кошек соорудили.
Вообще, город очень благоустроенный, наверное, потому что богатый. Я думаю, что если сравнивать Тюмень с точки зрения удобства для пешеходов, он в этом плане даже лучше Алматы: там очень много зелененьких скверов, пешеходных зон, велодорожек, классная набережная с красивыми фонарями. Еще есть мост влюбленных – грандиозное вантовое сооружение, которое очень ярко подсвечивается ночью. В принципе, в городе повсюду очень хорошее освещение – можно делать классные ночные кадры.
Про историческое наследие
В Тюмени много исторических и памятных мест, к сохранению которых относятся очень трепетно: если это купеческий дом, он останется купеческим домом, даже если там сделают ресторан или гостиницу. Это здание будут реставрировать, там будет висеть табличка и его никто никогда не снесет.
Мы видели там интересное полузаброшенное здание (оно сейчас не используется) – водонапорную башню, которую выставили на торги: купи и делай с ней что хочешь, только не сноси и не нарушай исторического облика. Думаю, из этой башни может получиться крутой лофт.
Про острог и дыбу
В Ялуторовске (городке в 80 километрах от Тюмени) расположен целый музейный комплекс, рассказывающий о том, как происходило освоение Сибири, как развивалась торговля, как пытали людей в старину. Острог – это не тюрьма, а крепостное укрепление, которое позже использовалось для содержания заключенных. Дыба (орудие пытки, предназначенное для медленного и крайне болезненного разрыва суставов) находится в пыточной – это такая маленькая комнатка, там стоит палач в капюшоне, а рядом – внушительных размеров топор для отрубания голов.
В целом Ялуторовск оставляет впечатление сильно рафинированного туристического места. Как центр буддизма на Хайнане – там нет веры. Вот и тут веры в дыбу тоже нет – не внушает она ни страха, ни почтения.
Про чай
В Тюмени есть чайный музей, который расположен в здании, принадлежавшем до революции семье Колокольниковых. Колокольниковы – династия тюменских купцов, промышлявших чайной торговлей и весьма преуспевших на этом деле. В музее предлагают попробовать разные сорта чая, сравнить их между собой – от белого чая (бывает и такой) до черного (желтого, зеленого, красного).
И еще там очень много чисто русских особенностей, связанных с чайными церемониями, которые отличаются от наших, казахских. Например, мы любим крепкий чай с молоком, а там пьют без молока, зато вприкуску с чем-нибудь вкусным. А раньше пили еще и вприглядку. Чай вприглядку – традиция для небогатых семей, где сахарная голова (здоровенный конусообразный кусок сахара – по тем временам дорогое удовольствие) разбивалась только по большим праздникам. А в обычные дни сахарную голову вешали над столом и смотрели на нее во время чаепития: сладко становилось от одних только воспоминаний о сахаре.
Про казахскую диаспору
Казахская диаспора в Тюмени очень большая, мы заезжали к ним в гости. Они стараются соблюдать традиции, учат детей казахскому языку. Нас усадили на корпешки, угощали бешбармаком – все как положено. Конечно, очень сильно казахская диаспора там друг друга поддерживает. Многие занимаются бизнесом: кто-то торгует, кто-то в издательствах работает, кто-то животноводством занимается, лошадей выращивает.
Про цены
Тюмень – город не из дешевых, чуть дороже Алматы. В первую очередь это касается продуктов и прочих потребительских товаров. По ценам на недвижимость я бы не сказал, что он дорогой, – нам говорили, что в новостройке можно приобрести квартиру по цене чуть больше $1000 за квадратный метр.
Прелесть Тюмени в том, что она не нуждается в большой поставке продуктов. Например, на Дальнем Востоке (а я был и там) все очень дорого, потому что у них практически все привозное.
Про бизнес-класс
Обратно я (впервые в жизни!) летел бизнес-классом, там было около 10 мест. Запомнились очень вкусная еда, красивые бортпроводницы и удобные кресла – там даже удалось вздремнуть (обычно в самолете я вообще не могу расслабиться и уснуть – как аэрофоб очень боюсь турбулентности). Полет из Астаны в Тюмень длится всего 1 час 15 минут, так что пока я съел свой вкусный обед и попытался уснуть, мы уже прилетели.