Tesla Semi — мозг не взорвал
В 2019 году долгожданный электрогрузовик от Tesla – Semi – пойдет в сериюВ 2019 году долгожданный электрогрузовик от Tesla — Semi — пойдет в серию. Компания уже даже получила первые предоплаченные заказы: 15 машин приобрела сеть супермаркетов Walmart, а еще 25 купил крупнейший канадский ретейлер Loblaw.
Вы не замечали, насколько названия многих грузовиков напоминают человеческие имена? Stralis, Actros, Axor, Kerax, Arocs… Немного замысловато, но все же очень и очень похоже. И началось это задолго до «эры трансформеров». Но компания Илона Маска пошла дальше всех — первый электрогрузовик Tesla получил самое что ни на есть человеческое имя — Semi. И в общем-то, тому есть логическое обоснование.
Впрочем, Илон Маск зря грозился — мозг Semi вряд ли кому-то «взорвал». В чем-то удивил, в чем-то обескуражил, а так… практически все ожидаемо — согласитесь, сегодня человека в принципе сложно чем-то удивить. Итак, что мы имеем?
805 км без подзарядки
Обтекаемые формы. Кабина с противоударным стеклом и всего одним — для водителя — креслом, которое расположено ровно посередине. Наружных боковых зеркал нет, вообще никаких — их заменили камеры, изображение с которых выводится на 15-дюймовые тачскрины, установленные в кабине.
В движение автомобиль приводится четырьмя независимыми электромоторами, установленными на двух задних осях — по одному на каждое заднее колесо. Производитель утверждает, что благодаря этому грузовик может выполнять достаточно сложные маневры, в том числе самостоятельно предотвращает складывание — один из самых опасных сценариев при вождении фуры. Электромоторы здесь такие же как в седане Tesla Model 3. То есть мощность одного электромотора составляет 258 л.с., а общей силовой установки, соответственно, чуть более 1000 л.с. Пустой тягач разгоняется до 60 миль/час за 5 секунд, а груженному под завязку — то есть с грузом в 36 тонн — на это потребуется 20 секунд. Максимальная скорость, которую может развить этот большегруз, — 400 км/ч. Но самое главное — на одной зарядке он может проехать 805 км! Такое сегодня подвластно не каждому легковому электрокару. К тому же для грузовиков будет установлена сеть зарядных станций Megacharger (аналог Supercharger для легковых Tesla), где можно будет за 30 минут зарядить до 80% батареи, чего с лихвой хватит почти на 650 км.
Еще Semi способен «конвоировать» парочку своих собратьев, в результате чего на 3 грузовика понадобится лишь один водитель. Функция же Enhanced Autopilot позволяет ему без участия водителя ехать по шоссе и держаться полосы, сохраняя безопасную дистанцию до соседних автомобилей, перестраиваться и даже съезжать с автострады. Плюс у него есть датчики, которые могут обнаруживать нестабильность и настраивать каждое колесо индивидуально.
Пока все вроде круто. Тем более что представители Tesla посчитали, что в эксплуатации Semi обходится дешевле дизельных тягачей в пересчете приблизительно на 20% на милю. Но…
Всегда есть «но»
Едва ли не сразу после презентации появились не только лестные отзывы в адрес новинки Tesla. Так, например, один американский дальнобойщик со стажем весьма конструктивно изложил свои мысли по поводу того, что этот грузовик не так хорош, как кажется на первый взгляд. И начал он с элементарных вещей. Того же центрального расположения сиденья в кабине. «Это крайне неудобно, — написал он на портале Autoblog. — Дорогу водитель отлично видит и с левой позиции, а вот контролировать ближнее пространство вокруг кабины, например, слепое пятно внизу на уровне дверей, становится почти невозможным — а ведь там в этот момент может двигаться легковушка. И картинка на камере не заменит живого взгляда для реальной оценки текущей дорожной обстановки. Сидеть рядом с окном необходимо еще и для того, чтобы иметь возможность обмениваться документами с охранником на контрольном пункте или полицейским по надобности». Не менее острые замечания вызвало и отсутствие внешних зеркал заднего вида. Американский дальнобойщик считает, что они крайне необходимы. Более того, год от года водители требуют, чтобы их было больше, на длинных кронштейнах сбоку, плюс на передних крыльях. И соображения аэродинамики тут не указ. Они необходимы для маневрирования на терминалах, со множеством небольших бетонных и стальных барьеров на подъездных площадках. Видеокамеры вместо них — спорный вопрос. Ну, а что касается сумасшедшей для грузовика скорости, которую способен развивать Semi, то для такой махины куда важнее хорошо оттормаживаться.
Тракдрайверам в США пора бастовать
А вот еще одно мнение, на этот раз нашего соотечественника, известного автомобильного журналиста Романа Масленникова. Он буквально разложил Semi по полочкам.
«Так как я был занят некоторое время в траковой индустрии США, то последние тесла-премьеры, конечно, меня завлекли, — говорит Роман. — Итак, Tesla Semi.
Разгон до «сотни» при полной загрузке (36 тонн) занимает 20 секунд. Среднестатистическая дизельная американская фура уложится за минуту. За пять секунд Semi долетит до ста без полуприцепа. Дизельная за 15. Зачем такие скорости? Больше вероятности, что при таком разгоне пострадает груз, нежели трак-драйвер успеет вовремя.
Пятиградусный подъем — дизельная может ехать с максималкой 72 км/ч, Semi пролетит кордайский перевал со скоростью 105 км/ч. И это при максимальной загрузке. Это круто, ведь всех нас бесит, когда в горку фура не то идет, не то едет.
Semi — это отсутствие сцепления, традиционной коробки передач, колодки живут очень-очень долго, потому как каждое торможение рекуперативное (заряжает батарею снабжая тормозной момент). Низкий центр тяжести — хорошо для управляемости и радикально снижает возможность переворота. Четыре независимых электромотора практически ликвидируют возможность складывания грузовика-трейлера гармошкой.
В Штатах нельзя оперировать грузовиком, если на лобовом стекле обнаружена трещина. Илон Маск обещает, что тесла-стекло выдерживает ядерный взрыв. Слабо верится, но он также, по сути, говорит о гарантийной замене лобовика, если тот пойдет трещиной. Это актуально.
Купив трак в США, ты будешь искать сапплаера, который установит тебе GPS-оборудование, и будешь платить ему ежемесячно. Semi снимает данный вопрос. Софт получаешь с фурой, и этот софт общается со всеми «разделами» грузовика. В США это особенно актуально, когда у тебя в компании флит траков.
При полной загрузке на одной зарядке Маск обещает 805 км пути. И это худший сценарий. За полчаса зарядки батареи заполнятся на 643 км. Зарядки мегачарджеры планируется устанавливать также на разгрузочных доках, пока трейлер отцепляют/разгружают. Это реальная экономия времени. Плюс Маск обещает по всей территории США сниженный тариф на электроэнергию. 7 центов за кВт при средней стоимости сегодня в Штатах 12 центов. При этом стоимость дизеля в США в среднем 2.50 за галлон (218 тенге за литр соляры). Тут впору вспомнить и о наклейке IFTA…
Маск дает гарантию на миллион миль, за это время, как утверждается, траковая компания может сэкономить $200 000 по сравнению с дизельным траком. Стоимость одной мили Semi — $1,26, дизель — $1,51. Достанется ли больше водителю? В среднем тракдрайвер зарабатывает $0,30 с мили.
Semi умен, и каждый раз оставляя технику на трак-стопе на ремонт на неделю, тебе не нужно отрубать клеммы аккумуляторов — сколько траков разрядилось по этой причине.
Semi не вскипит, тормоза в самый ответственный момент не устанут, тут нет дифференциалов, радиаторов, передняя подвеска независимая, а это комфорт и благо для спины трак-драйвера.
Конвоем Илон Маск вообще ошарашил. В первом траке водитель, в двух других их отсутствие, только автопилоты. И тогда такая тройка становится не то что дешевле дизельных траков, но даже дешевле железной дороги! В данном случае одни миля будет стоить $0,85! И вот здесь я бы побеспокоился. Такими темпами через 7 лет можно нагнуть рабочие места, а тракдрайверы — это одна из самых популярных непрестижных профессий. Но как ни странно, такая затея может прокатить. Стоимость содержания -минимальная, стоимость топлива — более эффективная, конвой-составляющая — гениальна. Правда, для последнего нужно будет внести изменения в дорожный код. Конечно, американцев ждут изменения в области получения водительских удостоверений CDL (грузовые права). Но я полагаю, не один, и даже не десять юристов сейчас в Tesla этим занимаются, плотно работая с госдепом.
Пока это, конечно, все сказки, но отправная точка пройдена. Тракдрайверам в США пора бастовать".
От $150 тыс. и выше
В общем, так или иначе, а за «батарейками» будущее. Конечно, они еще не скоро вытеснят традиционные ДВС, да и вытеснят ли полностью — пока вопрос. Но то что «черное золото» — не вечно, а дышать в крупных мегаполисах, с каждым годом все труднее — факт. Первый блин — он часто бывает комом. Сыроватым, малость корявым. Но, как метко выразился мой коллега, отправная точка найдена.
Что же касается массового распространения электрогрузовиков, то автоперевозчикам стран СНГ, к примеру, если и покупать подобный, то лишь ради эксперимента и собственных амбиций. В ближайшие лет пять — это просто деньги на ветер. Ну нет пока в нашем регионе своего Илона Маска. У нас и обычные-то заправки не везде есть, не то чтобы электричество. Да и ветряки с солнечными батареями на безлюдных пустошах никто ставить не спешит…
А вот в Европе или Северной Америке — почему бы и нет? По крайней мере в Tesla надежду не теряют — уже сегодня они предлагают клиентам три версии исполнения своего электротягача: базовую, топовую и Founders Series. Первая имеет запас хода 482 км и стоит в районе $150 тыс. Вторая имеет максимальную дальность пробега — 805 км и оценена в 180 тысяч «зелененьких». Спецверсия же обойдется в $200 тыс. Чтобы приобрести первые две, необходимо внести авансовый платеж в размере 20 тысяч, а чтобы обзавестись последней, придется выложить сразу всю сумму.
Есть варианты
Но Tesla все же не была первой — Илон Маск слишком долго трубил о своих намерениях и пару раз передвинул сроки премьеры, так что его опередили японцы. Точнее немцы. В общем, почти за три недели до презентации Semi компания Mitsubishi Fuso Truck, являющаяся нынче частью семьи Daimler AG, представила на суд публики собственный электрогрузовик E-Fuso Vision One. Он, правда, значительно уступает Semi по основным параметрам — на одной подзарядке немецко-японское детище способно проехать не более 350 км, зато выглядит он ничуть не хуже, и производитель намерен запустить его в производство в ближайшие 3−4 года. Причем продавать новую машину будут не только в Японии, но и в Европе, а также Северной Америке.
А еще на выставке SEMA в Лас-Вегасе «безумный» гений из Швейцарии Фрэнк Риндеркнехт представил концепт беспилотного транспортного средства Snap. По сути своей это платформа с электрической силовой установкой и блоком автопилота, на которую можно навесить самые разные кузова — это может быть как пассажирский модуль, так и грузовой, а также дом на колесах или мобильный офис.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.