«Рядом с мужем я выхожу из образа стальной бизнес-леди»

Fashion-девелопер Жанель Бертаева рассказала о семье, бизнесе и стиле

Она знает о моде все. Жанель Бертаева — основательница Kazakhstan Fashion Institute, сооснователь Mercedes Fashion Week Almaty, создатель интернет-магазина одежды казахстанских дизайнеров Lenazh. Девушка с прекрасными глазами всегда на гребне fashion-волны в Казахстане, ее яркая внешность и безупречный вкус при этом хорошо сочетаются с деловой хваткой и очевидным стержнем в характере. Фанатичная любовь Жанель к своему делу прослеживается в главном — она всегда в курсе последних модных тенденций, знает, как и чем живет рынок сегодня, и с легкостью подтверждает свои слова конкретной статистикой. В беседе с корреспондентом газеты «Капитал.kz» Жанель Бертаева предстанет в разных амплуа — в свете софитов, в образе успешной бизнесвумен и в роли любящей жены и матери.

— Жанель, в последние годы казахстанцы наблюдают в fashion-сфере большие сдвиги. Отечественная мода выходит на новый уровень, тому подтверждение — открытие новых магазинов казахстанских дизайнеров. Но чаще всего это интернет-магазины, почему? Дешево и сердито?

— На самом деле рынок меняется практичеcки постоянно. Запуск онлайн-магазинов — очередной естественный шаг в развитии модной индустрии Казахстана, который отражает потребности рынка. Рост числа пользователей интернета очевиден. Так, за один 2015 год рост количества пользователей интернета составил более 20,7%, при этом аудитория вплотную приблизилась к отметке 9,4 миллиона пользователей. На 21% выросло количество вновь зарегистрированных в сети интернет казахстанских компаний, при этом в казахстанском сегменте сети уже сегодня представлено более 1 миллиона наименований товаров. Интернет-магазин — это одна из самых доступных и эффективных площадок для развития бизнеса. Мы решили начать с запуска портала lenazh.com, так как убеждены, что за этим — будущее. Вскоре возникла идея открытия шоу-рума, где наши покупатели могли бы примерить нашу одежду и лично убедиться в ее качестве, что было продиктовано высоким спросом со стороны клиентов. Наши люди все же привыкли доверять тактильным ощущениям и личному общению с консультантом.

За время работы, мы заметили, что потребители всегда очень требовательны к казахстанскому производителю, что в какой-то мере оправдано, но иногда даже чересчур. Большинство из нас могут спокойно купить вещь в ZARA или Mango, не обращая особого внимания на качество ткани и самого изделия, в то время как перед отечественными брендами практически всегда ставится невидимая, но зачастую очень высокая планка.

Отчасти, это проблема правильного позиционирования и восприятия брендов потребителями. Очень часто как дизайнеры, так и покупатели путают понятия дизайнерской одежды haute-couture и продукции, нацеленной на массовый рынок. Качество предмета одежды и его дизайн напрямую зависит от объема усилий, затраченных на его производство.

— Насколько часто сегодня появляются новые имена в fashion-индустрии Казахстана? Кто они — молодые дизайнеры, и насколько они представляют серьезную конкуренцию уже авторитетным, дизайнерам с именами?

— Конкуренция есть, и это замечательно. Но, к сожалению, не каждый дизайнер готов заниматься этим бизнесом всерьез. За редким исключением, казахстанская мода остается делом «для себя». Вместе с тем я рада тому, что в нашей стране также есть такие профессиональные бренды как Zherebtsov, ZHSaken и aigul’kassymova.

— Если говорить о проблемах, которые сегодня переживают участники рынка, давайте обозначим главные, на ваш взгляд? И какими должны быть решения каждого вопроса?

— Главная проблема рынка в том, что многие не видят конечной цели и не понимают, в каком направлении следует двигаться. Увы, остается признать, что в нашей стране пока нет модной экосистемы, которая бы позволила нам развиваться более эффективно. Приведу пример, главный редактор американского Vogue Анна Винтур создала Vogue Fashion Nights Out в период первой волны кризиса для того, чтобы помочь американским брендам выжить. Проект поддерживает молодых дизайнеров тем, что помогает найти людей, верящих в искусство и готовых выделить средства для развития новых марок одежды. Кроме того, благодаря своему влиянию Vogue служит своего рода мостом между дизайнерами и знаменитостями, которые могут помочь ему во много раз увеличить осведомленность о бренде простым упоминанием продукта на персональной страничке в Instagram. В начале февраля мы запустили ассоциацию моды Arlem, которая оказывает дизайнерам не только консалтинг, но и помогает с развитием их бренда за рубежом. К примеру, в сентябре при поддержке АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST» приняли участие в международной выставке Pitti Super в рамках Миланской недели моды. Там они представили свои коллекции Весна-Лето 2017. Отбор участников был произведен авторитетным жюри Pitti Super** на конкурсной основе. Это очень хороший показатель, потому что на этой выставке присутствуют авторитетные байеры со всего мира, которые делают хороший закуп.

**Pitti Super — ежегодная выставка аксессуаров и одежды, которая знакомит международных байеров с работами начинающих дизайнеров со всего мира. Ежегодно Pitti Super посещают более 6000 байеров из 48 стран мира.

— Есть ли спрос сегодня на продукцию казахстанских дизайнеров? И каков портрет покупателя?

— Сейчас на рынке работают более 50 крупных локальных дизайнеров. Кроме того, есть и мелкие ателье, которые шьют одежду на заказ. На мой взгляд, потребитель одежды made in KZ — это девушка от 17 до 40 лет, свободно владеющая интернетом и социальными сетями и предпочитающая в одежде стиль modern chic и функциональность.

— Можно ли уже развеять миф о том, что одеваться у дизайнера позволительно только людям с высоким доходом? Как вы сами оцениваете ценовой коридор на дизайнерские вещи? Что может помочь участникам рынка удешевить свою продукцию?

— Кто ищет, тот всегда найдет (смеется). А если честно, сейчас представлено немало брендов в разной ценовой категории. Главная проблема лишь в том, что не все дизайнеры могут умело оценить спрос.

— Ваши советы тем, кто решил начать бизнес в модной индустрии, на что обратить внимание, какие шаги предпринять в первую очередь?

— На мой взгляд, прежде чем начинать действовать, необходимо для себя ответить на следующие вопросы: всерьез ли вы к этому относитесь или это занятие для души? Второе, если ваша основная цель — это бизнес — вы всегда должны знать, кто ваш покупатель: чем он живет, что ему нравится, с кем он общается и как часто совершает покупки. К счастью, сегодня новые технологии позволяют узнать о потребителе практически все.

— Какая роль в развитии отрасли отводится таким мероприятиям как Mercedes-Benz Fashion Week и KFW?

— Это профессиональные площадки, которые, в свою очередь, помогают в развитии дизайнерам. Именно здесь они показывают свои новые коллекции ведущим СМИ, байерам и потенциальным покупателям.

— А что касается поддержки государства, какой она, на ваш взгляд, должна быть?

— Было бы отлично, если бы была разработана программа по поддержке легкой промышленности. У нас не хватает заводов, профессионалов, нет курсов по повышению квалификации. Для государства это было бы выгодным вложением, так как появятся новые рабочие места, повысится занятость населения. А также было бы замечательным прийти к соглашению с торговыми центрами о ценовой политике, касательно предоставления площадей для продаж своих изделий. Для отечественного производителя нужны облегченные условия по аренде.

— Какими проектами сегодня заняты вы?

— Недавно завершилась Неделя Моды Mercedes-Benz Fashion Week Almaty, поэтому сейчас я уделяю больше времени онлайн-магазину и шоу-руму lenazh.com, который я запустила относительно недавно. В начале декабря мы готовим ярмарку казахстанских дизайнеров, где будут представлены специальные коллекции от местных брендов к Новому году. Главное условие по участию в выставке — большой выбор и доступность по ценам. Также мы продолжаем работу по поддержке казахстанских дизайнеров через Ассоциацию моды Arlem. В основном это лоббирование интересов и помощь в консалтинге.

— Жанель, помимо того, что вы успешная бизнесвумен, вы еще и очень привлекательная девушка. Как ваша семья, муж оценивают то, что вы делаете? Не возникает споров на фоне того, что вы где-то что-то не успеваете, может быть, даже ревность к вашему делу?

— Для любого семейного человека семья всегда будет на первом месте. И я не исключение. Когда у тебя много проектов, создается впечатление, что ты стальная и холодная бизнес-леди, которая всегда в делах. Но на самом деле это не так. Мы с мужем всегда поддерживаем друг друга, несмотря на свой плотный график. В этом плане у нас полная гармония.

— Во что вы одеваете членов своей семьи? И как в целом в Казахстане обстоят дела с мужской и детской модой?

— Пошив мужской одежды — сложный процесс, там совершенно другие лекала и крой. Кроме этого, спрос пока не позволяет дизайнерам выйти на те объемы, благодаря которым они могли бы делать мужские коллекции. В то же время рынок детской одежды хорошо развивается. Например, казахстанский бренд Mimioriki — идеальное соотношение цены и качества. С семьей мы одеваемся как в казахстанские бренды, так и популярные бренды из масс-маркета. Такие как ZARA, Top Shop и другие. Это не принципиально, чтобы вещь была люксового бренда. Если та или иная вещь нам нравится, мы ее покупаем, независимо от лейбла.

— Являются ли заработанные вами деньги частью семейного бюджета? Как тратите свой доход?

— Все мои проекты — стартапы. А как вы знаете, чтобы выйти в прибыль, нужно время, поэтому пока мы работаем в «0». Моя команда тоже прекрасно понимает — чтобы проект зарабатывал, надо много работать… Чем мы как раз сейчас и заняты.

— Еще такой вопрос: говорят, в бизнесе друзей не должно быть. А как считаете вы, кого из казахстанских дизайнеров вы можете назвать своими друзьями?

— Да, на самом деле в бизнесе бывает всякое. Я придерживаюсь мнения что, лучше оставить друзей друзьями. Но лично у меня сложилось так, что чаще всего партнеры, с которыми у меня только бизнес-отношения, позже становятся хорошими друзьями, на кого всегда можно положиться. Так сказать, люди, проверенные временем и поступками.

— Жанель, спасибо за беседу, успехов вам!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤