Amazon — история успеха интернет-империи

«Если вы не хотите, чтобы вас когда-либо критиковали, то ради Бога, не делайте ничего нового» — Джефф Безос, основатель Amazon.com

Сиэтл, улица, гараж…

В 1994 Джефф Безос, будущий основатель Amazon.com, оставил успешную карьеру вице-президента в инвестиционной компании&nbspD.&nbspE.&nbspShaw & Co. К решению его подтолкнула заметка, в которой говорилось, что продажи через интернет растут, и до конца 90-х будут прибавлять по 2000 % ежегодно. Он решил полностью посвятить себя новому делу — интернет-продажам. Мы, в коворкинге MULTISPACE, решили исследовать, как у него это получилось.

Поначалу Джефф Безос устроился в гараже Сиэтла, поставил в нем самодельные столы из старых дверей, компьютеры и сервер, получил от родителей 300 тыс. долларов инвестиций на новое дело и задумался — что люди будут покупать через интернет? Список был длинный, но Безос искал беспроигрышный вариант и в итоге остановился на книгах. Для удаленной продажи это был идеальный товар — его не надо примерять, как одежду, не обязательно видеть и тестить перед покупкой, достаточно знать, о чем книга и что бы у нее была привлекательная обложка.

Первая покупка на Amazon.com состоялась в 1995 году. Этим знаменательным товаром была книга Дугласа Хофштадтера «Текучие концепции и творческие аналогии». Уже через пару месяцев интернет-магазин продавал уже на 20 тыс. долларов в неделю. Владельцы офлайновых книжных магазинов продолжали не замечать конкурента, утверждая, что никакой сайт не заменит человеку удовольствие от хождения между книжными полками и вдыхания запаха бумажных страниц. Через два года, в 1997, Amazon.com работал со всеми 50 штатами Америки и доставлял книги еще в 160 стран мира, доход компании составлял 147 млн. долларов.

(фото — iStackr)

Стратегия компании зашифрована в ее логотипе:

— крупнейшую реку, с которой совпадает название Amazon, создатели сравнивают с вечным течением интернета;

— буква «А» — первая в алфавите и в названии компании, т. е. Amazon.com всегда занимает лидирующие позиции;

— стрелочка от «А» до «Z», появившаяся в лого с 2000 года, напоминает улыбку и как бы говорит, что в каталоге компании есть все, начиная от «а», заканчивая «z».

Джефф знает, как сделать удобно

Вначале 2000-х Amazon был уже крупнейшим интернет-магазином в мире, и продавал все, что только мог захотеть пользователь — еду, игрушки, книги, компьютеры… Ключевой платформой продвижения была сеть. С конца 90-х бюджеты на офф-лайн рекламу снижались, а в интернет-продвижение и юзабилити сайта вливалось все больше миллионов. Компания стала лидером по показателю «удобство сайта» в 2001 году, опередив конкурентов на 65%.

Выход можно найти всегда. Когда мы только начали работу, денег на рекламу не было. Тогда мы придумали идею сотрудничества. Предлагали популярным сайтам часть дохода за переходы с наших баннеров у них. Следующим шагом была доработка юзабилити — покупка товара за один щелчок мыши. И это не требовало много денег. Просто нужно было остановиться и подумать о потребностях клиентов — Джефф Безос для Business Week

Сейчас Amazon отошел от стратегии кричащих баннеров и активно использует контекстную рекламу в Google AdWords.

Культ личности и книжная революция

С ростом популярности Amazon, росло восхищение Джефф Безосом. Он стал культовой персоной и вторым после Гейтса в мире, для представления которого достаточно только имени: говоришь Джефф — и все сразу понимают, о ком идет речь. Все писали о нем, все хотели стать вторыми «джефф безосами». Это стало одной из причин начала эры доткомов с последующим громогласным крахом. Усмотрев в успешном развитии Amazon общую тенденцию всего интернет-рынка, инвесторы вкладывали во все молодые, перспективные компании, многие из которых были созданы случайными людьми. Ожидание аналогичного с Amazon-ом роста не оправдалось, и раздутые цены на акции интернет-компаний лопнули 10 марта 2000 года.

Amazon вышел из этой истории с потерями в 0,5 млрд долларов, и пониманием, что уверенность в завтрашнем дне принесет постоянный рост полезности ресурса и вложения в рекламу.

Если вы ориентированы на конкурентов, то не сможете сделать и шага до тех пор, пока его не сделают конкуренты. Если вы ориентированы на клиента, то сможете стать первопроходцами в своей отрасли — Джефф Безос

(фото The Verge)

Поскольку продажа книг и всего остального через интернет перестала удивлять пользователей, Джефф Безос активно искал пути удивить своих потребителей. Так появилась идея запуска электронной книги Kindle, на которой можно читать литературу, заказанную на Amazon. Читалка сразу пришлась по вкусу покупателям, ее называли «ipod для книг» и устройство ждал тот же успех, что и яблочные технологии. В конце 2009 года, как раз под новый год, Джефф Безос праздновал успех — продажи электронных книг для Kindle превзошли реализацию бумажных страниц.

«В старом мире вы тратили 30% времени, чтобы сделать отличный сервис, и 70% — чтобы рассказать о нем миру. В новом мире все наоборот.» Джефф Безос

Успех в деталях

При кажущейся простоте развития компании, основные факторы эффективности остаются вне поля зрения. К примеру — внутренние процессы. Amazon — бесспорный лидер во внедрении и использовании фулфилмент-центров.

Работайте усерднее. Развлекайтесь. Творите историю — надпись над новым фулфилмент-центром Amazon в Великобритании, в Хемел Хемпстед.

В каждом таком центре — 40 000 кв.м. стеллажей, на которых ждут своих покупателей миллионы товаров. При первом взгляде на стеллажи, создается впечатление, что продукция расположена нелогично — возле кабеля лежат диски с записями саундреков, а напротив газонокосилок размещаются детские пустышки. Но бессмыслица продумана и создана не просто так. «Вытащить один кабель со стеллажа, на котором таких же еще сотня — очень сложно», — утверждает Генри Лоу, генеральный менеджер компании. А при таком расположении сортировщик недолго будет задумываться над отбором товара и потратит на процессы минимум времени. В среднем сотрудник обрабатывает 1000 товаров в день, т. е. за одну минуту при 10-ти часовой смене собирают до двух заказов. ВВС, рассказывая о высокой продуктивности складских работников Amazon, сообщает, что в их распоряжении есть карманные устройства, которые отсчитывают, сколько секунд осталось до выполнения очередного заказа согласно внутренним установленным показателям.


(фото REX)

Последнее внедрение от лидера интернет-продаж — высокотехнологичные роботы для складов, разработанные подразделением Amazon — Kiva Systems. Теперь вместо людей, по территории склада передвигаются подставки на колесах и подвозят необходимые стеллажи к месту формирования заказа.

Amazon по праву сегодня называется онлайн-империей, а начиналось все с самодельных столов и старых компьютеров. И — абсолютной веры в свое дело от его создателя, с простым рецептом успеха: «Делайте хороший продукт и научитесь терпеливо ждать.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤