Как нужно учиться, чтобы стать следующим Биллом Гейтсом?

Персонализация ­ новое слово в образовании.

Возможности смартфонов кардинально изменили характер общения и развлечения молодежи. Однако то, что ждет их в учебных аудиториях, не назовешь "идущим в ногу со временем". С одной стороны, технологии шагнули вперед, и у каждого сегодняшнего школьника есть возможность напечатать реферат на компьютере. Но подход к подаче материала со стороны педагогов упорно не хочется трансформироваться: один учитель вещает одну мысль аудитории из 30 человек, независимо от их индивидуальных отличий и прогресса.

Что с этим делать? Редакция коворкинга MULTISPACE нашла несколько ответов.

В интервью The Verge, соучредитель Microsoft и основной инвестор в область "персонализированного обучения", Билл Гейтс, рассказал, в чем видит проблему стандартного подхода в обучении, и как он и его жена, Мелинда Гейтс, решают ее, развивая направление индивидуального образования.

Идея заключается в том, что люди прогрессируют с разной скоростью и эту скорость в принятии новых знаний необходимо учитывать.

Билл Гейтс говорит: "Нет точного определения понятию "персонализированное обучение". Идея заключается в том, что люди прогрессируют с разной скоростью и эту скорость в принятии новых знаний надо учитывать. Если ученик впереди того, что преподается в классе, то ему скучно и надоедает. Если позади – то думает: "Ой, нет, это не мое, мне не одолеть". И выпадает из обучения, отказывается покорять предмет. К примеру, математика – не уловив основ, как понять, о чем говорят дальше? А вернуться и заново нырнуть в непонятные места классическая система образования не предоставляет возможности".

Через свой Фонд Билл Гейтс инвестировал более $240 миллионов в направление "персонализированного обучения". В основном, средства направлены на разработку программного обеспечения, которое проводит планирование и создание индивидуальных уроков для обучающихся. Программа базируется на знаниях, эффективности студента, и до тех пор тренирует слабые места ученика, пока он досконально не овладеет предметом. Преподаватель по­прежнему играет центральную роль в обучении, но лекционного материала намного меньше и большинство времени занятия проходят один на один.

Некоторые организации уже тестируют разработанный по инициативе Гейтса софт.

"Приятно, что благодаря нам на это направление стали обращать внимание крупные бренды", ­ говорит он. В 2014 году Google запустил "Google Класс". Этот продукт позволяет учителям планировать и управлять учебным процессом удаленно. Есть возможность создавать курсы, раздавать и проверять задания, комментировать работы учащихся, и все в одном месте. По сути, такой себе классный кабинет учителя, только без стопок тетрадей и бумаг.


В прошлом году Facebook объявил о сотрудничестве с Summit Public School, в котором Фонд Гейтса является инвестором. Цель партнерства – создать персонализированную программу обучения и поместить ее в открытый доступ.

Билл Гейтс не останавливается на программных разработках. Он также работает на локальных уровнях. Недавно Гейтс выступал на Саммите ASU GSV в Сан­Диего, посвященном технологиям и развитию образования. В своей речи он просил инвесторов рассматривать образование в более долгой перспективе, чем другие отрасли. Принятие решений в этой сфере всегда затянуто, и надо пройти десять кругов ада, пока нововведение будет принято. Потому он предложил местным школам ускорить этот процесс, введя в систему обучения несколько пилотных проектов по персонализированному образованию. А там, гляди, и другие подтянуться, поскольку эффективность будет получена быстро, и отследить ее тоже не составит труда.

Сейчас персонализированное обучение еще на ранних стадиях, — говорит Гейтс. — Станет ли оно основой образовательной системы через 5­10 лет, пока говорить сложно.

Как персонализировать обучение своих детей, не дожидаясь, пока программы Билла дойдут до наших домов?

О том, как выстроить индивидуальное обучение пишет Лео Бабауты, блогер, вошедший в ТОП­25 блогов мира (по версии журнала TIME) и написавший книги о жизни в стиле минимализма. Он отец 6 детей, которые не ходят в школу и получают персональное образование дома.

Главное, по его мнению, это построить систему, свод единых правил, которые помогут двигаться вперед. Вот несколько советов, как это можно сделать.

­ Присмотритесь к ребенку. К шести годам родители обычно знают склонности и интересы своего чада. Кто­то силен в языках, у кого­то страсть к цифрам и головоломкам. Важно поддерживать и направлять развитие в сфере, близкой ребенку. К тому времени, когда необходимо будет выбрать университет, у будущего студента не будет сложностей с выбором пути.

­ О твечайте на вопросы. Дети познают новое через огромное количество вопросов, которые они задают. Это прекрасная возможность заинтересовать их искать ответы в книгах, видеоуроках или у специалистов в той области, которой касается вопрос.

­ Знакомые – как источник знаний. С реди профессий ваших друзей и знакомых есть направления, о которых ребенок хотел бы узнать. Кто лучше расскажет об устройстве автомобиля – учитель в школе или автомеханик? Обращайтесь к ним, делайте знания качественными.

­ Помните о научных проектах. Опыты, разработка макетов, подготовка материалов, исследование – все это может быть не только полезным, с точки зрения образования, но и интересным для ребенка.

Как перестроиться со школьной системы на индивидуальное обучение?

Чтобы отойти от системы и привычных рамок образования в школе, ребенку надо дать немного времени. Возможно, неделю­две, а может и месяц. Не спешите, вы все успеете наверстать.

­ Терпение. Не ожидайте быстрых результатов. Очень постепенно, но станет заметно, как меняется ребенок. Иногда будет казаться, что он ленится и захочется тут же заставить его. Потерпите. Просто позвольте ему найти свой темп и получать удовольствие от учебы.

­ Ищите свой путь. Ключевой момент в индивидуальном образовании – понять, подходит такой формат обучения ребенку или нет. Пробуйте, меняйте, экспериментируйте. Когда ученик поймет, что нет принуждения – интерес к обучению будет расти.

­ Доверие. Пожалуй, самый сложный пункт, но только доверие к ребенку откроет ему новый путь, приведет к интересу в учебе и самостоятельности.

Плюсы индивидуального образования

Предприниматель или исполнитель? Школьное образование следует стандартным схемам и инструкциям. Шаг влево, шаг вправо – не предусмотрен. В итоге, мы получаем хороших наемных работников, но редко – предпринимателей. Персональное обучение стимулирует к ответственности и самостоятельным решениям, поскольку никто не ведет за руку к конечной цели.

Чувство свободы. В ы самостоятельно о пределяете темп и наполнение учебной программы, ориентируясь на способности, результаты и эффективность ребенка в материале.

Это гораздо веселее. Что делает ребенок во время школьного урока? Смотрит на часы и ждет перемены. В индивидуальном подходе обучение становится естественной формой, неотъемлемой частью жизни.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤