Как проходят спасательные операции на канатных дорогах Oi-Qaragai
Журналисты побывали в роли гостей локации Aqtas и увидели систему безопасности в действии
Горнолыжный курорт Oi-Qaragai официально открыл локацию Aqtas в марте этого года. Проект стал рекордсменом по срокам строительства: в период с апреля 2024 года по 1 марта 2025 года были построены две дороги – 10-местная гондольная канатная дорога и 6-местная кресельная канатная дорога. 25 июня 2025 года Oi-Qaragai провел пресс-тур, посвященный системе безопасности канатных дорог на локации Aqtas, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сначала представителям СМИ продемонстрировали операцию спасения с гондольной канатной дороги, в которой участвовали сами журналисты. Отметим, в начальной точке локации Aqtas высота над уровнем моря составляет 1500 метров.
«В случае эвакуации людей с гондолы на высоте более 100 метров спасение проводится с помощью удлиненного троса. Его длина может достигать более 150 метров, а вес – около 200 кг, что и замедляет процесс эвакуации по сравнению с операциями на меньших высотах. И плюс у спасателей нервы крепкие: им что 5 метров, что 160 метров. А у гражданских может начаться паника из-за такой высоты», – объяснили в Oi-Qaragai.
Затем представители СМИ поднялись по гондольной канатной дороге и оказались на смотровой площадке, откуда открылся великолепный вид на горы. Здесь высота составляет уже 2140 метров над уровнем моря.
«Тут будет оборудовано около 50 км лыжных трасс. Погодные условия здесь намного приятнее, потому что зимний сезон можно начинать раньше и заканчивать позже. Лыжный сезон обычно начинается 1-16 декабря, заканчивается – примерно в марте на Наурыз. Эта локация позволит нам продлить и начало, и конец сезона. В самом лучшем прогнозе: открыться – в ноябре, закрыться – в первых числах апреля», – рассказывают в компании. В этом же месте прошла учебная тренировка по спасению людей с ККД, также с участием журналистов.
«В ближайшее время мы еще дооборудуем эту площадку: появится катапульта, которая запускает человека в небо, и большая качеля над обрывом. Они уже изготовлены, едут к нам из Турции и скоро будут установлены», – делятся в Oi-Qaragai. Осенью этого года здесь также планируют открыть ресторанный комплекс и конференц-зал вместимостью более 100 человек. А в августе – запустить глэмпинги, количество которых планируют в итоге довести до 70.
«Отсюда также идет пешая дорога протяженностью 2 км – небольшая, очень легкая для неподготовленного человека. Вообще, система пеших маршрутов предусматривает, что отсюда можно уйти на существующую локацию Oi-Qaragai и, соответственно, замкнуть этот маршрут. В перспективе сейчас мы работаем вместе с Amanat – они двигают инициативу по прокладке пешей тропы от Аюсая до Oi-Qaragai, которая будет занимать три дня пути. Глобально же это часть трансказахстанской тропы от Кольсая до Талгара», – рассказывают в компании.
В летнее время на локации Aqtas планируют запустить формат обзорной карусели. «Это когда человек садится наверху, спускается вниз, не выходит и поднимается обратно наверх – такая небольшая обзорная прогулка, чтобы посмотреть природу. Подъем сюда на гондоле стоит 8 тыс. тенге в выходные дни и 6 тыс. тенге – в будни. По поводу кресельной канатной дороги цена пока неизвестна. Это должно быть как рентабельно, так и устраивать наших гостей», – говорят в Oi-Qaragai.
О системе безопасности канатных дорог на локации Aqtas
Руководитель службы патруля и спасения горнолыжного курорта Oi-Qaragai Михаил Цыганков рассказал подробнее о своей работе. «Зимой мы работаем на лыжах, снегоходах. Летом – занимаемся велотрассами, байк-парками, картингами, веревочными парками. Если у нас останавливается канатная дорога, спасатели поднимаются по лестнице на опорах и заходят в кресло – при этом два спасателя стоят внизу, двое находятся наверху. Есть спасательное оборудование, а также снаряжение, которое мы одеваем на гостей и спускаем их вниз», – объясняет спикер.
После спуска гостей доставляют сразу в медпункт, вне зависимости от их состояния, уточняют в Oi-Qaragai. Медпункты находятся в двух точках, добавляют в компании.
Михаил Цыганков также дал рекомендации, как вести себя в экстренной ситуации на кресельной канатной дороге. «В первую очередь – надо следовать правилам: перед тем как садитесь в кресло, обязательно закрываете поручни. На каждой опоре канатной дороги стоят динамики – если дорога останавливается, мы сообщаем людям, чтобы они не беспокоились и так далее. Самое главное – чтобы не было паники», – резюмирует он.
Спикер добавил, что учения проводятся раз в месяц на каждой из локаций: гондольной дороге, ККД-6, ККД-4, ККД-3 и ККД-2. «Когда мы поднимаемся, у нас в рюкзаках есть аптечки – в случае если человеку стало плохо прям на ККД или в гондоле», – отмечает Михаил Цыганков.
Журналисты спросили, сколько времени займет эвакуация людей, если встанет вся канатная дорога. «Если будем работать всей командой в 12 человек, то это займет два часа – это если одна ветка. Если будут загружены две стороны, тогда придется задействовать другие службы, чтобы хотя бы внизу нам помогали», – ответил руководитель службы патруля и спасения горнолыжного курорта Oi-Qaragai.
Случаев, когда нужно было реально спасать людей, в практике спикера не было. «Даже если бывают сбои со светом, мы запускаем аварийный дизельный генератор», – объясняет Михаил Цыганков.
В Oi-Qaragai безопасность канатных дорог обеспечивается за счет регулярного технического обслуживания и строгого контроля за всеми системами. Дважды в год – весной и осенью – проводится полная проверка всех уровней безопасности, во время которой специалисты диагностируют состояние тормозной системы, колодок, несущего тягового каната, а также электрических узлов и шкафов. При необходимости производится замена технических жидкостей.
«Важной частью системы безопасности является плановая профилактика. Каждый подъемник поочередно закрывается на 10-15 дней дважды в год, чтобы провести все необходимые работы без риска для пассажиров. Ежедневно сотрудники курорта проводят визуальный осмотр всех канатных дорог, а раз в месяц выполняется более детальная проверка. Особое внимание уделяется состоянию несущего тягового каната, который проходит магнитную дефектоскопию раз в три года», – делится начальник канатных дорог горнолыжного курорта Oi-Qaragai Владимир Нуштаев.
Читайте также
Главным техническим достижением проекта стала новая канатная дорога, построенная при участии Doppelmayr
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.