Как страдания серферов стали причиной появления GoPro

Поток воды поворачивал объектив прикрепленных к доскам дешевых камер в разные стороны, вода проникала внутрь или просто смывала фотоаппарат за борт
sftgroup.ru

На создание камеры, которая в будущем стала называться GoPro Николаса Вудмана путешествие по Австралии, в которое он отправился в 2002 году. Влюбленный в серфинг, он очень надеялся привезти домой качественные фотографии катания на волнах. Но ничего не вышло. Во-первых, фотографы, такие же любители, как и он сам, не могли снимать в то время, когда парни серфили, во-вторых, не было фотоаппаратуры хорошего качества. Тогда-то у Ника и возникло желание иметь фотокамеру, которую можно было бы закрепить на спортсмене и делать профессиональные снимки.

Николас Вудман родился 24 июня 1975 года в округе Санта-Клара в Калифорнии. С детства он не сомневается, что заведет собственный бизнес. Мальчик вырос на историях о том, как люди начинали свое дело и преуспевали. Отец Ника, Дин Вудман был сооснователем инвестбанка Robertson Stephens, а отчим Ирвин Федерман управляющим партнером U.S. Venture Partners. В 8 лет он решил стать серфером, все стены его спальни были оклеены постерами из журнала Surfer: пальмы, красивые загорелые серферы, огромные волны. Когда ему исполнилось 13 лет мама подарила первую доску. Вудман входил в состав спортивной школьной команды, что в США дает определенные преимущества — преподаватели относились к его огрехам в успеваемости снисходительнее, нежели в отношении обычных детей. Вместе с другом Ник устроился на летнюю подработку и чтобы не кататься одному, он убедил парня каждый день вставать в 5 утра и идти серфить перед работой. Даже институт Вудман выбрал поближе к океану – Калифорнийский университет в Сан-Диего в 10 минутах езды на машине. На легендарном пляже Black Beach, одном из лучших мест для серфинга на планете, он объезжал волны.

Предпринимательская жилка Николас проявилась в университетские годы: параллельно с учебой он организовал продажу маек футбольной команды, затем стал разработчиком видеоигр. Однако усердная учеба мешала его увлечению. В 1997 году он получил степень бакалавра изобразительных искусств, а после взял передышку. В 1999-м Ник начал свой первый серьезный бизнес — организовал компанию Funbug, она владела сайтом, где любой желающий мог насладиться любимой игрой онлайн. Бум доткомов помог Нику получить инвестиции в размере 3,9 млн долларов, но в 2001-м бизнес потерпел крах, деньги пропали.

Ник Вудман

По мнению самого Вудмана, проблема крылась в падении рынка, но еще за год до этого аналитики Forrester Research назвали проект пустышкой. Никому не нравится переживать провалы, но хуже всего было то, что Ник потерял деньги инвесторов - людей, которые поверили в него. Несмотря на столь трагичный финал, Ник воспринял его как ценный урок, оказавший правильное влияние на его дальнейшую жизнь.

После банкротства Вудман отправился в пятимесячное путешествие, о котором сказано в самом начале, по лучшим местам для серфинга - побережья Индонезии и Австралии. В то время будущему миллиардеру было 26 лет, вернулся он обновленным и вдохновленным. Именно во время отдыха родилась идея создания GoPro. Серферы обычно покупали самые дешевые камеры, упаковывали в водонепроницаемый бокс и как-то приматывали их к себе или доске. Часто поток поворачивал объектив в любую сторону, кроме нужной, вода проникала внутрь и портила пленку или просто смывала фотоаппарат за борт.

Николас понял, что нужно создать такую камеру, которая будет максимально отвечать требованиям серферов и других любителей экстремальных видов спорта. А лучше всего, чтобы подобный аппарат был достаточно компактным и мог крепиться к запястью руки спортсмена. Когда Ник рассказал о своей идее друзьям, те посмеялись, решив, что он хочет открыть дело по производству ремешков. Но по возвращению в Калифорнию Вудман не отказался от своих планов, а, напротив, с завидным упорством принялся их воплощать. Он раздобыл дрель, разыскал швейную машинку, вооружился компьютером и принялся создавать шедевр, на создание которого у него ушло 4 года. В результате этого долгого процесса появился кейс со специальным ремешком, который Ник стал достаточно успешно продавать коллегам по экстремальным видам спорта. В 2002 году Вудман основал компанию Woodman Labs, Inc.

Первая модель GoPro Hero не снимала видео, а фотографии делала на пленку, зато крепилась на запястье, не требовала батареек и позволяла снимать на глубине 4,5 м. Но через какое-то время стало ясно, что камеру лучше тоже делать самому. Ею оказалась простая китайская камера Hotax, производящей аналоговые 35-милиметровые камеры. Один экземпляр при оптовом закупе обошелся Нику всего лишь в 3 доллара. Именно тогда Вудман собрал полностью свой «шедевр» и отправил его вместе с 5 тыс. долларов выбранному им производителю в Китае. Ему слабо верилось в достойное воплощение его детища в жизнь, но китайцы не подвели, и всего лишь через пару месяцев Ник держал в руках готовое воплощение собственной идеи.

Впервые эта знаменитая камера была представлена на крупном профессиональном шоу Action Sports Retailer Show в 2004 году, и ее создатель сразу же получил свой первый заказ на изготовление 100 аналогичных экземпляров, а первый год продаж принес компании Вудмана 350 тыс. долларов. Предыдущий провал с Funbug научил его не спешить привлекать в собственный бизнес средства инвесторов со стороны, в новый проект проинвестировал он сам, вложив 35 тыс. долларов, такую же сумму в развитие нового дела инвестировала его мать, а 200 тыс. долларов Нику дал его отец. Бизнес развивался достаточно успешно, однако, самый настоящий прорыв его ожидал несколько позже.

Еще одной давней мечтой Ника было стать автогонщиком. Воплотить ее он смог, когда бизнес с GoPro стал действительно стабильным, что позволило ему посещать столь желанную гоночную школу в Сономе. Чтобы снимать свои заезды, он решил взять в аренду специальную камеру, однако обозначенная школой стоимость подобной аренды, по его мнению, оказалась слишком завышенной.

Следующий виток в разработке произошел, когда Вудмен, увлекшийся на тот момент гонками, попробовал закрепить GoPro на раме автомобиля. Это привело его к мысли, что камера должна крепиться не только на запястье, а вообще где угодно и использоваться не только серфингистами, но любыми поклонниками экстремального спорта. Это решение помогло компании изменить курс, сделав ее в будущем самым известным производителем спортивных камер.

В 2006 году в линейке GoPro появилась камера Digital Hero, способная вести запись на цифровой носитель. Событие очень удачно совпало с покупкой компанией Google малоизвестного на тот момент сайта YouTube. Возможность самостоятельно запечатлеть свои достижения и поделиться ими со зрителями по всему миру позволила GoPro прочно завоевать рынок спортивных камер. Теперь каждый спортсмен имел право на свою минуту славы.

К 2008 году GoPro Digital Hero 5 была оснащена широкоугольным объективом и возможностью записывать видео длиной в 54 минуты.

Первая камера GoPro, получившая возможность снимать видео в разрешении FullHD - GoPro HD Hero появилась в 2010 году. Ушли в прошлое батарейки AAA, им на смену пришел литиевый аккумулятор. Также в этой версии камеры убрали окошко видоискателя. Еще через год GoPro приобрела компанию CineForm. Приобретение включало права на видеокодек CineForm 444, использованный в фильме «Миллионер из трущоб». Компания заявила, что кодек делает редактирование HD и 3D быстрее и удобнее, не жертвуя качеством изображения. Он был включен в систему 3D Hero компании вскоре после приобретения.

В октябре 2012 года австрийский скайдайвер Феликс Баумгартнер, обвешанный пятью камерами GoPro, совершил прыжок с высоты 39 км из стратосферы. Следить за его свободным падением на скорости до 1357 км/ч можно было в прямом эфире. А еще через 2 года компания Woodman Labs официально изменила название на GoPro и в этом же году вышла на IPO. Ее акции взлетели вверх, подняв оцениваемую стоимость компании почти до 15 млрд долларов. К сентябрю 2014 года состояние Вудмана превышало 3 млрд долларов.

Ник хотел развивать свое детище, он не желал, чтобы она только производила камер, а видел в ней целую медиакомпанию. В рамках этой стратегии, в период с 2014 по конец 2015 года, GoPro наняла для работы над медиа-бизнесом больще 100 человек, включая бывшего топ-менеджера корпорации CBS. Компания тратила миллионы долларов на разработку документальных и развлекательных телешоу.

В июле 2015-го была представлена камера Hero4 Session, это был небольшой водонепроницаемый кубик без экрана, всего с одной кнопкой. К сожалению, в четвертом квартале того же года компания получила убытки - впервые с момента выхода на биржу. Курс акций упал примерно до 10 долларов — почти в 10 раз, по сравнению с пиком. С конца года и до III квартала 2017-го из-за провала новых продуктов, компания работала в убыток. Цена за акцию GoPro упала с 98 до 8 долларов. Последовали массовые сокращения, Вудману пришлось отказаться от лишних продуктов и сотрудников, амбициозных проектов и разработать новую стратегию. Несмотря на тяжелые времена, GoPro продолжала выпускать на рынок новые камеры.

Новую камеру Hero5 компания представила в сентябре 2016 года. Спустя несколько недель после презентации GpPro признала «производственные проблемы» новой флагманской Hero5 Black. Из-за слишком тонкого пластика, камера не выдерживала давление воды. Осенью того же года в компании начались масштабные сокращения. Тогда же в продаже появился квадракоптер Karma Drone. Он продавался по 799 долларов за базовую комплектацию. Практически сразу после старта продаж, компанию начали засыпать жалобами. Дроны в полете теряли управление и падали. К моменту, когда проблема приобрела массовый характер, было продано несколько тысяч дронов. Компания приняла решение отозвать все проданные ранее устройства.

В марте 2017 года последовала вторая волна сокращений: было уволено около 500 человек, то есть больше четверти штата компании, при этом ушла почти половина топ-менеджеров. В январе 2018 года компания сократила еще 250 сотрудников, после чего в штате осталось около 1000 человек. Руководство официально заявило, что прекращает выпуск дронов и закрывает подразделение по их производству.

Из-за пандемии COVID-19 в 2020 году GoPro уволила больше 200 сотрудников, то есть свыше 20% штата. В марте GoPro приобрела компанию по разработке программного обеспечения для стабилизации ReelSteady. В сентябре экшн-камера HERO9 Black была объявлена преемницей модели HERO8 Black. Она по сути имела прежние функции HERO8 Black, однако, некоторые функции были улучшены. В частности, функция HyperSmooth, представленная в HERO7 Black и усовершенствованная в HERO8 Black, и получила название HyperSmooth 3.0. Камера также получила максимальное разрешение 5K для видео и 20M для фотографий, в нее добавили 1,4-дюймовый цветной селфи-экран на передней панели. При этом она была немного больше других моделей по размеру.

В сентябре 2021-го GoPro представила новое поколение своих экшн-камер — флагманскую GoPro Hero 10 Black, оснащенную матрицей на 23,6 Мп, процессором GP2 и обновленной системой стабилизации видео HyperSmooth 4.0. Все это обеспечило съемку видео 5,3K со скоростью 60 кадров в секунду, 4K — 120 кадров в секунду и 2,7K — 240 кадров в секунду. Еще через год GoPro представила новое поколение своих экшн-камер — флагманскую GoPro Hero 11 Black. Ее главными новшествами был 27-мегапиксельный датчик и обновленная система стабилизации видео.

В сентября 2023 компания появилась флагманская GoPro Hero 12 Black, у которой были несколько новых режимов съемки, формат позволял «вырезать» контент с разным соотношением сторон из одного и того же исходного материала, сохраняя при этом высокое разрешение.

Одним из ключевых факторов успеха GoPro стало искусство маркетинга. Ник Вудман активно использовал социальные медиа и собственный образ для продвижения своего бренда. Его личные видео и фотографии, снятые на GoPro, вдохновляли миллионы людей по всему миру использовать их продукцию для съемки своих приключений.

Сегодня GoPro остается одним из ведущих производителей экшн-камер, и Ник Вудман продолжает развивать бренд, внедряя новые технологии и расширяя ассортимент продукции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤