Что помогло Zoom стать легендой
Когда-то Эрик Юань смог убедить в успехе своего стартапа жену и 40 партнеровБудущий основатель Zoom Video Communications Эрик Юань родился на востоке Китая, в провинции Шаньдун 20 февраля в 1970 года. Его родители были горными инженерами, семья жила хорошо, но мальчик все равно хотел помогать родителям. В 4 классе он стал сдавать металлолом, для этого после школы он ходил по стройкам и собирал отходы. Чтобы выбрать медь, ему приходилось копаться в общей куче, поэтому Эрик решил, что логично сжигать все лишнее. Костер он разжег на заднем дворе дома, но, к сожалению, не подумав, что огонь может перекинуться на соседнее жилье. Так оно и произошло. За это родителям Юаня пришлось восполнить пострадавшим материальный ущерб. Однако неудачный первый опыт не лишил Эрика желания быть предпринимателем, наоборот, стал для него полезным уроком.
Когда пришло время получить высшее образование, Юань выбрал Университет науки и техники. И уже на первом курсе задумался о создании устройства, благодаря которому можно поговорить по видеосвязи с человеком на расстоянии. На самом деле тут замешана женщина. Эрик познакомился с девушкой по имени Шерри, которая училась в другом городе. Чтобы встретиться с ней, на путь только в одну сторону он тратил 10 часов. В итоге видеться они могли не чаще 2 раз в год. И несмотря на это, пара поженилась. Юаню тогда было 22 года.
Добиваться успеха он решил в США, а именно в Кремниевой долине, прославившуюся на весь мир бурно развивающимися технологическими компаниями. К сожалению, ему пришлось столкнуться со сложностями американской бюрократической системы: таможенная служба по ошибке при заполнении регистрационной формы определила Юаня как консультанта. В итоге ему отказали в визе. Но его упорство не знало преград: на протяжении 1,5 лет он вновь и вновь подавал заявление, пока недоразумение не было исправлено.
Так в 1997 году Эрик Юань попал в компанию Webex и, будучи полным энтузиазма, занялся программированием. Через 10 лет Cisco поглотила Webex, а Юань получил должность вице-президента по разработке программного обеспечения. Однако в процессе работы он понял, что сервис Webex устаревает, медленно работает и сильно перегружается. Юань придумал как решить проблему и в 2011 году представил руководству новую систему видеоконференций. Правда никто не принял всерьез его инициативу.
Тогда Эрик решил расстаться с компанией и запустить свой стартап, назвав его Saasbee. Супруга отговаривала, ведь в то время у него в подчинении было около 800 человек, но Юань сумел убедить ее в успехе. Как впрочем и 40 партнеров, которые присоединились к его стартапу. Юань решил создать универсальную цифровую платформу «4-в-1»: видеоконференции, совместная работа, онлайн-совещания и мессенджер. Но зарегистрированная компания сразу же столкнулась со сложностями. Инвесторы считали, что рынок сервисов видеосвязи уже перенасыщен проектами, поэтому не спешили вкладываться в новый продукт. В то время уже были популярны такие приложения, как Skype и Hangouts. Но Юань поставил себе задачу превзойти лидеров, а один из партнеров предложил переименовать компанию в Zoom Video Communications.
К июню 2011-го Эрику удалось привлечь 3 млн долларов, основными инвесторами стали Дэн Шейнман, Субр Ияр и еще несколько венчурных инвесторов. На протяжении двух лет команда разрабатывала новый продукт в обветшалом офисном здании в городе Санта-Клара. На выходе сервис Zoom выгодно отличался от конкурентов. Преимуществом софта стало то, что он автоматически определял операционную систему устройства, поэтому не тормозил процесс подключения. А низкая цена месячной подписки способствовала клиентской лояльности. В компанию потекли инвестиции, приложением стали пользоваться крупные организации.
При этом основатель Zoom даже не сформировал маркетинговый отдел. В одном из интервью он сказал, что успех его детища заключается в том, что изначально первоочередной задачей было удовлетворить запросы пользователей в скорости, качественном видео и звуке. То есть то, в чем конкуренты отставали, пытаясь внедрить в программное обеспечение элементы социальных сетей.
В сентябре 2012 года компания выпустила бета-версию программы Zoom, она позволяла проводить онлайн-видеоконференций до 15 человек. В ноябре Zoom заключила контракт с первым крупным клиентом, им стал Стэнфордский университет.
Официально сервис Zoom был запущен в январе 2013 года, после того как получил инвестиции в размере 6 млн долларов от Qualcomm Ventures и группы частных инвесторов. К маю того же года количество пользователей приложения достигло отметки в 1 млн, а максимальное количество участников видеоконференции выросло до 25 человек в версии 1.0. В июле Zoom Video Communications начала сотрудничать с поставщиками программного обеспечения для совместной работы, в частности, Redbooth. А так же выпустила программу под названием Works with Zoom совместно с Logitech, Vaddio и InFocus. В сентябре компания привлекла 6,5 млн долларов от Horizon Ventures и других инвесторов. К тому времени в ее программе было зарегистрировано 3 млн пользователей.
Инвестиции в размере 30 млн долларов Zoom получила в феврале 2015 года от Emergence Capital, Horizons Ventures, Qualcomm Ventures и ряда частных лиц. Тогда количество пользователей выросло до 40 млн человек, включая 65 тыс. компаний. По итогам 2015-2016 годов компания интегрировала свой продукт со Slack, Salesforce и Skype for Business. В октябре 2015-го она выпустила версию 2.5, в которой максимальное количество участников видеоконференции было увеличено до 50 для частных пользователей и до 1000 для бизнеса.
В январе 2017 года Zoom Video Communications привлекла 100 млн долларов от Sequoia Capital, в апреле того же года она запустила приложение для телемедицины, а в мае анонсировала интеграцию Zoom с системой конференц-связи Polycom и несколькими популярными онлайн-календарями, в том числе Microsoft Outlook, Google Calendar и iCal. С сентября компания стала проводить ежегодные конференции пользователей под названием Zoomtopia.
Первая проблема сервиса вскрылась в 2018 году, когда была обнаружена уязвимость, позволявшая неавторизованным пользователям внедряться в конференции и подделывать сообщения участников собрания и удалять пользователей из беседы. Весной 2019 года специалисты по безопасности обнаружили в приложении Zoom для MacOS еще одну «дыру», которая позволяла вредоносным сайтам насильно добавлять пользователей в конференцию и активировать их веб-камеру. Эта проблема затронула даже тех, кто удалил Zoom со своего Mac. Это вынудило Apple выпустить патч безопасности. Zoom в свою очередь изменил способ предоставления разрешений для подключения к конференциям. Впрочем, эта ситуация не повлияла на позиции компании, сделав его к концу 2019 года одним из самых популярных бизнес-инструментов, а также самым быстрорастущим.
В том же 2019-ом, в апреле, Zoom Video Communications провела IPO и стала публичной. Стоимость ее акций в ходе первого дня торгов выросла на 72%, после чего Dropbox инвестировала в бренд 5 млн долларов.
В начале марта 2020 года прирост новых клиентов сервиса оставил 61% и даже обогнал TikTok по количеству скачиваний в AppStore. А затем случился громкий скандал с утечкой пользовательских данных. 4 апреля СМИ сообщили, что тысячи личных видео из Zoom были выложены в Сеть для открытого просмотра и обвинили компанию в безалаберном отношении к конфеденциальности своих пользователей. Во время самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, многие люди перенесли в формат видеозвонков даже личные взаимодействия. Вместе с этими материалами были раскрыты лица людей и их голоса.
Комментируя ситуацию, представители Zoom Video Communications сказали, что сервис предоставляет хостам безопасный и надежный способ хранения записей, а также инструкции о том, как пользователи могут повысить безопасность своих вызовов. Они добавили, что в случаях, когда организаторы собраний решат выложить запись в общий доступ, они должны быть бдительными и предельно осторожными, а также соблюдать прозрачность по отношению к участникам беседы, уведомляя их о публикации видео в общий доступ.
Позже Эрик Юань принес извинения за то, что сервис не соответствует ожиданиям пользователей в отношении конфиденциальности и безопасности, и заявил, что компания направит усилия своих инженеров на устранение этих недостатков. В своем блоге он опубликовал запись о том, что сервис используется гораздо шире, чем он предполагал, когда основал компанию в 2011 году. «Мы не разрабатывали продукт с предвидением, что в течение нескольких недель каждый человек в мире вдруг начнет работать, учиться и общаться дома», – написал он в оправдание. По его словам, люди начали использовать видеосервис неожиданными способами, которые поставили перед компанией проблемы, которых никто не ожидал при создании платформы.
После того случая эксперты по безопасности предложили Юаню внедрить новый алгоритм присвоения имен к видеозаписям, чтобы их было труднее найти в поисковых системах. Дело в том, что некоторые поисковые системы осуществляют поиск по открытым облачным хранилищам. Проблема заключалась в том, что при разработке сервиса инженеры обошли некоторые общие функции безопасности других программ видеочата, такие как требование, чтобы при сохранении видеозаписи использовались уникальные имена файлов. Эксперты высказали предположение, что бреши в системе безопасности Zoom могут позволить незнакомцам украсть информацию о входе в систему, просмотреть сообщения и взять под контроль камеры и микрофоны пользователей.
Пандемия коронавирусной инфекции стала для Zoom Video Communications счастливым билетом. Общемировой локдаун, из-за которого компании по всему миру перевели сотрудников на удаленную работу, не лишил людей главной потребности в коммуникации. А Эрик Юань вовремя сделал премиум-возможности Zoom бесплатными для каждого клиента. Итогом такой политики стал многократный прирост подписчиков. В пандемию количество ежедневных подключений к приложению превышало 200 млн.
В мае 2020 года Zoom приобрела компанию Keybase, которая занималась проектами в сфере end-to-end шифрования. В июле того же года она анонсировала выпуск своего первого HaaS-продукта (hardware as a service), объединив в нем свое ПО для видеоконференций с оборудованием от сторонних разработчиков, таких как DTEN, Neat, Poly, and Yealink. В июле компания представила Zoom for Home – линейку продуктов, разработанную специально для удаленной работы из дома. А месяц спустя она выпустила Zoom for Home - DTEN ME, представлявший собой 27-дюймовый дисплей с тремя широкоугольными камерами, 8 микрофонами и предустановленным ПО Zoom.
В декабре 2020 года журнал Forbes оценил состояние Юаня в 17 млрд долларов, а Zoom получил звание главного сервиса года.
Несмотря на явные проблемы с безопасностью, люди все равно продолжают делать выбор в пользу Zoom, а не сторонних сервисов конкурентов. Пользователи сервиса рассказывают, что основная причина, по которой они его любят, кроется в том, что максимальная задержка во время разговора не превышает 150 мс.
В июне 2021 года Zoom приобрела Kites, занимающуюся разработкой программ для языковых переводов на основе AI. Генеральный директор Zoom не позволил успеху вскружить голову. За годы работы в приложении постоянно добавляются новые функции. Эрик Юань понимает, что работа на опережение — единственная возможность оставаться на рынке. В 2021 году выручка компании составила 2,65 млрд долларов, в 2022 – 4,1 млрд долларов, в 2023 году – 4,39 млрд долларов.
В мае этого года стало известно, что Zoom Video Communications почти на 20% сократила маркетинговые расходы, то есть с 422,5 млн долларов до 348 млн долларов. Чистая прибыль в феврале-апреле 2024 года составила 216,3 млн долларов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.