Игровая коробка: история Xbox

В 1990-х годах Microsoft задумалась об активном участии в игровой индустрии

Во второй половине 1990-х годов на рынке игровых приставок господствовали Sony, Nintendo и SEGA. Microsoft решила внедрить Windows в консоли того времени и на ее эксперимент согласилась только SEGA, добавив в Dreamcast специальную версию Windows CE. Идея оказалась неудачной, но энтузиазм Microsoft не угас, а ее инженеры извлекли полезные уроки из той ситуации.

Интересно, что изначально Биллу Гейтсу не понравился план по реализации и продвижению консоли, о чем рассказал один из создателей оригинальной Xbox Эд Фрайс в интервью IGN в 2016 году. Но по итогам продолжительного совещания все-таки дал добро, ресурсы и свое благословение проекту.

Впервые консоль, получившая лаконичное имя Xbox, была представлена публике 9 марта 2000 года на GDC лично Биллом Гейтсом. Xbox долгое время было рабочим названием. Итоговое название могло быть совсем другим. Среди рассматриваемых вариантов были IS1 (Interactive System In One), AIO (All In One) и TSO (Three, Six, Zero).

Xbox вернулась на CES 2001 года, где Биллу составил компанию Дуэйн Скала Джонсон. Вновь и вновь звучали фразы о новом поколении игр и невиданной мощи системы. Чудо-коробка была способна даже выводить картинку в настоящем Full HD. 

В качестве программной основы выступила Windows 2000, обернутая в специально разработанный пользовательский интерфейс Xbox Dashboard.

Приставка казалась ближе к классическим ПК по своему устройству, что породило множество слухов: от возможности менять в консоли отдельные комплектующие до простой эмитации Xbox на компьютере. Правда, рабочего эмулятора так и не соорудили. Отчасти, вероятно, потому, что у приставки не появилось действительно мощных эксклюзивов, ради которых энтузиастам стоило стараться.

 Microsoft не прогадала с покупкой эксклюзивности Halo для своей новой консоли. Хотя вряд ли корпорация тогда предполагала, каких высот франшизе суждено достичь. 

Релиз Xbox вышел в ноябре 2001 года в США, а до остального мира новинка добралась в начале 2002 года. В первую линейку игр вошли Combat Evolved, Project Gotham Racing, Fable, Forza. 

Благодаря вычислительной мощности Xbox мультиплатформенные проекты выгоднее смотрелись именно на нее. Кроме того, новичок на рынке пытался стать больше, чем просто еще одной игровой приставкой. Оригинальная Xbox задала многие тенденции современной индустрии. Например, разработчики сделали упор на социальную составляющую игр: служба Xbox Live позволяла легко организовать сетевой матч, а Xbox Arcade опередила Steam с идеей цифровой продажи проектов. 

Менее чем за 5 лет удалось реализовать 24 млн устройств — отличный старт для новичка в консольной индустрии. Только PlayStation 2 осталась недосягаемой. 

Если первая Xbox догоняла продукцию Sony, то к следующему поколению они уже смотрелись равными соперниками. Хотя у Sony было огромное количество покупателей, ведь PlayStaion 2 — самая продаваемая консоль всех времен более чем со 158 млн проданных экземпляров

В мае 2005 года на MTV анонсировали первые детали о новинке Xbox. Сделал это известный актер Элайджа Вуд, Microsoft любит привлекать голливудских звезд для продвижения. Xbox 360 вышла практически на год раньше PlayStation 3 - в ноябре 2005 года.

С Xbox 360 Microsoft собралась серьезно зайти на японский рынок, однако, из запланированных 86 млн Xbox 360 в Японии было продано лишь 1,6 млн.

Выпуск Kinect показал, что разработчики хотят делать что-то новое и необычное. Интерес к сенсорному управлению вызван огромным успехом Nintendo Wii. Microsoft сделала так, что игрокам вообще не надо было держать в руках контроллер.

Xbox 360 продолжила делать ставку на социальную сторону игр. Сервис Live получил закономерное развитие и стал лучшим игровым сервисом, позволив собирать статистику и организовывая матчи. С выходом новой консоли Live разделился на типы подписок Silver и Gold. Последний был нужен для сетевой игры и оказался платным.

Кроме того, Xbox 360 стал отличной стартовой площадкой для многих популярных франшиз, наприари, для Mass Effect.

За 2 поколения игр дерзкий новичок на рынке поравнялся с, казалось бы, недостижимым лидером индустрии.

Седьмое поколение консолей закончилось таким мощным противостоянием, что игровое сообщество предвкушало следующий виток развития.

В 2013 году мир впервые увидел новую Xbox. Microsoft организовала отдельную презентацию для Xbox One, вне всяких крупных выставок. Однако, если Xbox 360 была игровой консолью с множеством дополнительных функций, то Xbox One позиционировался как медиацентр для гостиной с возможностью играть.

Одним из переломных моментов в истории Xbox стал анонс обратной совместимости на конференции Е3 2015. Каждый проект требовал тщательного тестирования и определенных доработок, однако, результат того стоил: теперь Xbox One позволяла играть в несколько сотен проектов как с Xbox 360, так и с оригинальной Xbox, что заметно расширило общую библиотеку доступных проектов.

Подписка Xbox Game Pass за фиксированную месячную плату позволяла играть в огромное количество игр из обширной библиотеки, причем все новинки внутренних студий Microsoft попадали в нее одновременно с релизом.

Microsoft следит за тенденциями на рынке и старается перенимать и развивать интересный опыт. Не ускользнул от команды и тренд на облачные технологии. С помощью сервиса xCloud в любой проект из обширной библиотеки Xbox One можно играть прямо на телефоне. Но корпорация пошла дальше и использовала облака для разных целей. Например, разработчики игр с помощью xCloud получают доступ к девкитам Xbox One прямо из дома. 

Цль Xbox — дать множество инструментов для подключения к платформе. Будь у вас лишь телефон с интернетом, консоль рядом с телевизором или навороченный ПК.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤