Джузеппе Borsalino создал любимый аксессуар для гангстеров
Шляпы бренда стали культовой частью гардероба мужчинКто-то может не знать название итальянского бренда Borsalino, но созданные его мастерами шляпы мы видели наверняка. Их носил известный актер Марчелло Мастроянни в кинофильме «Восемь с половиной», гениальный Жан-Поль Бельмондо в фильме «На последнем дыхании» и надевал Хамфри Богарт в ставшим классикой фильме «Касабланка». Позже этот фасон неоднократно демонстрировали на красных дорожках и в кино Майкл Джексон, Джонни Депп, Леонардо Ди Каприо и Мадонна. Как удалось итальянцу Джузеппе Борсалино в небольшом ателье еще в середине XIX века разработать столь популярный фасон?
Джузеппе родился в бедной семье в провинции Печетто-ди-Валенца на севере Италии в Пьемонте. В 30 лет он уехал в Алессандрию, где в течение 4 лет работал учеником шляпника. В 1850-м Борсалино уехал во Францию, чтобы освоить там искусство производства шляп. Через 6 лет он стал дипломированным мастером и вернулся в Италию, а в 1857 году открыл шляпную мастерскую в Алессандрии. В 1860 году Джузеппе решил значительно расширить производство и купил в Великобритании несколько машин для изготовления шляп. В следующем году на его предприятии работало 60 работников, производивших в день 120 шляп. В 1870 году число работников компании возросло до 180, а суточное производство достигло 410 штук. В 1874 году Борсалино открыл одну шляпную фабрику в Генуе, а в 1880 году – ещё одну фабрику в Вероне, где производились шляпы на экспорт.
В 1888 году компания переехала на новое место и открыла мануфактуру, которая стала штаб-квартирой Университета Алессандрии и Музея Борсалино. В 1896 году в компании работали 1000 рабочих, производивших около 1360 шляп в день. В 1900 году компания получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже, что способствовало росту популярности бренда в мире. В том же году Джузеппе Борсалино умер. Управление компанией взял на себя его сын Терезио Борсалино. К этому моменту на предприятии работали уже тысячи рабочих, а ежегодное производство шляп составляло 1 млн штук.
Компания продолжала расти. В 1913 году здесь работали более чем 2500 рабочих, а производство достигло более чем 2 млн шляп.
Покупателям полюбился фасон с характерными ямочками по бокам шляпы, которые не только обеспечивали великолепную посадку, но и помогали лёгким движением руки приветствовать дам.
Очевидно, у итальянцев есть встроенный датчик безукоризненного вкуса в одежде, аксессуарах. Если женщинам, стремящимся к элегантности, Коко Шанель завещала маленькое черное платье, то мужчинам эксперты настоятельно рекомендуют носить именно шляпу Borsalino. Это тот случай, когда итальянская фамилия прославилась на весь мир и стала нарицательным наименованием на все времена.
Теперь в переводе с фешен-языка «борсалино» – это аутентичность, вневременной стиль, дорогостоящие материалы, эксклюзивность моделей и идеальная посадка.
В 1920 году бренд выпустил первую рекламу, и вскоре шляпа стала хитом среди голливудских небожителей. Наряду с плащами макинтош она ассоциировалась с лихими, обаятельными и притягательными мужчинами.
Руководство Borsalino поручило одним из самых влиятельных художников того времени разрабатывать свою рекламу. На протяжении всей истории бренд из Алессандрии поддерживает постоянные отношения с миром искусства.
В 1930-х годах, неожиданно для компании, гангстеры стали частью целевой аудитории бренда. Шляпа превратилась не только в символ достатка, но и крутизны, составляющей костюмы в гангстерских фильмах, таких, например, как «Лицо со шрамом» и «Братья Блюз».
А в 1970 году вышел фильм с говорящим названием «Борсалино» с Аленом Делоном и Жан-Полем Бельмондо, и логотип марки появился на каждом постере к фильму.
Несмотря на то, что борсалино продаются в бутиках на самых модных улицах мира, компания оказалась на грани банкротства в 2019 году. Жители Алессандрии буквально спасли легендарную марку, они добились того, чтобы «Борсалино» признали неотъемлемой частью итальянской истории.
Демонстрации и запущенный в соцсетях хештег в поддержку компании #saveborsalino спасли компанию от банкротства.
Новое руководство нашло выход из кризисной ситуации и вывело корпорацию на другой уровень, не изменив главному – традициям и уникальному качеству.
Купить шляпу марки Borsalino – значит совершить грамотную инвестицию в современный элегантный гардероб, который можно передать по наследству. Шляпы этой марки изготавливают вручную из дорогостоящих материалов, поэтому цены на эксклюзивные модели могут достигать и 2000 евро.
Шляпа из шерсти викуньи, выпущенная к 160-летию компании, стоит почти 2000 евро. В комплекте: дизайнерская коробка с зеркалом и специальная щетка.
В интернет-магазине Hats and Caps представлены более бюджетные модели. Рекомендуется носить шляпу чуть надвинутой на лоб, оставляя 1 сантиметр над ухом. Надевать и снимать шляпу двумя руками, прикасаясь только к полям. За выемки на тулье брать только в исключительных случаях: к примеру, для приветствия дам. Аксессуар из нежной шерсти требует к себе особого уважения, поэтому транспортировать его лучше на голове, либо в твердой коробке, которая сохранит совершенную форму шляпы.
В некоторых моделях марки предусмотрен резиновый шнурок с небольшой петелькой, которая крепится к пуговице ворота рубашки. Механизм был разработан на случай ветреной погоды: чтобы люксовый аксессуар остался на джентльмене. Модель Montecristi изготавливают под водой, так волокна плотнее прилегают друг к другу. Производители утверждают, что процесс изготовления одной такой шляпы занимает около 6 месяцев. Эта иконическая модель Borsalino стоит 1500 евро.
Для смешивания волокон по-прежнему используют старинную технологию soffiatrice, поэтому создание одного аксессуара может занимать от нескольких недель до полугода.
Логотип Borsalino сегодня можно увидеть не только на фетровых, но и на соломенных шляпах, вязаных шапках и даже ушанках. В романе «Шантарам» описана схема проверки подлинности шляпы борсалино: если её можно свернуть и продеть сквозь обручальное кольцо, которое вы носите на пальце –перед вами оригинал. Музей компании хранит около 2 тыс. лучших шляп, выпущенных фирмой с 1857 года до наших дней.
В 2017 году в честь 160-летия бренда Министерство экономического развития Италии признало «Борсалино» одним из достижений нации, теперь изображение шляпы красуется на почтовой марке в 0,95 евро.
В июле 2019 года легендарный бренд оказался на пороге банкротства. Жители Алессандрии, где расположена фабрика, и поклонники марки обратились за помощью ко всем неравнодушным, чтобы сохранить легендарный символ мировой культуры.
В Твиттере был запущен хештег #saveborsalino, также был организован флешмоб для привлечения внимания к проблеме. Алессандрия — небольшой городок в 80 километрах от Милана. Мануфактура продолжает работать, при ней есть уютный магазинчик, где можно купить шляпу по особой цене. Иногда вдвое дешевле, чем в Милане, где у бренда целых три магазина и шоурум.
Первый крохотный бутик находится при входе в галерею Виктора Эммануила II, самом известном торговом пространстве Италии. Это место сами итальянцы считают излишне туристическим и редко в него заглядывают. На via Sant’ Andrea расположены отдельно друг от друга женский и мужской бутики, а также шоурум, где байеры заказывают следующие коллекции.
Примечательно то, что торговую марку Borsalino ранее приобрел француз швейцарского происхождения Филипп Камперио. А агентство, которому принадлежат фабрика и торговые площади, было выставлено на аукцион. Могло случиться так, что компания потеряет право использовать свое легендарное имя. Но меньше чем два месяца назад торги закончились позитивно. Полноправным владельцем компании Borsalino стал фонд Haeres Equita, принадлежащий Камперио. Филиппа часто можно встретить в бутике на Sant’ Andrea и пообщаться с ним лично.
Шляпы от Borsalino - удовольствие не из дешевых, потому что производятся вручную из дорогостоящих материалов. Цены стартуют от 360 евро. Самая дорогая шляпа, из шерсти викуньи выпущена ограниченным тиражом к 160-летию марки, стоила 1950 евро и продается в специальной коробке для путешествий. Внутри зеркало и аксессуары для ухода.
Обычно шляпы производят из кроличьей или заячьей шерсти. Летние модели плетут из пальи — это ветки пальмового дерева. Делают это в Эквадоре. Придание формы и окантовку выполняют уже в Италии — это финишная обработка и одна из самых сложных частей работы.
Руководство бренда в 2019 году решило «омолодить» аудиторию марки, увеличить объем продаж на мировом рынке и вернуть своему продукту былую популярность.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.