Как Subway стал легендарной франшизой
Основатель бренда Фред ДеЛюка начал с малогоИстория бренда началась в 1965 году, когда его основатель Фред ДеЛюка открыл своё дело. Фред родился 3 октября 1948 года в Нью-Йорке. Его родители Сальваторе и Кармела ДеЛюка иммигрировали из Италии, и жили довольно бедно. Когда Фреду был 13 лет, семья переехала в Бриджпорт, штат Коннектикут, где мальчик окончил среднюю школу.
Как и многие люди, впоследствии ставшие великими бизнесменами, Фред начал проявлять предпринимательские способности и взрослую самостоятельность еще в детстве. Будучи десятилетним мальчиком, он уже организовал собственный маленький бизнес: собирал в окрестностях своего дома пустые бутылки и сдавал их, а также приобщал к этому друзей. Деньги он получал совсем небольшие, зато свои.
Фред рос, а тяга к зарабатыванию собственных денег только повышалась. В подростковом возрасте он уже занимался доставкой утренней ежедневной прессы на велосипеде. Благодаря своим рационализаторским способностям, заложенным в нем с рождения, он оптимизировал план своего маршрута и мог легко объехать более чем 400 домов всего за несколько часов.
Перед тем, когда Фреду пришло время поступать в колледж, его семья переехала в штат Коннектикут. ДеЛюка лелеял мечту стать врачом, но из-за трудного финансового положения его родители не могли оплачивать ему учебу. Фреду приходилось самому пытаться заработать. Он работал в магазине, однако, мизерная заработная плата продавца не смогла существенно изменить его материального положения.
Как бы то ни было Фред поступил в Университет Бриджпорта и окончил его с престижной степенью бакалавра в области науки и искусства.
Многое в судьбе Фреда решил друг его отца доктор Питер Бак, который приехал к ним погостить в середине 1960-х годов. Вникнув в денежную проблему Фреда, он, во-первых, дал ему простой совет, который впоследствии оказался очень ценным. Совет заключался в продаже сэндвичей, которые были очень популярной едой. Во-вторых, Бак стал спонсором первой закусочной, заняв Фреду 1000 долларов на развитие бизнеса. Этих денег вполне хватило, чтобы открыть маленькое заведение по продаже сэндвичей в Бриджпорте.
Фред придумал для него название «Субмарины Питера» (Pete’s Submarines), в котором объединил имя Питера Бака, благодаря которому все и началось, и название популярных на то время видов сэндвичей – «субмарин». Их так называли благодаря характерной вытянутой форме. К слову, именно такие «сэндвичи-субмарины» можно и сейчас купить в сети Subway.
В первый же день работы кафе посетителей было много, чего никак не ожидал его молодой владелец. В первый же день Фред продал 312 сэндвичей, каждый из которых стоил от 49 до 69 центов. С одной стороны он радовался с другой - было тяжело, поскольку тогда пришлось самостоятельно заниматься приготовлением сэндвичей, нарезая овощи и другие продукты самым дешевым ножом на простенькой кухне. Чтобы не потерять покупателей, работать нужно было быстро, с чем Фред, несомненно, справился.
Позже в своей книге «Начни с малого. Правила ведения бизнеса от основателя Subway» Фред признался, что на момент открытия своего дела он был полным профаном в пищевой промышленности и понятия не имел о том, как приготовить сэндвич.
Несмотря на отсутствие опыта, молодость и мизерный стартовый капитал, ДеЛюка понимал важность рекламы, поэтому незамедлительно пустил рекламный аудиоролик на местных радиостанциях. Впервые услышав рекламу своего заведения по радио, Фреду не понравилось, как из уст ведущего звучит название кафе. По звучанию фраза pete’s submarines напоминала pizza marines, и поэтому многие могли ошибочно подумать, что в кафе продается не что иное, как пицца. Немного поразмыслив, Фред решает изменить название, превратив его в Pete’s Subway. Через время приставка Pete’s уже перестает использоваться, и название становится коротким, но емким – Subway.
Второе и третье открытое заведение нельзя было назвать успешными. Несмотря на удачу первого кафе, в них посетители ходили мало, соответственно, доход был мизерный. Фред влез в долги. Однако довольно быстро он исправил свою ошибку, начав открывать последующие заведения в более удачных местах и оптимизируя все бизнес-процессы. Долги были возвращены, а сеть начала стремительно расти.
С момента открытия первой закусочной Subway, которую называли забегаловкой, потому что другое название этому заведению не подходило, и на протяжении последующих 10 лет было открыто уже 30 заведений Фреда Де Люка. Их уже по праву можно было назвать ресторанами быстрого питания, так как их облик и обслуживание значительно отличались от первоначального заведения Subway.
В те годы в Америке активно развивался франчайзинг, и Фред Де Люка вместе с его наставником Питером Баком решили также приобщить свой бизнес к идее франчайзинга. Они стали продавать франшизу другим предпринимателям, тем самым расширяя свой бизнес и давая возможность заработать другим. Сейчас компания Subway заслуженно считается ярчайшим примером идеального воплощения франчайзинга в жизнь. Практически ни одна статья о франчайзинге не обходится без упоминания бренда Subway. А популярное издание Enterpreneur присвоило Subway звание «лучшей франшизы для молодых бизнесменов».
Первый ресторан вне Америки был открыт в 1984 году в Бахрейне. Увидев, что бренд Subway имеет успех и за пределами США, Фред начал активно продавать франшизы и в другие страны. В 1987 году появился юбилейный, тысячный по счету ресторан быстрого питания Subway.
Период с 1990-го по 2000 год стал очень прибыльным. Франшизы Subway покупались с немыслимой скоростью, и каждый год появлялось более 1000 новых точек продаж.
Фред Де Люка стал первым, кто начал создавать бизнес «под ключ». Помещение, сырье, оборудование, обучение персонала – всё это он предоставлял своим франчайзи.
Фред Де Люка всегда приветствовал любые нововведения, которые предлагали ему франчайзи. Он не ограничивал их свободу действий, что и позволило привлечь к бизнесу максимальное количество предпринимателей.
Грамотная рекламная кампания поспособствовала повышению популярности сэндвичей среди потребителей. Многие люди стали гораздо чаще покупать именно сэндвичи, а не гамбургеры и другую подобную еду.
Франшиза Subway предполагает довольно низкие расходы на старт бизнеса, по сравнению с другими франшизами ресторанов быстрого питания. Нет необходимости оборудовать кухонное пространство, так как сэндвичи готовятся прямо на глазах у посетителей, а ингредиенты для них находятся за стеклянной витриной. Сама идея именно такого обслуживания также сыграла на руку владельцам сети, так как посетители хотят видеть, как и из чего готовят их заказ.
Франчайзи в разных странах позволяется самостоятельно изменять меню в соответствии со спецификой жителей и их пожеланиями. Например, в восточных странах не едят свинину, поэтому такие сэндвичи там не продаются. Там, где местные жители склонны употреблять много рыбы, меню расширяется именно в отношении рыбных ингредиентов.
Перед тем, как начать деятельность, все франчайзи проходят специальное обучение. В основном оно касается того, как эффективно управлять рестораном быстрого питания. Интенсивный курс обучения длится две недели.
Сейчас основными конкурентами Subway в мире являются такие бренды, как McDonald’s, Burger King и 7-Eleven, однако Subway, похоже, даже и не думает уступать им позиции лидерства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.