История о том, как Карл Lagerfeld сделал высокую моду доступной каждому
Легендарный кутюрье стал первым модельером, заключившим сотрудничество с немецким масс-маркет-брендомКарл Лагерфельд родился в 1938 году в немецком городе Гамбурге, а в 1952 году переехал в Париж. Спустя 2 года он впервые привлек внимание модной индустрии, выиграв приз в конкурсе International Wool Secretariat за дизайн шерстяного пальто.
В конце 1950-х Лагерфельд стал художественным директором модного дома Jean Patou, а в 1964-м отправился в Италию, чтобы изучать историю искусства. Чуть позже он возглавил модный дом Chloе, где создавал образы, которые были элегантными и вместе с тем современными и молодежными. Многие из его брендовых коллекций имели эстетику ар-деко и пестрили большим количеством принтов. Но Карл не останавливался на одном бренде, будучи внештатным дизайнером для многих других компаний, в том числе Valentino, Krizia и Ballantyne.
В 1965 году он присоединился к итальянскому дому моды Fendi для модернизации меховой линейки марки. Работы дизайнера оказались революционными для индустрии. Лагерфельд начал использовать в своих образах шкурки кроликов, белок и кротов, хотя раньше их мех не ассоциировался с высокой модой. Он также придумал логотип Fendi, который сегодня является самым известным символом модного дома.
Лагерфельд покинул Chloе в 1983-м ради должности креативного директора Chanel и в том же году представил свою первую коллекцию, созданную для бренда. Дизайнер соединил наследие Коко Шанель с современными веяниями, акцентируя внимание на «тотал-луках» и экспериментируя с фасонами и текстурами.
Через год он создал торговую марку Karl Lagerfeld, оставаясь креативным директором этих трех брендов до конца своей жизни.
Собственную компанию Карл Лагерфельд основал в 1975 году. Как заявлял модельер, в основу бренда Karl Lagerfeld положена интеллектуальная сексуальность. Силуэт профиля модельера стал основой логотипа Karl Lagerfeld.
Первая коллекция была исключительно мужской. В 1987 году права на бренд приобрела французская компания Cora-Revillon, которая после слияния стала частью Vendome Group. 10 лет спустя из-за низких показателей продаж и больших финансовых убытков Vendome вернул права на товарный знак Лагерфельду.
В 1990 году Лагерфельд расширил производство до рынка парфюма, выпустив мужской аромат Lagerfeld Photo, а в 1994-м — женский Sun Moon Stars. Позже к ним добавились Jako, Lagerfeld Femme и Lagerfeld Man.
Женская линия под названием Lagerfeld Gallery появилась в конце 1990 годов. При поддержке дизайнера Андре Путман Лагерфельд открыл в Париже и Монако бутики женской одежды, в которых продавались как одежда Karl Lagerfeld, так и книги, фотографии, вещи из Fendi. Вскоре дизайнер начал представлять свои женские коллекции на модных показах. А к середине 2000-х под брендом Lagerfeld Gallery выходили и мужские коллекции — их кутюрье тоже показывал на Неделе моды в Париже.
Сегодня коллаборации домов моды вполне привычны, но в 2004 году это не было нормой. Карл Лагерфельд стал первым модельером, заключившим сотрудничество с немецким масс-маркет-брендом H&M. Успех этого партнерства заложил основу для будущих межбрендовых коллабораций.
В рамках сотрудничества появилась капсульная коллекция мужской и женской одежды в черно-белой цветовой палитре. В число совместных айтемов вошли футболки с портретом Лагерфельда, строгие двубортные пальто, легкие полупрозрачные платья и блузки, блестящие пиджаки и узкие брюки. Коллекция, представленная в гораздо более доступном ценовом сегменте, чем другая продукция кутюрье, была раскуплена в первый же час продажи.
В 2005 году бренд Лагерфельда вместе со всеми лицензиями приобрела американская компания Tommy Hilfiger, которая занялась выведением его на рынок аксессуаров: у Karl Lagerfeld появилась линейка фирменных очков, сумок и обуви. При этом Лагерфельд сохранил за собой пост креативного директора и полный контроль над коллекциями.
В 2006 году новый владелец Karl Lagerfeld прекратила создавать молодежную линейку, чтобы модельер сфокусировался на коллекциях RTW. Тогда же свои двери закрыли бутики Lagerfeld Gallery в Монако и Париже.
Премиальная женская одежда под тем же названием была переименована в Lagerfeld Collection, а ее мужское направление перестало существовать. В том же году были запущены 2 более доступные марки Karl Lagerfeld для женщин и KL Lagerfeld для мужчин. Тогда же Лагерфельд запустил свою первую линейку денима — K Karl Lagerfeld.
Модельер самостоятельно разрабатывал образы для Lagerfeld Collection в Париже, а дизайнерская команда Tommy Hilfiger занималась ассортиментом бренда Karl Lagerfeld в Нью-Йорке. Lagerfeld Collection выходила преимущественно в черных тонах, повторяя личный стиль самого модельера. В силуэтах отчетливо отражалось влияние стиля Лагерфельда с высокими воротниками, приталенными костюмами и кожаными вставками.
Одежда, созданная в США, стоила в 2 раза дешевле парижской коллекции. Однако привычные представления модной индустрии о том, что коллекции по более доступной для массового покупателя цене негативно влияют на репутацию брендов высокой моды, не пугали Лагерфельда. Позже главная линейка бренда Lagerfeld Collection была переименована в Karl Lagerfeld, и на парижской сцене вновь появились показы ее коллекций.
В сентябре 2010 года Лагерфельд отменил показ коллекции Karl Lagerfeld, который должен был пройти в рамках октябрьской Недели моды в Париже. Вместо этого он решил сфокусироваться на создании нового бренда под названием Karl в более доступном сегменте «престижа для масс». В рамках сезона FW 2012 модельер представил дебютную коллекцию мужской одежды этого бренда.
Прошло еще 3 года, и у Лагерфельда осталось только две линейки — Karl Lagerfeld, производящая мужскую и женскую одежду, и мужская марка Lagerfeld. В Париже открылся первый магазин Karl. Британская корпорация Apax Partners, на тот момент владеющая брендом, и генеральный директор Karl Lagerfeld Пьер Паоло Риги решили репозиционировать бренд в сегмент доступной роскоши и расширить розничную продажу в Европе и Азии. Это привело к открытию десятков магазинов бренда в разных странах.
Детский бренд Karl Lagerfeld Kids Лагерфельд создал в 2015 году, его первая коллекция насчитывала 140 айтемов. Тогда же компания начала вновь развивать свой бизнес в Северной Америке.
Еще одним сотрудничеством премиального бренда стала коллаборация с Vans в 2017 году. Результатом партнерства стала коллекция классических моделей Vans, переосмысленных через призму неподражаемого стиля Карла Лагерфельда.
В капсулу из 12 предметов вошли свитшоты с кобрендингом, футболки с портретом Лагерфельда, бомбер с рукавом реглан, рюкзак из премиальной кожи и кепка с козырьком в шашечку. Лагерфельд также поработал над шестью парами обуви Vans.
В начале 2018-го коллекции Karl Lagerfeld и Lagerfeld были объединены в одну марку. В своем современном виде бренд в значительной степени опирается на детали образов, созданных самим Лагерфельдом, используя в одежде его мультяшные карикатуры, образ его кошки Шупетт, паттерны с лицом модельера и принты с его подписью. В том же году Лагерфельд объединился со спортивным брендом Puma: партнеры создали две пары модели Suede, дополненные фирменными чертами дресс-кода дизайнера.
В феврале 2019 года Карл Лагерфельд ушел из жизни, ему было 86 лет. Пост креативного директора бренда Karl Lagerfeld занял Хан Ким, Карл самостоятельно выбрал его для этой должности, впечатлившись его эскизами, дизайнерскими разработками и новаторским видением.
В мае 2019 года состоялась еще одна коллаборация Karl Lagerfeld x Puma. В новую коллекцию, запечатлевшую игривую натуру ушедшего из жизни дизайнера, вошли два совместных силуэта кроссовок.
Унисекс-модель Puma Roma была изготовлена из мягкой черной кожи и покрыта веселым рисунком в горошек. Голенище окантовано синей подкладкой. Женские кроссовки Roma Amor с высокой белой мидсолью и розовыми акцентами тоже украсили узором в горошек. Подошва была дополнена крупным брендингом Karl Lagerfeld, как и боковые панели обеих.
В феврале 2020 года топ-менеджер Karl Lagerfeld Пьер Паоло Риги дал интервью изданию WWD, рассказав о деятельности бренда спустя год после ухода из жизни его создателя. По его словам, вместе с Лагерфельдом они построили бизнес таким образом, чтобы бренд мог жить без него. Пьер Паоло Риги отметил, что за последние 5 лет совокупные темпы годового роста составили около 30%. Продажи продукции достигли 700 млн евро.
Нашумевшей коллаборацией Karl Lagerfeld стало сотрудничество с супермоделью Кайей Гербер. Коллекция одежды, обуви и аксессуаров была пропитана эстетикой Парижа и Лос-Анджелеса. В капсулу вошли боди, украшенное совместным логотипом коллабораторов, двубортный пиджак-платье, худи с брендингом, вязаные свитера, кепки, солнечные очки и кроссовки. Выделяющимся айтемом стали кожаные куртки, вручную окрашенные и дополненные уникальными украшениями, которые были выпущены в лимитированном тираже в 150 штук.
В рамках сезона Fall/Winter 2020 бренд Karl Lagerfeld представил коллекцию Studio KL. В ее ассортименте появились культовые архивные работы модельера из 1990-х годов, воссозданные через призму современных силуэтов и тканей. Так, два черных смокинга с асимметричными лацканами вдохновлены образами из коллекций SS90 и SS91, а черное платье с вырезом и кружевными вставками навеяно дизайном с показа FW93.
Новая коллекция, переосмысленная Хуном Кимом, была создана под руководством консультанта по стилю бренда Карин Ройтфельд. По словам Ройтфельд, эта капсула является идеальным сочетанием прошлого и будущего, отдающим дань вечно актуальной дизайнерской эстетике Лагерфельда.
В число примечательных айтемов релиза входят платья-смокинги, блейзеры и брючные костюмы. Фирменные коды стиля Карла Лагерфельда прослеживаются в классической белой рубашке, кейпе и брюках в тонкую полоску, леггинсах из искусственной кожи и мини-юбке из ткани пике.
В 2022 году дом Karl Lagerfeld начал производить новую линейку одежды для поколения Z. В коллекцию вошли вещи свободного кроя, ярких цветов и моделей унисекс. Линейку Karl Lagerfeld Jeans курировали Хун Ким и «специальная внутренняя команда экспертов по дениму». Цены были ниже, чем в основной линии джинсовой одежды Karl Lagerfeld.
В июле 2022 года коллекцию эскизов Карла Лагерфельда распродали на аукционе Sotheby's. С молотка ушли все лоты, представленные на торгах, а общая выручка составила 350,4 тыс. евро, что превышает первоначальную стоимость рисунков примерно в 3 раза. Самым дорогим лотом оказался эскиз наряда для коллекции модного дома Chloе, сделанный в начале 1970-х, его продали за 40,3 тыс. евро. Самым старым лотом оказалась папка из 25 набросков для Chloе, датированная 1969 годом. Она была продана за 32,7 тыс. евро и включала не только сами эскизы, но и снимки моделей в сшитых по ним нарядах.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.