Революция Tesla: как Илон Маск сделал невозможное

Бизнесмен не имел отношения к компании в то время, когда она появилась на свет

Для кого-то это станет сюрпризом, но Илон Маск не имел отношения к Tesla в то время, когда компания появилась на свет. Ее основали 1 июля 2003 года два инвестора - Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Они сразу решили, что в своем бизнесе сделают акцент на технологии в области программного обеспечения, инновационные электродвигатели и аккумуляторы.

Tesla была неслыханным стартапом. Эберхард и Тарпеннинг замахнулись на выпуск машины, которая должна была доказать всему миру — электрокары нужны не только на поле для гольфа. Однако, они были очень далеки от автомобилестроения и это не могло не сказаться на сроках выпуска первой модели. Партнерам пришлось всему учиться с нуля. Они открыли собственное производство во Фримонте, штат Калифорния, на фабрике площадью 5,5 млн кв. м, которая раньше принадлежала Toyota и General Motors.

Илон Маск присоединился к Tesla, вложив 6,5 млн долларов, и это была самая крупная в нее инвестиция на тот момент. Поэтому бизнесмен стал председателем совета директоров, и он же сделал Tesla тем самым брендом, который знает весь мир.

Согласно плану развития компании, она должна была выпускать дорогие мелкосерийные автомобили, чтобы набраться опыта, понять рынок, а потом производить авто для массовых потребителей.

К 2006 году у Tesla было больше 100 сотрудников. Маск принимал активное участие в работе компании и курировал разработку полностью электрического Roadster и не погружался в текущие бизнес-процессы. Трехфазный четырехполюсный асинхронный мотор на 250 лошадиных сил использовался в качестве двигателя. Презентация первой версии Roadster состоялась в июле 2006 года в аэропорту города Санта-Моника, штат Калифорния, для 350 гостей. В список приглашенных гостей вошли крупные политики, кинозвезды и миллиардеры, в числе гостей был даже на тот момент губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Целью презентации было формирование «Списка ста» — ста первых покупателей автомобиля The Roadster.

Во второй версии авто мощность увеличили до 288 сил, мотор стал более компактный. Цена составила 110 тыс. долларов. Продажи Roadster были скромными: за 4 года было продано 2500 авто. Казалось, что покупатели не понимают, зачем им эта машина. К тому же необходимой для их использования инфраструктуры (зарядных станций) не было.  

Мартин Эберхард (слева) и Марк Тарпеннинг (справа)

В августе 2007 года правление, возглавляемое Илоном Маском, попросило Мартина Эберхарда уйти с поста генерального директора Tesla и предложило должность президента по технологиям. Однако он проработал на этой позиции всего несколько месяцев, окончательно покинув компанию в январе 2008 года. В то же время ушел и Марк Тарпеннинг, который занимал пост вице-президента по электротехнике. Временным генеральным директором стал Майкл Маркс, но через 3 месяца его сменил Зеев Дрори.

Илон Маск сел в президентское кресло после Дрори в октябре 2008 года. А в 2009 году Эберхард подал иск к нему за то, что Маск, якобы, вынудил его уйти из Tesla.

Пока в кабинетах Tesla менялись руководители, что же происходило на производстве компании? В марте 2009 года появилась модель Tesla Model S, которую в 2012 году выпустили на рынок и позиционировали как люкс-седан.

Первый Roadster
Tesla Model S

В июне того же года Министерство энергетики США разрешило Tesla получить займы на общую сумму 465 млн  долларов. Финансирование, являющееся частью программы ссуды на производство автомобилей с передовыми технологиями на сумму 8 млрд долларов, поддержало проектирование и производство седана Model S. Tesla погасила кредит в мае 2013 года с процентами в размере 12 млн долларов.

В июне 2010 года компания стала публичной, выйдя на IPO на NASDAQ. Она стала первым американским автомобильным производителем, который сделал это с тех пор, как Ford Motor Company провела IPO в 1956-м. Tesla выпустила 13,3 млн обыкновенных акций по цене 17 долларов за бумагу и привлекла 226 млн долларов.

Однако компания постоянно сталкивалась со сложностями в производстве, она не успевала выполнять заказы из-за нехватки комплектующих. Например, в 2012 году Tesla выпускала всего 20 Model S в неделю, но уже к 2015 году увеличила мощности до 1 000 автомобилей в неделю.

В январе 2012 года Tesla прекратила производить Roadster, а в июне 2012 года вместе с выходом Model S начала расширять свою сеть зарядных станций. Из-за того, что батарейный блок расположен в полу автомобиля, центр тяжести смещен вниз. Кроме того, машина безопасная, так как аккумулятор добавляет жесткости корпусу. Когда машину тестировали на безопасность в 2013 году, Model S просто сломала тестовый стенд.

В сентябре 2013 года Tesla заняла первое место по продажам новых автомобилей в Норвегии. А Model S была самым продаваемым электромобилем во всем мире 2 года подряд (2015 и 2016). Через год Tesla представила систему помощи водителю Tesla Autopilot, и все автомобили бренда имели датчики и программное обеспечение для ее поддержки.

Анонс и поставка первых автомобилей с набором датчиков и сенсоров началась в середине 2014 года. Tesla уже тогда примерно поняла какой набор сенсоров необходим для автопилота автомобиля и компания начала собирать данные. Но о беспилотниках Tesla поговорим чуть позже.

Революционным шагом для компании стало то, что в апреле 2015-го она вышла на рынок накопителей энергии, представив свои аккумуляторные блоки Tesla Powerwall и Tesla Powerpack. Она получила заказы на сумму 800 млн долларов всего за неделю.

Илон Маск

Tesla начала поставлять свой третий автомобиль - внедорожник Tesla Model X в сентябре 2015 года, получив 25 тыс. предварительных заказов.  

Компанию по продаже и установке систем для производства солнечной энергии SolarCity Tesla купила в ноябре 2016-го за 2,6 млрд долларов. После этого бизнес по установке солнечных батарей был объединен с существующим подразделением Tesla по производству аккумуляторов для хранения энергии. Новую дочернюю компанию назвали Tesla Energy.

Название Tesla, Inc. взамен Tesla Motors появилось в феврале 2017 года. Оно отражало масштабы расширенного бизнеса, который включал производство электромобилей, аккумуляторных систем хранения энергии и производство солнечной энергии.

Вскоре после этого Илон Маск задумал сделать Tesla частной компанией, но этому плану не суждено было сбыться, на компанию обрушился шквал из критики судебных исков, включая обвинение Комиссии по ценным бумагам и биржам США в мошенничестве с ценными бумагами со стороны.

В ноябре 2017 года дебютировал прототип электрической фуры Semi. Она имеет дальность хода на одном заряде в 806 километров — при полной полезной загрузке в 36 287 килограмм. В том же году презентовали новый суперкар Tesla Roadster II, который стал идеологическим преемником первой модели Roadster. Одноименный концепт-кар оснащен тремя электромоторами и может разгоняться до невероятных 400 км в час.

Tesla Semi
Tesla Roadster II

Свой первый завод Gigafactory за пределами США Tesla открыла в Шанхае, это произошло в 2019 году. Giga Shanghai был первым автомобильным заводом в Китае, полностью принадлежащим иностранной компании, он был построен менее чем за 6 месяцев. В следующем году Tesla также начала строительство новой гигафабрики в Берлине и еще одной в Техасе.

Гигафабрика Tesla

Во второе десятилетие XXI века Tesla вошла как американский автопроизводитель, побивший рекорд по уровню рыночной капитализации: к январю 2020 года она составила 86 млрд долларов. В июле компания достигла оценки в 206 млрд долларов, опередив Toyota (202 млрд долларов), и стала самым дорогим автопроизводителем в мире по рыночной капитализации.

В декабре 2020-го Tesla включили в фондовый индекс S&P 500. Это была крупнейшая из когда-либо добавленных компаний и шестая по величине в индексе на момент включения. Поскольку инвесторы пытались купить больше акций в результате этого включения, некоторые аналитики, такие как Райан Бринкман из JP Morgan, предлагали инвесторам проявлять осторожность, считая, что Tesla была сильно переоценена.

В течение 2020 года цена акций Tesla выросла на 740%, а в январе 2021-го ее рыночная капитализация достигла 848 мдрд долларов, превысив этот совокупный показатель 9 крупнейших автопроизводителей США. Это сделало ее пятым по величине автопроизводителем Америки.

Кстати, с 2015 по 2020 год Tesla продолжала поглощать небольшие компании. Так, она купила Riviera Tool, Grohmann Engineering, Perbix, Compass Automation, Hibar Systems, German ATW Automation и еще несколько мелких игроков. Grohmann переименовали в Tesla Grohmann Automation, вместе с Maxwell они продолжили работать как дочерние компании, в июле 2021 года Илон Маск сообщил о продаже Maxwell.

Пикап Cybertruck, который Tesla представила в ноябре 2019-го, начнут массово производить в середине 2023 года. Так сообщил Маск. По его словам, летом этого года Tesla выпустит ограниченную партию Cybertruck. Угловой дизайн пикапа вызвал неоднозначную реакцию, некоторые аналитики с Уолл-стрит задались вопросом, проявят ли американские покупатели пикапов интерес к Cybertruck. Как заявлял Илон Маск, компания получила около 600 тыс. предзаказов на пикап.

Cybertruck

У Tesla была цель произвести полмиллиона автомобилей в 2020 году, и она ее достигла. Компания закончила год с прибылью более 19 млрд долларов по сравнению с 6,3 млрд долларов в конце 2019-го.

А теперь про автопилоты, которые есть у Tesla. Что же в них уникального? Ведь Google, Uber, и даже Яндекс давно демонстрируют полноценные автопилоты? Дело в том, что большинство компаний использует комбинацию камер, лидара, радара и заранее загруженных карт в высоком разрешении, что позволяет машине ориентироваться в пространстве.

Однако это требует постоянного обновления карт и установки очень дорогого лидара. Только подумайте — дороги постоянно ремонтируют, перекрывают, физически невозможно в реальном времени обновлять карту всего мира. Лидар вообще выглядит как огромная вращающаяся люстра и стоит около 7 тыс. долларов.

В Tesla пошла по принципиально другому пути. Все вычисления происходят в реальном времени локально, то есть машина благодаря огромным вычислительным мощностям и обученной нейронной сети способна ориентироваться даже на абсолютно незнакомой местности, о которой нет данных и где никогда до этого не проезжала Tesla. Более того, теперь компания отказывается от радара в пользу обработки изображения с 8 камер.

Разработчики компании смогли обучить нейронную сеть точно помечать и распознавать объекты на дороге. Кроме того, с помощью обработки изображения с 3 передних камер и расчета относительной скорости автомобиль научили точно определять расстояние до впереди едущих машин. Радар теперь попросту мешает.

Инвестиции в биткоины компания начала делать в том же 2022 году. Об этом стало известно в феврале 2022 года. Размер вложений составил 1,5 млрд долларов в биткоины, а в марте Tesla начала принимать их в качестве оплаты при покупке автомобилей в Соединенных Штатах и ​​заявила, что представит такую же возможность своим клиентам в других странах.

Маск написал в Twitter, что биткоины, уплаченные Tesla, сохранятся и не будут конвертироваться в фиатную валюту. Позже выяснилось, что с января по март 2021 года Tesla получила прибыль в 101 млн долларов от продажи биткоинов. Однако прошло чуть меньше 2 месяцев после заявления Маска о том, что за цифровую валюту можно купить электрокары, как компания изменила свою позицию. Аргумент был такой:  добыча криптовалюты увеличивает потребление ископаемого топлива и ухудшает экологическую обстановку.

Во время июльской биткоин-конференции Маск сказал, что Tesla в будущем, возможно, поможет майнерам биткоина перейти на возобновляемые источники энергии. И добавил: если добыча биткоинов перейдет на безопасный формат, Tesla возобновит прием биткоинов.

В декабре 2021 года Tesla перенесла свою штаб-квартиру из Калифорнии в Техас, город Остин, из-за предыдущих споров с властями штата по поводу ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Однако Маск заявил, что работа завода во Фримонте в районе залива Сан-Франциско будет расширяться в Калифорнии.  

В сентябре 2021 года Tesla приступила к строительству нового завода по производству аккумуляторов в Калифорнии и в октябре подписала договор аренды дополнительных офисных помещений в Пало-Альто. В том же месяце рыночная капитализация Tesla достигла 1 трлн долларов.

В 2021-ом выручка Tesla от продаж по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 71% и составила 53,8 млрд долларов, чистая прибыль превысила 5,5 млрд долларов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤