Pinterest: от приложения до lifestyle-журнала

Многие известные бренды собрали целые каталоги своей продукции на страницах соцсети

Еще до основания известного видеохостинга Pinterest Бен Зильберман работал в отделе онлайн-рекламы корпорации Google. Это был 2006 год, спустя два года он решил создать свой собственный сервис. В детстве Бен коллекционировал марки, делал гербарий, поэтому, задумавшись о собственном проекте, понял, что должен создать сайт, где люди будут делиться тем, что их вдохновляет.

В партнеры Бен взял себе своего приятеля Пола Скиарру. Вместе летом 2008 года они основали компанию Cold Brew Labs. Пол стал генеральным директором, занимался поиском инвесторов и предоставил для офиса свой дом. В том же году партнеры создали приложение Tote. Пользователи сохраняли в нем фотографии товаров, которые получали по электронной почте или смс-сообщениями, чтобы потом купить их. Cold Brew Labs получила инвестиции от венчурной компании First Mark Capital. Однако люди добавляли товары в «избранное», пересылали друг другу, но почти ничего не покупали.

Они тогда еще не использовали мобильные приложения для покупок, то есть приложение опережало время. Кроме того, магазин App Store был не готов поддержать бизнес на платформе мобильного приложения. Поэтому приложение стало убыточным. Однако пользователи часто коллекционировали изображения. Увидев это, Бен Зильберман изменить свой продукт. Так, в 2009 году началась работа над будущим Pinterest, бета-версия появилась весной 2010 года.

Бен Зильберман

Команда целый год занималась проектированием и совершенствованием сайта. Было создано около 50 версий, разработчики хотели, чтобы пользователи могли просматривать несколько изображений одновременно. В то время сервис с трудом набирал аудиторию. Прошло 4 месяца после того, как запустили Pinterest, а у него уже было 3 тыс. пользователей. Конечно, это меньше, чем за аналогичный период у Instagram: количество его пользователей составило почти 1 млн пользователей. Однако, через 5 месяцев аудитория Pinterest была чуть меньше 10 тыс. человек. 

Дошло дело и до знаменитостей. Одной из первых селебрити, зарегистрировавшихся на сайте, стала жена кандидата в президенты США от Республиканской партии Митта Ромни - Энн Ромни. Первые 2 года регистрация в сервисе была закрытой, затем — по приглашениям.

Период 2010-х стал временем прихода инвесторов в Pinterest. Бывшая глава венчурной фирмы IAC M&A Шана Фишер захотела вложить капитал в компанию. Генеральный директор билетной платформы Eventbrite и совладелец PayPal Кевин Хартц тоже заявил о намерении вложить деньги в стартап. Это способствовало привлечению инвесторов в дальнейшем.

В сентябре 2011 года число уникальных ежемесячных посетителей Pinterest составляло 1,68 млн, в декабре уже 7,28 млн, а в феврале 2012-го превысило 16 млн. Издание TechCrunch тогда написало, что Pinterest перешагнул отметку в 10 млн посетителей быстрее любого другого сервиса, у которого есть только сайт, за всю историю интернета.

Такой рост аудитории обеспечивали в первую очередь женщины. По данным за 2018 год, доля женщин в сервисе в возрасте от 25 до 54 лет составляла 83%. Издание Quartz называет Pinterest «любимой соцсетью американских мамочек». При этом более 80% новых подписчиков жили за пределами США. В 2015 году Pinterest персонализировал настройки поиска по гендерному принципу: сервис показывал разные результаты для женщин и мужчин.

Pinterest дал возможность создать собственный lifestyle-журнал и поделиться им с друзьями, близкими и совершенно незнакомыми людьми. Он помогал распланировать свадьбу и дни рождения, запланировать путешествие, поделиться рецептами. При этом у Pinterest был простой и понятный интерфейс, который в то же время отличался эстетичностью. 

Основным источником дохода Pinterest была реклама. В 2010 году Бен Зильберман начал экспериментировать со встроенным сервисом Skimlinks, который давал сайту возможность набирать клиентов для сайтов-ретейлеров и получать 6% от каждой продажи, которые через него совершались. Но Pinterest быстро отказался от Skimlinks, поскольку использовал его в тестовом режиме. 

Позже в Pinterest появились другие опции. Случилось это благодаря Тиму Кендаллу, который пришел в компанию в 2012 году, до нее он в течение 5 лет разрабатывал рекламные продукты Facebook. В начале 2015 года он занимался в Pinterest исключительно вопросами монетизации, а через год занял должность президента.

В 2014 году была добавлена опция Rich Pins, которая позволила делать покупки. Простой интерфейс и большая аудитория привлеки крупные компании. Многие известные бренды, такие как Armani, Sony, Gap или Pull & Bear стали составлять каталоги своей продукции на страницах  Pinterest. Сейчас больше миллиона компаний используют Pinterest для привлечения клиентов.

Рекламодатели выбирают продвигаемый пин и вводят критерии таргетинга. Запустив кампанию, можно следить за тем, как она продвигается и вносить корректировки. Также Pinterest открывает бизнес-профилям доступ к аналитике, которая помогает изучить аудиторию с точки зрения демографических, гендерных  географических критериев. 

В середине 2010-х Pinterest начала покупать стартапы, например, VisualGraph, который занимался распознаванием образов и визуальным поиском. В 2017 году сервис запустил функцию Lens, которая дает возможность распознавать объекты через камеру телефона и находить похожие изображения в сервисе. 61% пользователей Pinterest заявили, что узнают о новых брендах или товарах именно на этом сервисе.

В 2016 году соцсеть запустила персонализированные рекомендации товаров на основе сохраненных пинов пользователя. Переход с хронологической на новостную ленту повысил вовлеченность пользователей сервиса, как минимум, в 5 раз. Люди начали активнее сохранять и делиться изображениями.

В Pinterest заявили, что у сервиса есть важное конкурентное преимущество. Если многие компании пытались определить интересы своей аудитории по косвенным признакам, то Pinterest пользователи сами показывали, что им интересно.

Благодаря искусственному интеллекту, который формировал рекомендации для пользователей,  внедрению рекламных пинов, росту аудитории сервис смог увеличить прибыль с 25 млн долларов в 2014 году до 500 млн долларов в 2017 году. А еще через год доход Pinterest вырос до 756 млн долларов. Штат компании превысил 1800 человек.

Все показатели сервиса росли так быстро, что в компании забеспокоились о том, не отразится ли это на качестве пользовательского опыта. В результате было решено ввести в Pinterest функциональную модель. Согласно ей команды отчитываются перед функциональными лидерами: директором по продукции, руководителем инженерной группы и т.д. 

На русский язык интерфейс Pinterest перевели на русский язык в 2015 году. Но в России соцсеть не достигла такой популярности, как в США, даже спустя 3 года Pinterest не вошла в "десятку" популярных приложений в стране.

В 2019 году компания провела IPO, которое было необходимо для увеличения аудитории и совершенствования бизнес-модели. В первый день торгов акции компании подорожали с 19 до 24,5 долларов. По данным Yahoo Finance, рыночная капитализация Pinterestв 2021 году достигла 16,4 млрд долларов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤