История «Союзмультфильма» оказалась связана с Walt Disney

Студия практически сразу перешла от черно-белых картин к цветным

Один из главных советских брендов «Союзмультфильм» появился как бы между прочим. Когда в июне 1936 года в Советском Союзе Иосиф Сталин дал поручение создать киностудию для детей, никто даже не думал, что на ее творениях вырастет не одно поколение детей. Есть приказ, надо выполнять. Есть несколько версий о том, почему вообще возникла эта идея, по самой популярной: «Союзмультфильм» появился благодаря Walt Disney, вернее благодаря состязанию США и СССР, руководство последнего решило, что негоже отставать от соперника, нужно делать свои мультики. 

Советская мультипликация к своему пику подошла в 1924 году, когда студия «Культкино» создала анимационные фильмы «Советские игрушки», «Каток», «Почта» и «Органчик». Мультипликаторы сконструировали новую технику: благодаря плоским марионеткам можно было быстро создавать мультфильмы.

Архитектор Александр Птушко, которого взяли на работу в «Мосфильм», создал полнометражный фильм «Новый Гулливер», объединивший в себе актерскую игру и кукольную мультипликацию. И именно он в 1936 году стал первым директором студии «Союздетмультфильм», которую через год переименовали в «Союзмультфильм».

Первым мультом «Союзмультфильма» стал черно-белый «В Африке жарко» по сценарию писателя Сергея Михалкова. Сюжет был простым и добрым: африканские животные устали от жары и мечтают о мороженом, которое им привезли обезьяна и морж с Северного полюса, а взамен им подарили целую корзину фруктов. Успех мультфильма вдохновил создателей на цветные картины. Сначала они были короткометражными и тоже в основном рассказывали о жизни зверей.

«В Африке жарко»

Через год советские дети и их родители увидели «Мойдодыра», «Бармалея», «Лимпопо», снятые в технике «эклер», то есть сначала людей и животных снимали, а потом рисовали их движения.

Во время Второй мировой войны «Союзмультфильм» испытывал трудности, потому что художникам вместо мультиков приходилось рисовать патриотичные плакаты, а потом их вообще эвакуировали в Узбекистан. А когда они вернулись в Москву и продолжили работу, им не хватало рабочего материала, регулярно возникали перебои с освещением и отоплением. Однако это не помешало создать мультфильмы по мотивам сказок «О царе Салтане» и «Синдбад-мореход».

После окончания войны дела «Союзмультфильма» пошли в гору. В 1950-х художники студии создали несколько успешных мультжанров, чтобы отличиться от своих диснеевских коллег. Например, на Новый год у анимационных детей случались приключения, празднование перенесли из «сказочной» реальности на городские улицы и Кремль.

«Снеговик-почтовик»

«Золотыми десятилетиями» советской мультипликации стали 1960-1970-е. Именно в это время сняли «Ну, погоди!», «Приключения крокодила Гены и Чебурашки»,  «Трое из Простоквашино». Не все образы давались легко. Например, идея о создании несуществующего заморского существа из коробки с апельсинами не впечатлила команду студии, ситуацию спас художник Леонид Шварцман, показав как будет выглядеть Чебурашка. Над Галчонком из Простаквашино пришлось изрядно потрудиться – долгое время он выходил невыразительным и скучным.

В 1967 году появился «Маугли», мультфильм разделили на несколько серий, чтобы показать  сложную историю взросления, дружбы и смерти, но без сцен прямого насилия. Спустя два года после выхода последней серии мультфильм сделали полнометражной картиной. Интересно, что «Маугли», снятый по повести Редьярда Киплинга «Книга джунглей», практически  получил новых персонажей. Один из самых ярких героев произведения Киплинга Багира в оригинальной версии был мужского пола. Советские мультипликаторы изобразили пантеру женского пола, которую озвучила актриса Людмила Касаткина. Так произошло из-за лингвистических особенностей: в русском языке имена, оканчивающиеся на «а», чаще всего женские. Советская Багира стала не только суровой воительницей и наставницей Маугли, но и заботливой матерью: в одной из серий мультфильма есть сцена, где она переносит своих детенышей в безопасное место перед страшным сражением.

В конце 60-х годов режиссеру Вячеславу Котеночкину пришла в голову идея создать мультфильм о том, почему нельзя обижать маленьких – и обыграть это в шутливом стиле. Считается, что инициативу быстро поддержало руководство и поставило перед сотрудниками «Союзмультфильма» цель – снять в качестве ответа «Тому и Джерри» с погоней, забавными ситуациями, а также почти полным отсутствием диалогов. Волка в новом мультфильме озвучивал Анатолий Папанов, хотя сначала эту роль хотели предложить Владимиру Высоцкому, а зайца – Клара Румянова. Невероятный успех «Ну, погоди!» был бы невозможен без труда большой и талантливой команды: художников Светозара Русакова, Виктора Лихачева и Владимира Крумина, сценаристов Феликса Камова и Александра Курляндского, режиссеров Геннадия Сокольского и Вячеслава Котеночкина и многих других.

Поначалу создатели мультика не планировали делать его многосерийным, однако после выхода пилотной части зрителям так понравились герои, что продолжение стало просто необходимо. Вячеслав Котеночкин признавался, что несколько раз хотел завершить эту историю, но ему постоянно приходили письма с просьбами о выпуске новых серий. Несмотря на бешеную популярность «Ну, погоди!», его создателям приходилось сталкиваться и бороться с цензурными ограничениями: к Волку поначалу было немало вопросов – почему курит, плюется, нарушает общественный порядок. Мультсериал сопровождали знакомые всем музыкальные композиции, которые Котеночкин подбирал лично, а песню про Снегурочку и Деда Мороза из новогоднего выпуска композитор Геннадий Гладков написал специально. В 1988 году режиссер Вячеслав Котеночкин получил за работу над мультфильмом Госпремию СССР, а книгу собственных мемуаров назвал «Ну, Котеночкин, погоди!»

«Маугли»

В начале 1990 годов в жизни «Союзмультфильма» все изменилось, причем далеко не в лучшую сторону. В 1992 году занимавший тогда должность директора студии Станислав Рожков заключил договор с американской компанией Films by Jove, в результате к ней перешли права на переозвучку, монтаж и прокат советских мультфильмов за рубежом. Владельцами Films by Jove являются эмигрировавший в США известный советский актер Олег Видов и его жена Джоан Борстен. Но 11 лет спустя, то есть в 2003 году между «Союзмультфильмом» и Films by Jove началось судебное разбирательство. Владельцы второй заявляли, что руководство студии должно либо подчиниться действующему договору, либо выкупить у них права. В результате в 2007 году компания Swinstar Holdings Limited выкупила права на студию и передала их российскому государственному телеканалу «Бибигон». А в 2010 году арбитражный суд Москвы признал недействительным договор, заключенный «Союзмультфильмом» с американской компанией.

В 2019 году «Союзмультфильм» впервые в своей истории провел ребрендинг, разработав новый фирменный стиль. Дизайн представляет из себя мягкие сплит-блоки: в буквах и абстрактных формах можно угадать персонажей «Союзмльтфильма». Анимационное решение может с легкостью интегрировать в современное диджитал-пространство. Логотип набран фирменным шрифтом, но буквы в нем стали живее: они сильнее вращаются, подпрыгивают и будто взаимодействуют друг с другом. У лого несколько вариантов: монохромный, цветной, а «Союзмльтфильм» написан в одну строку или в три, в зависимости от вида коммуникации.    

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤